КА  «Профессиональное тестирование»

Зимовец А.В.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Конспект лекций. Таганрог: ЮФУ, 2012.

Предыдущая

1. Место и роль международных перевозок в экономике

1.1. Классификация видов перевозок

При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя или более странами.

Транспортные услуги различаются в зависимости от:

1.  вида транспорта:

-  водный (морской и речной);

-  наземный (железнодорожный и автомобильный);

-  воздушный (авиационный);

-  трубопроводный;

-  смешанный;

2.  предмета транспортной операции

-  груз;

-  пассажир;

-  багаж;

3.  транспортной характеристики товара:

-  сухой (навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты), генеральные (штучные);

-  наливной (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, вино и др.);

4.  периодичности перевозки

-  регулярные

-  нерегулярные;

5.  порядка прохождения границы

-  перегрузочные

-  бесперегрузочные;

6.  вида транспортно-технологической системы

-  контейнерная;

-  паромная;

-  лихтерная[1] и др.;

7.  вида сообщения

-  прямое;

-  непрямое и др.

Процесс доставки товара в международной торговле (рис. 1.1.), как правило, включает:

1.  его перевозку от внутреннего пункта производства до пограничного пункта (порта) страны-экспортера (страна-экспортер);

2.  международную транзитную или морскую перевозку от пункта страны-экспортера до пограничного пункта (порта) страны-импортера (если между данными странами не установлена общая сухопутная граница);

3.  транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара.

Рис. 1.1. Схема процесса доставки товара в международной торговле

Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних относительно страны-продавца и страны-покупателя участках маршрута перевозки (т.е. присутствует участок B-C).

В широком смысле, международные транспортные услуги включают помимо непосредственно перевозочной деятельности различные сопутствующие операции:

-  доставку груза от склада отправителя до ближайшего грузового терминала;

-  его погрузку на магистральные транспортные средства;

-  перегрузку на другие виды транспорта в промежуточных пунктах;

-  выгрузку в пункте назначения;

-  временное хранение груза в промежуточных пункта;

-  переоформление перевозочных документов.

Расходы, связанные с выполнением сопутствующих транспортных операций и затраты по перевозке груза магистральными видами транспорта образуют полные транспортные расходы грузовладельца.

Таким образом, в международном транспортном процессе помимо грузовладельцев и перевозчиков участвуют различные хозяйствующие субъекты, включая операторов грузовых терминалов в портах и на станциях. При международных перевозках, особенно готовой продукции и полуфабрикатов, груз многократно последовательно переходит от перевозчиков к операторам терминалов, от них снова к перевозчикам и т.д. Одновременно изменяются и субъекты ответственности за груз.

Для защиты своих коммерческих интересов во всех географических пунктах, где осуществляются операции с его грузами, грузовладельцы прибегают к услугам посредников-экспедиторов (в некоторых странах их называют фрахтовыми агентами и др.).

По договору экспедиции грузовладелец поручает экспедитору выполнение точно оговоренных операций с его грузами, например погрузку и выгрузку, хранение груза, оформление грузовых документов. Грузовладелец может доверить экспедитору заключение от его имени и по его поручению договоров с перевозчиками; выполнение расчетов по фрахту с перевозчиками и за стивидорские работы с операторами терминалов; выступление в судах и арбитражах на стороне грузовладельца. Экспедитор по законам многих стран является комиссионером.

Развитая сеть посреднических организаций в большинстве стран мира позволяет грузовладельцам заключать договоры непосредственно с экспедиторскими фирмами в каждом из интересующих их пунктов или договор с одним генеральным экспедитором, которому поручается организовать перевозку в целом. Генеральный экспедитор заключает от имени грузовладельца договоры с перевозчиками разных видов транспорта и с экспедиторскими организациями в пунктах прохождения грузов.

Следует так же отметить, что в мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров. Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран.



[1] ЛИХТЕР (голл. lichter), несамоходное морское судно для перевозки грузов, а также для беспричальных грузовых операций при погрузке-разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут войти в порт.

Предыдущая