КА  «Профессиональное тестирование»

Зимовец А.В.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Конспект лекций. Таганрог: ЮФУ, 2012.

Предыдущая
 

11. Международный туризм и организация перевозок пассажиров

Туризм в современном мире рассматривается как социально-экономическое явление, оказывающее прямое и опосредованное влияние на развитие всей связанной с ним ифраструктуры. Современный туризм базируется на высоком уровне развития транспорта, социальной сферы и сферы услуг, что, в конечном счете, превращает его в высокодоходную отрасль экономики.

По данным Всемирной туристической организации (ВТО), сегодня туризм является одной из высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. По доходности он уступает лишь добыче и переработке нефти. На долю туризма приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов и 5 % всех налоговых поступлений. В связи с этим во многих странах сфера туризма активно развивается при государственной поддержке.

По данным ВТО, Россия в 2005 году занимала 16-е место в мире по получаемым доходам от туризма, а по числу прибывающих к нам туристов - 13-е. Страны дальнего зарубежья составляют 30% от общего количества приезжающих в Россию иностранцев, среди которых лидируют десять стран (на них приходится 80% всего рынка), в числе первых - Германия, Финляндия, США, Великобритания, Италия, Франция и Япония. В последние годы к этому списку добавились страны Балтии, с которыми возрос деловой и туристский обмен, а также Республика Корея.

Россия, благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также интересу зарубежных туристов как к новому направлению, имеет все основания для развития всех существующих видов туризма. Ожидается, что к 2010 году она будет входить в десятку наиболее посещаемых стран.

Транспортное обслуживание туристовэто одна из составных частей индустрии туризма. В то же время транспортные путешествия рассматриваются как самостоятельный вид туризма.

Транспортные путешествия — это путешествия организованных групп туристов при наличии путевок (ваучеров) по разработанным маршрутам с использованием различных транспортных средств. Они классифицируются по следующим основным признакам:

-  способ передвижения на маршруте;

-  вид используемого транспорта;

-  построение трассы маршрута;

-  продолжительность путешествия;

-  сезонность и др.

Туристическое транспортное путешествие, как правило, реализуется несколькими видами транспорта: железнодорожный + автобусный (легковой автомобиль), авиационный + автобусный и т. д.

Наиболее мобильными видами транспорта являются автобус и легковой автомобиль, которые используются как на самостоятельном маршруте, так и в виде трансфертного транспорта по доставке туристов из аэропорта (вокзала) в гостиницу и обратно.

Поэтому во всем мире существуют специальные компании, занимающиеся транспортными перевозками пассажиров по территории сопредельных государств. При перевозке пассажиров, в соответствии с двусторонними соглашениями в области автомобильного транспорта предусмотрена разрешительная система для регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров автобусами в международном сообщении по территории договаривающихся сторон.

Перевозчику не разрешается осуществлять перевозки пассажиров между двумя пунктами, расположенными на территории другой договаривающейся стороны.

Перевозчик может осуществлять перевозки пассажиров с территории другой договаривающейся стороны на территорию третьей страны, а также с территории третьей страны на территорию другой договаривающейся стороны, если он получил на это специальное разрешение компетентного органа другой договаривающейся стороны.

Оказываемые транспортные услуги могут осуществляться на регулярной и нерегулярной основах.

Под регулярными перевозками пассажиров понимаются перевозки между территориями договаривающихся сторон или транзитом по их территориям, осуществляемые с определенной периодичностью, по установленному заранее маршруту, расписанию и при условии посадки и высадки пассажиров в заранее обусловленных пунктах.

В соответствии с двусторонними соглашениями в области автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров автобусами организуются по согласованию между компетентными органами договаривающихся сторон на основе выдаваемых ими разрешений на проезд по тому участку пути, который проходит по их территории. При открытии регулярной линии договаривающиеся стороны, как правило, соблюдают принцип паритетного участия перевозчиков обеих стран. Для проезда автобусов регулярной линии по территории транзитной страны также требуется разрешение компетентного органа этой транзитной страны.

При осуществлении регулярных перевозок пассажиров у водителя автобуса должна быть заверенная копия разрешения на открытие указанной регулярной линии, которое выдается на строго определенный период времени.

