КА  «Профессиональное тестирование»

С.А. Шапиро
Управление трудовой карьерой как механизм развития персонала организации
Монография. - М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2012 – 195 с.

Предыдущая

Глава 1. Сущность трудовой карьеры и условия ее формирования.

§1.4. Самостоятельное управление карьерным ростом

Планирование карьеры, описанное в предыдущем параграфе, составляет важную часть работы по ее осуществлению, однако, необходимо не только планировать, но и управлять карьерным ростом сотрудника, помогая ему не совершать ошибки, вовремя обходить «подводные камни», решать возникающие проблемы.

В организации этими вопросами в первую очередь должна заниматься служба персонала.

Управление карьерой в самом общем виде – это комплекс мероприятий, проводимых службой персонала предприятий, по организации должностного роста работников, контролю за их служебным продвижением, мотивированию к полной реализации своего трудового потенциала и активизации профессионально-личностного развития, исходя из потребностей и интересов работников, а также целей, возможностей и социально-экономических условий самой организации.

Также как и в случае планирования карьеры, ее управлением занимается не только служба персонала, но и каждый отдельно взятый работник. Однако эти два субъекта управления карьерой преследуют разные цели. Организация, в лице своей администрации, управляя карьерой работника, способствует его лояльности компании, ощущении сопричастности с делами фирмы, повышения производительности труда, снижения текучести кадров и более полной реализации трудового потенциала каждого отдельно взятого сотрудника.

Сотрудник в свою очередь, управляя своей карьерой, строит свое будущее. Для этого ему необходима информация о том, какие перспективы профессионального и служебного роста ждут его в данной организации, какие возможности повышения квалификации он может получить, а также условия, которые ему необходимо выполнить для этого.

При поступлении на работу каждый человек ставит перед собой определенные цели, но принимающая сторона, т.е. организация, куда он идет работать, имеет свои цели, которые могут не совпадать с личными, а возможно и противоречить им. Поэтому, необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества и соотносить их с теми требованиями, которые ставит перед работником организация. От этого во многом зависит успех всей карьеры сотрудника в данной организации.

Для того чтобы реально оценивать свои деловые качества следует проводить самооценку путем определения своих навыков и деловых черт, своих сильных сторон, слабостей и недостатков. Это можно сделать, пройдя определенные личностные опросники, например Тест Кеттела.

Однако, формируя цели своей карьеры, следует изучать и ситуацию на рынке труда, поскольку, поступив на какую-то должность, кажущуюся человеку внешне привлекательной, он может  достаточно быстро понять, что она не отвечает его ожиданиям. Может быть и другая ситуация. Работник знаком с ситуацией на рынке труда, высоко оценивает свои способности и достоинства, пытается найти перспективную область деятельности для применения своих знаний и умений. Но в данной отрасли или в регионе, где он на этот момент проживает, обнаруживается высокая конкуренция. Если цели деловой карьеры являются приоритетными для него по сравнению с социальными связями, его не пугает смена места жительства и т.п., то он вполне сможете отобрать для себя отрасль и регион, где бы предпочел жить и работать. Только при таких условиях можно правильно поставить цели карьеры.

Что же такое цель карьеры? Это не престижная должность, не определенные функциональные обязанности, не место в служебной иерархии, как, считают многие люди. Цель имеет более глубокое содержание. Она проявляется в причине, по которой человек хочет занимать определенную должность, выполнять конкретную работу, удовлетворить определенные потребности. Карьерные цели, как правило, меняются, по мере того как меняемся мы сами, т.е., становимся старше, повышаем квалификацию и т.д.  Формирование карьерных целей это постоянный процесс, находящийся в прямой зависимости с мотивацией каждого из нас.

Приведем примеры карьерных целей. К ним относятся:

-  занятие таким видом деятельности, который соответствует самооценке и приносит моральное удовлетворение (проект-менеджер, руководитель направления по стратегическому развитию);

-  занятие такой должности, которая давала бы возможность  развивать свой потенциал и усиливать его (менеджер, научный работник);

-  выполнять работу, носящую творческий характер (актер, программист);

-  работать по профессии или занимать должность, позволяющие достичь определенной степени независимости (предприниматель, преподаватель);

-  иметь хорошо оплачиваемую работу или должность (руководитель фирмы, чиновник высокого ранга);

-    иметь работу или должность, позволяющие одновременно заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством (дизайнер, редактор, корректор или другая профессия, позволяющая выполнять работу на дому).

