КА  «Профессиональное тестирование»

Зимовец А.В.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Конспект лекций. Таганрог: ЮФУ, 2012.

Предыдущая

1. Место и роль международных перевозок в экономике

1.4. Особенности оказания услуг различным видом транспорта

В зависимости от конкретных видов транспорта, используемых в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные сообщения. Это так называемые прямые международные сообщения, обслуживаемые одним видом транспорта. В тех случаях, когда при международной перевозке грузов или пассажиров последовательно используются два или более видов транспорта, имеют место смешанные (комбинированные) сообщения. Если такая перевозка оформлена одним (сквозным) транспортным документом, покрывающим все участвующие в ней виды транспорта, она называется «прямой смешанной».

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги стран Европы и Америки начали увеличивать число услуг с учетом пожеланий клиентов. Так к примеру, разрабатывается и применяется новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов, предоставляются услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.

Стоимость перевозки водным транспортом громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды.

Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери до двери», избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики - рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.

Трубопроводы - специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля (в виде эскалаторов) и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.

Воздушный транспорт - приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда необходимо достичь отдаленных рынков. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов скоропортящиеся продукты (такие, как свежая рыба, живые цветы) и негромоздкие изделия высокой стоимости (такие, как приборы, ювелирные изделия). Использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.

Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители принимают в расчет до шести факторов. В таблице 1.1. дается краткая сравнительная характеристика различных видов транспорта с точки зрения этих факторов.

Таблица 1.1.

Оценка видов транспорта по критериям крупных отправителей[5]

 

Скорость (время доставки от двери до двери)

Частота отправок (по плану в сутки)

Надежность (соблюдение графиков доставки)

Перевозочная способность (способность перевозить разные грузы)

Доступность (число обслуживаемых географических точек)

Стоимость

Ж/Д

3

4

3

2

2

3

Водный

4

5

4

1

4

1

Автомобильный

2

2

2

3

1

4

Трубопроводный

5

1

1

5

5

2

Воздушный

1

3

5

4

3

5

Некоторые товары, например такие как нефть и газ, попадают в международный торговый оборот посредством трубопроводного транспорта. Так в частности, в Европе, трубопроводный транспорт по грузообороту занимает второе место после железнодорожного.

Размещение трасс трубопроводов существенно отличается от направлений железных и автомобильных дорог, так как оно в гораздо меньшей мере зависит от рельефа местности, что позволяет прокладывать их по кратчайшему пути. Этот вид транспорта может функционировать в любых климатических и погодных условиях, потери при транспортировке минимальны.

Особенно велика роль трубопроводов для современной России[6]. В России, этот вид транспорта хорошо развит, постоянно строятся новые участки трубопроводов, протяженностью в тысячи километров. Основные магистральные газопроводы и нефтепроводы берут начало в Сибирских месторождениях и тянутся через всю Европу.

Немаловажную роль играет и «Электронный транспорт», который снабжает населенные пункты и объекты промышленности электроэнергией. Источником электроэнергии являются различного рада электростанции, использующие энергию падающей воды, сжигаемого топлива, атомную энергию. Существуют и более «экстравагантные» способы добычи электроэнергии – с помощью приливных станций, ветряных генераторов, солнечных батарей, а так же используя энергию геотермальных источников.

Потребность в электроэнергии растет непрерывно, так как население активно покупает электроплиты, обогреватели, кондиционеры, телевизоры, стиральные машины, пылесосы, музыкальные центры, компьютеры и иную технику. Не отстают и предприятия, постоянно увеличивающие свои лимиты энергопотребления. Именно поэтому и возникает необходимость создания всемирной энергетической сети, способной перераспределять имеющийся ресурс для всех его потребителей.

Ну и не стоит забывать про относительно новые способы транспортировки некоторых нематериальных товаров, таких как информация. Эти товары и услуги «перевозятся» посредством телекоммуникации и электронных средств связи. Процесс торговли, в том числе и розничной, многими товарами осуществляется через Internet. Конечно, в этом случае доставка товаров, имеющих материально-вещественную форму производится традиционными способами.

Не стоит забывать и про контейнеризацию грузов. Контейнеризация – это загрузка товара в ящики или трейлеры, которые легко перевозить с одного вида транспорта на другой. Благодаря контейнеризации отправители прибегают к одновременному использованию двух или более видов транспорта. Выделяют следующие виды контейнеризации:

-  рельсовый контрейлер - перевозка с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта;

-  судовой контрейлер - перевозка с использованием водного и автомобильного транспорта,

-  контрейлер «рельсы-судно» - перевозка с использованием водного и железнодорожного транспорта,

-  контрейлер «воздух - шоссе» - перевозка с использованием воздушного и автомобильного транспорта.

Любой смешанный вид транспортировки обеспечивает отправителю определенные выгоды. Например, рельсовый контрейлер обходится дешевле чисто автомобильных перевозок и в то же время обеспечивает гибкость и удобство.

В 70-х годах в рамках нескольких международных организаций проводилась разработка проекта соглашения о договоре прямой смешанной перевозки. В результате этого в 1980 году была принята Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов. Согласно названной конвенции, термин «Международная смешанная перевозка» означает перевозку грузов по меньшей мере двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране.

Так же под «Оператором смешанной перевозки» понимается любое лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки, и принимает на себя ответственность за исполнение договора.



[5] меньше балл – лучше характеристика

[6] достаточно вспомнить как Россия постоянно «закрывает» нефте- и газо-проводы, идущие в западном направлении, тем самым оказывая политическое давление почти на всю Европу, и как минимум на Украину и Белоруссию J

Предыдущая