Под нерегулярными перевозками пассажиров понимаются все остальные виды перевозок пассажиров, не подпадающие под термин «регулярные перевозки», т. е. разовая перевозка, при которой условия ее осуществления определяются в каждом отдельном случае по согласованию между заказчиком и перевозчиком. При этом посадка и высадка пассажиров на протяжении всего маршрута запрещается.

В соответствии с положениями действующих двусторонних межправительственных Соглашений в области международного автомобильного сообщения, в большинстве случаев, на выполнение подобных перевозок между странами или транзитом по их территории обязательным требованием является наличие разрешения на совершение такой перевозки по территории другой страны. Разрешение на нерегулярную перевозку пассажиров носит, как правило, разовый характер.

По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), в 2002-2007 году российская сторона произвела обмен и располагает разрешениями на осуществление нерегулярных автобусных перевозок на проезд по территории следующих стран: Бельгия, Болгария, Китай, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, Румыния, Турция, Финляндия, Чехия, Швейцария, Эстония, а также разрешения на осуществление нерегулярных пассажирских перевозок по территории Литвы и разрешения на осуществление нерегулярных пассажирских перевозок транзитом по территории Украины.

Что касается других стран, то в связи с отсутствием потребностей у российских и иностранных перевозчиков в разрешениях на подобные виды перевозок, обмен контингентом разрешений не производился.

В то же время в межправительственных соглашениях предусмотрены случаи, когда при совершении нерегулярной пассажирской перевозки разрешения не требуется. Как правило, разрешений не требуется на выполнение нерегулярных перевозок пассажиров автобусами в случаях, когда группа пассажиров одного и того же состава перевозится на одном и том же автобусе в продолжение всей поездки:

-  если эта поездка начинается и заканчивается на территории той страны, где зарегистрирован автобус;

-  если эта поездка начинается на территории страны, где зарегистрирован автобус, и заканчивается на территории другой страны, при условии, что автобус покидает эту территорию пустым.

В некоторых двусторонних межправительственных Соглашениях о международном автомобильном сообщении, например, с Германией, Румынией, Польшей, Македонией и Чехией, разрешение также не требуется для въезда порожних автобусов в целях обратной перевозки тем же перевозчиком группы пассажиров из пункта на территории другой договаривающейся стороны, в который эта группа была ранее доставлена, в пункт первоначального отправления. В этих случаях обязательным условием является наличие у водителя списка пассажиров или унифицированного списка пассажиров (контрольною документа)[27].

Данный документ введен в мая 1997 года, в целях гармонизации условий осуществления перевозок пассажиров в международном нерегулярном сообщении. В настоящее время российской стороной согласовано применение этого документа в 20 странах Европы:

Унифицированный список пассажиров (контрольный документ) действителен на совершение одной перевозки (туда и обратно), если количество стран не превышает трех. Если количество стран больше, то для обратной поездки требуется применение второго экземпляра.

Заполнение документа проводится перевозчиком самостоятельно заблаговременно до начала выполнения перевозки. Сведения вносятся в документ заглавными буквами и нестирающимися чернилами. Все пронумерованные листы поездки (1, 2 ...) оригинала и дубликата должны быть заполнены перевозчиком на всю поездку (туда и обратно) одинаково, причем исправления и зачеркивания не допускаются. В противном случае перевозчик должен заполнить другой документ. Перевозчик отвечает за правильное и своевременное заполнение документа.

Используются и другие виды документов, применяемые при выполнении нерегулярных пассажирских перевозок, не требующих наличия разрешений в установленных Соглашениями случаях.

В частности, при выполнении перевозок:

-  во Францию или транзитом через ее территорию применяется Карнет де Декларасьон (действителен на 20 поездок);

-  в Испанию или транзитом через ее территорию применяется Карнет Гойя де Рута (действителен на 1 поездку).

Используемые в международной практике пассажирские тарифы классифицируются на нормальные (сквозные и пропорциональные) и специальные.