Как уже было сказано, управление карьерой начинается с момента приема на работу. Менеджер по персоналу, проводящий собеседование, задает работнику вопросы, которые содержат требования работодателя к данной вакансии. Однако работник имеет право задать представителю организации встречные вопросы, отвечающие его карьерным целям и формирующие требования к должности со стороны работника.

Это могут быть вопросы следующего типа.

-  Какая система оплаты труда в организации?

-  Какова политика организации в отношении развития молодых специалистов?

-  Каковы перспективы развития организации?

-  Имеет ли организация социальную инфраструктуру (дома отдыха, детские лагеря)?

-  Каковы шансы на продвижение по карьерной лестнице, получения другой должности?

-  Планируются ли служебные командировки (в том числе зарубежные)?

-  Будут ли созданы условия для обучения, повышения квалификации, переподготовки?

-  Возможно ли сокращение данной должности и с чем это может быть связано?

-  Возможно ли рассчитывать на помощь организации в последующем трудоустройстве, в случае сокращения?

Управляя своей карьерой, в процессе трудовой деятельности важно обращать внимание на сопутствующие факторы, от которых зависит ваше продвижение.  

Во-первых, не терять время на работу с безынициативным и неперспективным начальником, от которого  не видно никаких предложений по реализации своих проектов. Постараться перейти в другое подразделение или стать нужным другому руководителю более высокого ранга, оперативному и инициативному.

Во-вторых, расширять свои знания, приобретать новые навыки, не только в профессиональном, но и в личном плане (изучение иностранных языков, получение водительских прав, развитие коммуникативных способностей, освоение компьютерных программ).

В-третьих, готовить себя к занятию более престижной и высокооплачиваемой должности, которая может стать вакантной в ближайшей перспективе.

В-четвертых, заводить связи, приобретать знакомства, постараться по новому оценить уже имеющиеся социальные связи  (родителей, родственников, друзей), которые могут оказать поддержку в карьере.

В-пятых, планировать свое время, на ближайшую перспективу (план на день и план на неделю), оставляя время для досуга, саморазвития, общения с близкими людьми.

И, наконец, уметь правильно оценивать обстановку, которая постоянно меняется. Меняется и сама организация, в которой сотрудник работает, и люди вокруг него, да и он сам. Меняются спрос и предложение на рынке труда, законодательство, требования к профессии. Все это необходимо учитывать, так как это факторы, являющиеся внешними по отношению к  карьере работника, и изменить которые он не в состоянии. Под них можно только подстраиваться.

Чтобы эффективно управлять своей карьерой необходимо составлять личный план. Рассмотрим жизненный план карьеры руководителя.[9]

Содержание личного жизненного плана карьеры руководителя состоит из трех основных разделов: оценка жизненной ситуации, постановка личных конечных целей карьеры и частные цели и планы деятельности. Здесь также требуется поставить перед самим собой вопросы, представляющие собой форму самоанализа, на которые желательно иметь ответы или задуматься о них.

Рассмотрим составные части плана более подробно.

1.  Оценка жизненной ситуации

            Работа

- Представляю ли я четкую картину своей работы и целей, которые я хочу достигнуть?

- Помогает ли мне моя работа в достижении других жизненных целей?

- Каковы мои цели продвижения и развития по отношению к работе?

- Какой работой  я хотел бы заниматься через 5 -10 лет?

- Какова моя мотивация к труду?

- Какие мотивационные факторы являются для меня приоритетными в настоящее время?

- Какие мотиваторы будут влиять на выбор мной вида деятельности через 5 лет?

- Каковы мои сильные и слабые стороны?

- Что мне нужно сделать, чтобы убедиться, что в ближайшие годы моя работа будет отвечать моим личным потребностям?

1.2. Экономическое состояние 

- Каково мое экономическое положение в настоящий момент?

