КА  «Профессиональное тестирование»

С.Л. Еремина
Основы внешнеэкономической деятельности
Учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 168 с.

Предыдущая

Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность: содержание, основные направления

1.1. Цели и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности государства

Внешнеэкономическая политика государства (ВЭП) – это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего потенциала (политического, экономического, военного, социального, экологического и т.п.) и эффективного участия в мировой экономике.

Внешнеэкономические связи (ВЭС) включают следующие формы:

§      внешнюю торговлю,

§      подрядное строительство;

§      конверсию;

§      лизинг;

§      привлечение иностранной рабочей силы;

§      производственное кооперирование;

§      иностранный туризм;

§      переработку давальческого сырья;

§      сотрудничество:

·                                                       на компенсационной основе;

·                                                       на основе раздела продукции;

·                                                       в научно-технической сфере;

·                                                       в банковской сфере;

·                                                       в свободных экономических зонах;

§      прочие (биржи, торговые дома, ассоциации и др.).

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации базируется на следующих принципах:

§      единство внешней и внутренней экономической политики;

§      разделение функций между федеральным центром и субъектами Федерации;

§      защита российского рынка и стимулирование российской экономики;

§      переход от разовых внешнеэкономических сделок к постоянным, долговременным связям;

§      перенос центра тяжести регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с административных методов на преимущественно рыночные;

§      обеспечение равенства всех участников ВЭД;

§      сочетание мер государственного регулирования и контроля ВЭД.

Внешнеэкономическая политика (табл. 1) реализуется через систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, которая включает:

§      законодательно-правовую базу регулирования;

§      институциональную структуру регулирования;

§      государственное программирование ВЭД;

§      квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

§      сертификацию импортных товаров услуг;

§      регистрацию некоторых экспортных контрактов;

§      обязательную экспертную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;

§      таможенное регулирование;

§      валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.

Таблица 1

Схема внешнеэкономической политики

Внешнеэкономическая политика

Внешнеторговая

Инвестиционная

Валютная

Таможенная

Вывоз

Ввоз

Дисконтная

Девизная

Субсидирование

Основными целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются:

§      использование внешнеэкономических связей для создания в России рыночной экономики;

§      содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включение российских предприятий в мировую конкуренцию;

§      создание условий (организационных, финансовых, информационных) доступа российских товаров и услуг на мировые рынки;

§      защиту национальных внешнеэкономических интересов;

§      создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают политику свободной торговли, протекционистскую торговую политику и умеренную политику.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому большая часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов нацелена на форсирование экспорта.

Дилемма, что лучше – протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, – предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция – страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Использование протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

селективный – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

отраслевой – защищает определенные отрасли, например, сельское хозяйство;

коллективный – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Методы политики протекционизма можно классифицировать и по другим основаниям; в частности, выделяют экономические и административные подходы к регулированию ВЭД:

Экономические - базируются на использовании экономических инструментов торговой политики – таможенных пошлин, налогов (НДС, акциза и др.) И таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов ВЭД и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Экономические методы в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и потому играют главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях.

Административные методы включают государственные правила, нормативы, запреты, с помощью которых государство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов ВЭД, регламентируя различные стороны их деятельности. Административные методы в большинстве случаев противоречат природе рыночных отношений и поэтому сфера их применения постепенно сужается.

Предыдущая