Сквозные тарифыэто опубликованные тарифы от пункта отправления до пункта назначения, которые различаются по классу предоставляемого обслуживания, сезонности перевозки и виду оформления перевозки. Чаще всего, сквозные тарифы применяются для при пассажирских перевозках. Так в частности, в зависимости от класса обслуживания сквозные пассажирские тарифы подразделяются на тарифы экономического (туристического) класса и тарифы первого класса.

Термин «экономический класс» применяется во всем мире для обозначения более низкого класса обслуживания. Иногда для обозначения этого же понятия может применяться термин «туристический класс».

Термин «первый класс» используется для обозначения наиболее высокого класса обслуживания. Тариф первого класса, как правило, в 1,5—2 раза выше тарифа экономического класса. Перевозка по тарифу первого класса предоставляет некоторые льготы в обслуживании на земле и на борту, в частности бесплатная перевозка 30 кг багажа вместо 20 кг по экономическому классу, бесплатные алкогольные напитки, более широкий ассортимент блюд на борту, повышенный комфорт в салоне самолета.

Промежуточный класс обслуживания между первым и экономическим классами называется бизнес-классом. Бизнес-класс предполагает улучшенное обслуживание пассажиров, которые платят по полному тарифу экономического класса.

По сезонности перевозки тарифы подразделяются:

-  на высший (летний тариф — пик-сезон),

-  на низший (зимний тариф — вне сезона),

-  на тариф промежуточного сезона (шоулдер-сезон).

По виду оформления перевозки тарифы подразделяются:

-  на перевозку в одну сторону («туда»),

-  на перевозку «туда и обратно»,

-  на перевозку по круговому маршруту.

К классификации тарифов по виду оформления перевозки могут быть отнесены и каботажные тарифы (перевозка по территории одного и того же государства). Как правило, они могут применяться только перевозчиками данной страны. Другие перевозчики могут использовать эти тарифы только по специальному разрешению уполномоченного перевозчика или правительственных органов. При отсутствии такого разрешения каботажные тарифы, указанные в справочниках, могут использоваться только для информации.

Если нет сквозного опубликованного тарифа между какими-нибудь пунктами по требуемому маршруту, применяются пропорциональные тарифы (суммы «эд-он»).

К специальным тарифам относятся различные экскурсионные и льготные тарифы. Особенностью всех специальных тарифов является то, что их применение ограничено определенными условиями, и то, что перевозка с применением этих тарифов может быть продана не широкой публике, а только определенной категории пассажиров.

Экскурсионные тарифы применяются, как правило, для перевозки туристических групп. Применение этих тарифов регулируется особыми правилами и определенным сроком, до и после которого они являются недействительными. Стоимость перевозки по этим тарифам зависит от сезона, в котором они применяются: пик-сезон, шоулдер-сезон или вне сезона.

Наибольшее распространение среди экскурсионных тарифов получили тарифы инклюзив-тур, особенностью которых является то, что перевозка оплачивается в оба конца вместе с услугами за экскурсионное обслуживание, а также то, что этот тариф, как правило, объявляется только для агентов туристических фирм. Пассажир оплачивает стоимость всего тура, включая воздушную перевозку и наземное обслуживание.

К льготным тарифам относятся как тарифы со скидками с основных нормальных тарифов, так и специально установленные льготные тарифы для различной категории пассажиров (дети, семьи, студенты, экипажи морских судов, турагенты и др.).

Специальные пассажирские тарифы носят ярко выраженный зональный характер, имеют ограничения по сроку действия, периоду их применения и зависят от количества пассажиров в группах и условий перевозки.

Наиболее дешевыми пассажирскими тарифами являются блок-чартерные тарифы, которые применяются для реализации свободной емкости самолетов на регулярных рейсах, как правило, в осенне-зимний период. Для этой цели на самолете устанавливается определенное количество мест, которые продаются по чартерной цене. Особенность блок-чартерных тарифов состоит в том, что они являются полуофициальными, устанавливаются в зависимости от конъюнктуры данного рынка и ежегодно пересматриваются. Они никому не объявляются, а предоставляются турфирмам конфиденциально в зависимости от количества пассажиров, которое турфирма или организация предлагают к перевозке по данному тарифу.



[27] Разрешения также не требуется при замене одного неисправного транспортного средства другим.

Предыдущая