С.Л. Еремина
Основы внешнеэкономической деятельности
Учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 168 с.
Предыдущая |
Глава 2. Внешнеторговый контракт: содержание и порядок оформления
2.3. Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров
2.3.2. Базисные условия поставки. ИНКОТЕРМС
Поскольку расходы на базисные условия поставки разнообразны и могут достигать по массовым сырьевым грузам 40-50% цены соответствующего товара, остановимся на них подробнее. Обычно эти затраты включаются в цену контракта. Последняя важна для исчисления так называемой таможенной стоимости товара, она является базой налогообложения и расчета внутренней цены.
Базисными условиями в контракте купли-продажи называют условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. Таким образом, базисные условия определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от продавца-экспортера к покупателю-импортеру (базисные условия во внутренней торговле не применяются). Они могут включать:
· расходы по подготовке товара к отгрузке (проверка качества и количества, отбор проб, упаковка); оплату погрузки товара на перевозочные средства внутреннего перевозчика; оплату перевозки товара от пункта отправления до основных транспортных средств; оплату расходов по погрузке товара на основные транспортные средства в пункте экспорта; оплату стоимости транспортировки товара международным транспортом; оплату страхования груза в пути при морских перевозках;
· расходы по хранению товара в пути и перегрузке; расходы по выгрузке товара в пункте назначения; расходы по доставке товара от пункта назначения на склад покупателя; оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы. Расходы по доставке товара, которые несет продавец, включаются в цену товара. Эти условия называются базисными, потому что они устанавливают базис цены товара и оказывают влияние на уровень его общей цены.
В практике осуществления международной торговой деятельности и реализации внешнеторговых контрактов купли-продажи встречаются случаи, когда стороны недостаточно осведомлены о различиях местной торговой практики стран - контрагентов. В силу многообразия торговых обычаев толкование и применение одних и тех же терминов и понятий в разных странах может быть различным, что нередко служит источником трений, споров, конфликтов и поводом для судебных разбирательств. Стороны контрактов не всегда одинаково понимают особенную контрактную терминологию в отношении ключевых аспектов контракта, а именно: какие услуги включены в цену товара, и какую часть риска каждая из них должна принять на себя в случае потери или повреждения товара на разных стадиях транспортировки.
Все эти проблемы разрешаются достаточно точно и просто, если стороны контракта пришли к соглашению использовать типовую международную торговую терминологию и правила (условия), разработанные на основе многолетнего мирового опыта и торговой практики – ИНКОТЕРМС (INCOTERMS). Эти правила упрощают и до некоторой степени стандартизируют экспортно-импортные операции.
Главная цель ИНКОТЕРМС - четкое определение условий контракта в отношении обязательств продавца по доставке товаров покупателю и унификация обязанностей сторон контракта. Диапазон базисных условий ИНКОТЕРМС весьма широк и охватывает все необходимые и достаточные варианты - от случая, когда вся ответственность лежит на покупателе, до случая, когда вся ответственность лежит на продавце.
Существуют некоторые аспекты, которые непременно должны найти свое отражение в условиях контракта:
- обеспечение экспортных и импортных лицензий;
- оформление документов надлежащей формы и содержания;
- определение типа страховки товара;
- порядок уведомления другой стороны контракта обо всех принятых мерах при определенных обстоятельствах;
- упаковка товара;
- порядок оплаты проверочных операций.
Следует сразу оговорить, что ссылки на эти правила в контракте между продавцом и покупателем ни в коей мере не распространяются на контрактные отношения с перевозчиками. Например, для каждого термина количество условий одинаково и все они точно поименованы (табл. 9):
Таблица 9
Для продавца: Для покупателя:
А1 |
поставка товаров в соответствии с контрактом |
В1 |
платежи |
А2 |
лицензии, разрешения, формальности |
В2 |
лицензии, разрешения и формальности |
A3 |
договор перевозки и страхования |
ВЗ |
договор перевозки |
А4 |
доставка |
В4 |
приемка товаров |
А5 |
переход риска |
В5 |
переход риска |
А6 |
деление расходов |
В6 |
деление расходов |
А7 |
извещение покупателя |
В7 |
уведомление продавца |
А8 |
доказательства поставки транспортные документы или эквивалентная электронная почта |
В8 |
доказательства поставки транспортные документы или эквивалентная электронная почта |
А9 |
проверка, упаковка, маркировка |
В9 |
проверка, упаковка, маркировка |
А10 |
другие обязательства |
В10 |
другие обязательства |
Если в условии у стороны обязательства по указанному пункту отсутствуют, в правилах данного пункта указывается - НЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.
«ИНКОТЕРМС» (International Commercial Terms) – издание Международной Торговой Палаты (МТП) впервые был разработан в 30-е годы. Последний выпуск относится к 2000 г. «ИНКОТЕРМС-2000» содержит трактовку 13 (из общих 28) базисных условий поставки (вариантов), расположенных последовательно одно за другим по принципу от наименьших обязанностей и расходов продавца по доставке товара до его наибольших обязанностей и расходов. Они разделены применительно к современным методам транспортировки:
Для любых видов транспорта (кроме перевозок воздушным и железнодорожным транспортом) и смешанных перевозок – 7 вариантов;
Морских и внутренних водных перевозок – 6 вариантов.