- Каков мой личный бюджет, не выхожу ли я за его рамки?

- Какие меры я могу применить в случае необходимости для улучшения моего экономического положения?

1.3. Физическое состояние

- Какова моя  общая форма?

- На чем основываются мои выводы (собственное ощущение, результаты медосмотров и т.д.)?

- Как часто мне следует показываться врачам?

- В какой области медицины мне следовало бы поправить свое здоровье?

1.4 Социальное состояние, человеческие отношения

- Насколько искренне меня интересуют чужое мнение и точка зрения других людей?

- Каким образом я их учитываю в своей деятельности?

- Насколько важны для меня чужие заботы и проблемы?

- Интересует ли мое мнение других людей?

- Навязываю ли я другим людям свои мысли и мнения?

- Умею ли я слушать?

- Ценю ли я людей, с которыми общаюсь?

- Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?

- Каким образом я забочусь о своих друзьях?

- Каким образом я обеспечиваю отношения для обратной связи со мной?

1.5 Психологическое состояние

- Каково мое психологическое состояние?

- На чем основана моя оценка (собственное представление, тесты, заключения специалистов)?

- Какие стрессы беспокоят меня в последнее время?

- Стоит ли мне поменять работу или вид деятельности в настоящее время?

- Какие стрессы могут ожидать меня в ближайшем будущем?

- Возможно, мне стоит изменить образ жизни, круг общения, увлечения? Каким образом это сделать?

- Нужна ли мне помощь психолога-консультанта или психотерапевта?

1.6 Семейные отношения

- Имеются ли у меня необходимые условия для создания семьи?

-Следует ли мне заводить еще одного ребенка?

- Уделяю ли я достаточно внимания родителям, жене, детям?

- Каким образом следует проводить досуг в кругу семьи?

- Куда поехать на отдых?

- Куда пойти учиться моим детям?

- Как помочь моим детям, имеющим собственную семью?

Это, конечно, отнюдь не конечный круг вопросов, который каждый из нас независимо от пола и возраста может задать себе на разных этапах жизни и построения карьеры. Очевидно и то, что не каждый из перечисленных вопросов следует ставить перед собой, если этот этап у вас уже пройден. Они лишь показывают, каким образом следует проанализировать свою жизнь перед дальнейшей постановкой карьерных целей.

2. Постановка личных целей карьеры

2.1 Целями моей карьеры являются:

1.___________________________________________

2.___________________________________________

3.___________________________________________

2.2 Моя карьера должна осуществиться до 20___ г, самое позднее______.

2.3. Какие факторы способствуют достижению моей карьеры?

___________________________________________________________

2.3.1 Какие факторы препятствуют достижению моей карьеры?

____________________________________________________________

2.4 Каковы наиболее критические моменты в достижении моей карьеры? Что я могу сделать для их сглаживания?

_____________________________________________________________

2.5 Какие факторы (время, финансовые средства, связи, здоровье) мне нужно задействовать для достижения моей карьеры?

_____________________________________________________________

2.5.1 Готов ли я задействовать нужные мне факторы или следует изменить свои карьерные цели?

_____________________________________________________________

3.  Частные цели и планы деятельности, способствующие достижению моей карьеры

Для достижения поставленных целей  мне нужно решить следующие частные задачи

Мероприятия, которые необходимо для этого провести

Время, которое необходимо на это затратить

1. В области развития служебной деятельности

 

 

2. В области экономического состояния

 

 

3. В области здоровья и подержания физической формы

 

 

4. В области социального состояния, дружеских отношений и увлечений

 

 

5. В области внутриличностной мотивации и психологического состояния

 

 

6. В области семейных отношений

 

 

 

Составив, личный жизненный план своей карьеры, периодически корректируя его, и вводя новые цели и задачи, возникающие на  карьерном пути работника, соблюдая упомянутые выше правила, он сможет эффективно управлять своим карьерным ростом, в то же время, выходя на новый уровень развития и повышая эффективность своего труда.

Управление деловой карьерой в отношении наиболее перспективных сотрудников осуществляет также и организация, но об этом мы поговорим в одной из следующих глав.



[9] Управление персоналом организации под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2009, с. 438

Предыдущая