С.Л. Еремина
Основы внешнеэкономической деятельности
Учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 168 с.
Предыдущая |
Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность: содержание, основные направления
1.1. Цели и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности государства
Внешнеэкономическая политика государства (ВЭП) – это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего потенциала (политического, экономического, военного, социального, экологического и т.п.) и эффективного участия в мировой экономике.
Внешнеэкономические связи (ВЭС) включают следующие формы:
§ внешнюю торговлю,
§ подрядное строительство;
§ конверсию;
§ лизинг;
§ привлечение иностранной рабочей силы;
§ производственное кооперирование;
§ иностранный туризм;
§ переработку давальческого сырья;
§ сотрудничество:
· на компенсационной основе;
· на основе раздела продукции;
· в научно-технической сфере;
· в банковской сфере;
· в свободных экономических зонах;
§ прочие (биржи, торговые дома, ассоциации и др.).
Внешнеэкономическая политика Российской Федерации базируется на следующих принципах:
§ единство внешней и внутренней экономической политики;
§ разделение функций между федеральным центром и субъектами Федерации;
§ защита российского рынка и стимулирование российской экономики;
§ переход от разовых внешнеэкономических сделок к постоянным, долговременным связям;
§ перенос центра тяжести регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с административных методов на преимущественно рыночные;
§ обеспечение равенства всех участников ВЭД;
§ сочетание мер государственного регулирования и контроля ВЭД.
Внешнеэкономическая политика (табл. 1) реализуется через систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, которая включает:
§ законодательно-правовую базу регулирования;
§ институциональную структуру регулирования;
§ государственное программирование ВЭД;
§ квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;
§ сертификацию импортных товаров услуг;
§ регистрацию некоторых экспортных контрактов;
§ обязательную экспертную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;
§ таможенное регулирование;
§ валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.
Таблица 1
Схема внешнеэкономической политики
Внешнеэкономическая политика |
|||||
Внешнеторговая |
Инвестиционная |
Валютная |
Таможенная |
||
Вывоз |
Ввоз |
Дисконтная |
Девизная |
Субсидирование |
|
Основными целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются:
§ использование внешнеэкономических связей для создания в России рыночной экономики;
§ содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включение российских предприятий в мировую конкуренцию;
§ создание условий (организационных, финансовых, информационных) доступа российских товаров и услуг на мировые рынки;
§ защиту национальных внешнеэкономических интересов;
§ создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают политику свободной торговли, протекционистскую торговую политику и умеренную политику.
Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому большая часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов нацелена на форсирование экспорта.
Дилемма, что лучше – протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, – предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция – страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
Использование протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
– селективный – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
– отраслевой – защищает определенные отрасли, например, сельское хозяйство;
– коллективный – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
– скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики.
Методы политики протекционизма можно классифицировать и по другим основаниям; в частности, выделяют экономические и административные подходы к регулированию ВЭД:
Экономические - базируются на использовании экономических инструментов торговой политики – таможенных пошлин, налогов (НДС, акциза и др.) И таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов ВЭД и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Экономические методы в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и потому играют главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях.
Административные методы включают государственные правила, нормативы, запреты, с помощью которых государство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов ВЭД, регламентируя различные стороны их деятельности. Административные методы в большинстве случаев противоречат природе рыночных отношений и поэтому сфера их применения постепенно сужается.
Предыдущая |