КА  «Профессиональное тестирование»

С.А. Шапиро
Управление трудовой карьерой как механизм развития персонала организации
Монография. - М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2012 – 195 с.

 

Введение

Данная монография ставит перед собой ряд проблем, связанных с вопросами управления трудовой карьеры, как со стороны руководства организаций, так и с точки зрения самих работников. Теория и практика управления персоналом выделяют ряд основных факторов, влияющих на трудовую карьеру работников и являющихся залогом успешного профессионального развития персонала.  Перечислим их.

Во-первых, каждый потенциальный работник должен определить для себя технологию построения своей карьеры. Необходимо определиться в целях и задачах, являющихся приоритетными для любого человека и в соответствии с ними выбрать для себя карьеру. Понять, что нужно для ее планирования, какие шаги необходимо пройти, кто может помочь на этом пути, а кто наоборот будет препятствовать, какие побочные проблемы могут встретиться и наметить меры для их преодоления.

Во-вторых, любой человек должен понять свою внутреннюю мотивацию, т.е. знать и понимать свои мотивы и потребности, которые он старается удовлетворить в процессе работы в организации или на индивидуальном поприще, в том числе, что для него важнее потребность власти, успеха или самореализация своих способностей и достоинств через профессиональный рост. Работник также должен понимать какое вознаграждение он может получить от своего руководства, если будет хорошо и качественно выполнять свою работу. Но при этом надо понимать и мотивацию своего начальства, т.е. его цели, стиль управления, психологические особенности, для того, чтобы можно было успешно сотрудничать с ним, в достижении поставленных целей.

В-третьих, надо знать и понимать психологические особенности своего характера и темперамента, потому что во многом, от этого, зависит наше поведение и наша реакция на те, или иные события, кроме того, именно они определяют нашу склонность, а стало быть, успешность к деятельности в том или ином виде труда.

В-четвертых, следует понимать, как возникают организационные конфликты, так как именно они во многом являются причиной крушения или, по крайней мере, замедления успешно начатой карьеры. Следует уяснить, по каким причинам образуются трудовые споры между работником и руководством, какой стиль поведения следует выбирать в конфликтной ситуации и каким путем можно урегулировать конфликт. Здесь требуется не только понимание ситуации, т.е. как поведет себя тот или иной человек в зависимости от обстоятельств, но и знание основ трудового законодательства. Нужно также знать, какие нормативные документы определяют круг должностных обязанностей, чтобы знать, что вы делаете по необходимости, а что выходит за рамки обязанностей и является потенциалом для вознаграждения ваших заслуг.

В-пятых, работник, как правило, работает не один, а в коллективе таких же, как он сам людей, которые объединяются для решения своих задач в группы и коллективы, иногда именуемые неформальными организациями. В таких ситуациях необходимо понимать проблемы группового поведения людей и то, насколько они противоречат личным карьерным интересам каждого конкретного работника. Важно также понимать и принимать принципы корпоративной культуры, принятой в каждой организации, так как, соблюдая их, можно многого достичь.

Таким образом, существует пять основных факторов, от влияния  которых зависит успешная карьера любого работника. Они и связанные с ними проблемы будут последовательно рассмотрены в главах монографии. В книге приводятся ситуации из хозяйственной практики, элементы авторских исследований, проведенных в различных организациях, примеры успешной карьеры знаменитых людей. Все это на наш взгляд поможет как руководителям, так и работникам в процессе управления карьерой, влияющей на развитие персонала и эффективность его труда.