КА  «Профессиональное тестирование»

А.Н. Федоров
Мировая экономика: лекции
Ростов-на-Дону, 2003.

Предыдущая

1. Основы мировой экономики

1.9. Концепция Майкла Портера

Попытку совместить элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности фирм предпринял американский ис­следователь Майкл Портер. Он поставил перед собой задачу найти от­вет на вопрос: «Почему компании конкретных стран приобретают кон­курентные преимущества в отдельных отраслях?»

На основе исследований, проведенных в конце 80-х годов в деся­ти крупнейших промышленных странах, ученый разработал теорию «между­народ­ной конкурентоспособности наций».

По мнению М. Портера, главными параметрами, определяющими конкурентоспособность страны, а значит и развитие современной внешней торговли, являются:

1) факторные условия;

2) условия спроса;

3) близкие и обслуживающие отрасли;

4) стратегия фирмы и конкуренция.

Выступая сторонником неоклассической теории, М. Портер при­знает значимость факторных условий. Однако, в отличие от создате­лей этой теории, он считает, что эти факторы страной не наследу­ются, а создаются в процессе расширения производства.

Второй параметр – условия спроса – представляет собой требова­ния внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мирового рынка. М. Портер утверждает, что требования внутреннего рынка являются важнейшими для воздействия на деятельность компании. Например, японцы, живущие в небольших комнатах, ориентировались на потребление дешевых энергосберегающих кондиционеров, которые стала выпускать японская промышленность. Впоследствии такие кондиционеры широко использовались во всем мире, что обеспечивало их экспорт японскими компаниями.

Третий параметр – близкие и обслуживающие отрасли – харак­теризует наличие эффективного производственного окружения, не­посредственно влияющего на деятельность фирмы. Итальянские фир­мы, производящие ювелирные изделия, процветают потому, что Италия выступает мировым лидером по производству машин для об­работки драгоценных камней и металлов.

Наконец четвертый параметр – стратегия фирмы и конкуренция – связан с фирменной стратегией и организационной структурой. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную си­стему управления, которая была бы одинаково применима для всех.

Итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, светотехнических устройств, упаковочных машин, свойственны дина­мизм, отсутствие жестких форм управления, способность к быстрым изменениям. Для немецких фирм, специализирующихся в области производства оптики, точного машиностроения, типична жесткая си­стема централизованного управления.

По мнению М. Портера, очень важно присутствие конкурентов на внутреннем рынке. Ученый категорически отрицает потенциальную полезность концентрации производства на одной национальной фир­ме, защищенной государственной поддержкой. Большинство таких государственных фирм, считает Портер, отличается низкой эффек­тивностью, расточительным использованием природных ресурсов, низкой производительностью.

Большинство конкурентоспособных компаний действует одновре­менно, конкурируя в равных условиях. Острая конкуренция на внут­реннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствует поиску внешних рынков. Внутренняя конкуренция не позволяет на­циональным фирмам, обвиняя в своих неудачах иностранцев, искать государственную поддержку. Вместе с тем, та же конкуренция на внутреннем рынке заставляет активно искать внешний сбыт при ус­ловии достаточной конкурентоспособности товара.

 

 

Предыдущая