КА  «Профессиональное тестирование»

А.Н. Федоров
Мировая экономика: лекции
Ростов-на-Дону, 2003.

Предыдущая

5. Международное движение капитала

5.3. Международные монополии

На базе вывоза капитала возникают огромные компании, имею­щие предприятия в разных странах, - так называемые международ­ные монополии.

В мировом хозяйстве действуют два вида международных корпо­раций (рис.14):

1. Транснациональные корпорации (ТНК), национальные по капи­талу, но интернациональные по сфере деятельности.

2. Межнациональные корпорации (МНК) – интернациональные и по капиталу, и по сфере деятельности.

Ведущим типом международных монополий являются ТНК. Крупные межнациональные компании всегда были уникальным явлением – и в конце XIX века, и сегодня.

Теоретическая экономика уделяет транснациональным корпораци­ям много внимания.

Рис.14. Виды международных корпораций

Первоначально ТНК изучались в рамках теории фирмы, затем ста­ли -разрабатываться их самостоятельные концепции.

Ч.П.Киндлебергер соединил теорию роста фирмы с теорией моно­полистической конкуренции и на этой базе обосновал выход компании за национальные границы: нормально развивающаяся фирма должна постоянно расти, используя свои монополистические преимущества.

Р. Вернон в своей концепции жизненного цикла продукта объяс­нял феномен ТНК прежде всего стремлением национальных моно­полий нанести своим зарубежным конкурентам как бы упреждаю­щий удар.

Дж. Гэлбрейт считает, что генезис ТНК обусловлен технологичес­кими причинами: современная продукция более сложна, чем в XIX веке, ее сбыт и обслуживание за рубежом требуют от фирмы созда­ния товаро- и услугопроводящей сети.

.Марксистская концепция сводится к тому, что ТНК – это прежде всего результат наложения процесса капиталистической концентрации и централизации на процесс интернационализации производства.

Последняя по времени появления – концепция интернализации. Она опирается на идеи английских экономистов Р.Коуза и Н.Калдора о том, что внутри большой корпорации между ее подразделе­ниями действует особый внутренний рынок (internal), регулируемый руководителями корпорации и ее филиалов. Создатели этой концеп­ции – Л. Бакли, М. Кассон, Дж. Мак-Манус, А. Рагмен, Дж.Даннинг и другие – считают, что значительная часть формально междуна­родных операций является фактически внутрифирменными операци­ями между подразделениями больших хозяйственных комплексов, называемых ТНК.

В 1901 году всего 18 корпораций США имели за рубежом дочер­ние предприятия (их было 47); накануне первой мировой войны – соответственно 39 и 116. В начале 80-х годов центр ООН по ТНК относил к транснациональным корпорациям 10 тысяч компаний со 100 тысячами филиалов. В 1992 году в мире насчитывалось 40 тысяч ТНК, которые имели 270 тысяч зарубежных филиалов.

В соответствии с философией единого мирового рынка, сейчас ТНК рассматривают в качестве главной цели своей деятельности не «максимизацию прибыли», а «максимизацию рынка». В результате формулируется глобальная сеть производства и сбыта, когда эти корпорации уже не довольствуются созданием производства с законченным циклом в отдельных странах, а стремятся специализировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве какого-либо компонента, узла для сбора конечной продукции там, где это выгоднее всего.  Таким образом проявляется глобальная мобильность производственных факторов и предприятий, которые перемещаются в направлении тех стран, где уровень прибыльности выше, а условия деятельности наиболее благоприятны.

Предыдущая