Рассмотрим эти условия подробнее. Термин «франко» («свободно») означает, что импортер свободен от риска и всех расходов по доставке товара до пункта, обозначенного словом «свободно».
Первая группа «E» Условия:
Франко-предприятие (франко-завод) EXW (EX-Works – дословно «свободно с завода»).
Содержит в себе единственное условие – «с завода». Обязанности продавца сведены к минимуму и, естественно, цена товара ниже, чем при других базисных условиях. Продавец обязан в предусмотренный контрактом срок передать товар в распоряжение покупателя на территории (в помещении) предприятия-изготовителя. Здесь на покупателя переходит и риск случайной гибели товара. Продавец не отвечает за погрузку товара, за предоставление покупателю транспортного средства. Транспортировка товара обеспечивается покупателем, а также все расходы по страхованию товара и оплате таможенных пошлин.
Вторая группа «F» Условия:
Франко-перевозчик (FCA – free carrier).
Свободно вдоль борта (FAS – free alongside ship).
Свободно на борту (FOB – free on board).
По условиям этой группы продавец должен передать товар перевозчику в соответствии с инструкциями покупателя, который заключает договор перевозки и выбирает перевозчика (под термином «перевозчик» подразумевается юридическое или физическое лицо, ответственное по договору за перевозку).
Третья группа «C» Условия:
Стоимость и фрахт (CFR – cost and freight).
Стоимость, страхование и фрахт (CIF – cost, insurance, freight).
Фрахт, страхование оплачены до…(CIP – cost, insurance paid for…).
Фрахт оплачен до…(CPT – cost paid to…).
По условиям третьей группы продавец обязуется заключить договор перевозки на обычных условиях за свой счет без приятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара, или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара.
Четвертая группа «D» Условия:
Поставка франко-граница (DAF – delivered at frontier).
Поставка франко-судно (DES – delivered at ship).
Поставка франко-причал (DEQ – delivered at quay).
Поставка без уплаты таможенных пошлин (DDV – delivered duty unpaid).
Поставка с уплатой таможенных пошлин (DDP – delivered duty paid).
В соответствие с этой группой терминов продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения. Термины этой группы подразделяются на две категории:
По условиям «поставка франко-граница», «поставка франко-судно» и «поставка без уплаты таможенных пошлин продавец не обязан доставлять товар с осуществлением таможенной очистки для импорта;
По условиям «поставка франко-причал» и «поставка с уплатой таможенных пошлин» продавец обязан доставить товар и произвести таможенную очистку товара.
Выбор того или иного базисного условия поставки определяют стороны договора с учетом того, что данный выбор предопределяет содержание многих последующих условий контракта. При этом и продавец, и покупатель исходят из принципа наименьших материальных затрат на поставку.
«ИНКОТЕРМС» носит рекомендательный характер, т.е. Приобретает силу закона для конкретной сделки только в том случае, если на него в контракте делается соответствующая ссылка. Базисные условия, зафиксированные в контракте, могут дополнительно уточняться, расшифровываться в его тексте. Сведем все эти условия в таблицу Базисных условий поставки (табл. 10)
Таблица 10
Базисные условия поставки
N п/п |
Краткое обозначение |
Полное название |
1 |
EXW |
Продавец выполняет свои обязанности по поставке, когда он передает товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (складе). Он не отвечает за погрузку товара, за таможенную очистку товара (если не оговорено иное). Покупатель несет все расходы и риски в связи с перевозкой товара к месту назначения. |
1 |
EXW |
Продавец выполняет свои обязанности по поставке, когда он передает товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (складе). Он не отвечает за погрузку товара, за таможенную очистку товара (если не оговорено иное). Покупатель несет все расходы и риски в связи с перевозкой товара к месту назначения. |
2 |
FCA |
Продавец должен передать товар перевозчику в соответствии с инструкциями покупателя, который в свою очередь заключает договор перевозки и выбирает перевозчика. Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя. |
3 |
FAS |
Продавец выполняет свои обязательства по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна на причале. С этого момента покупатель должен нести все расходы и риски. Но по этим условиям на покупателя возлагается обязанность по таможенной очистке товара. |
4 |
FOB |
Продавец выполняет свои обязательства по поставке с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все расходы и риски по доставке товара. На покупателя возлагается обязанность по таможенной очистке товара для его вывоза. |
5 |
CFR |
Продавец обязан оплатить все расходы (включая стоимость фрахта), необходимые для доставки товара в порт назначения. Риск случайной гибели или повреждения товара, а также риск любого увеличения расходов переходит с продавца на покупателя с момента переноса товара через поручни судна в порту отгрузки (т.е. Страхование груза – на покупателе, за продавцом – таможенная очистка). |
6 |
CIF |
Продавец обязан: зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, доставить товар в порт и погрузить его на борт судна в согласованный срок, передать покупателю коносамент, а также заключить договор со страховщиком, выплатить страховую премию, выписать на покупателя и вручить ему страховой полис. |
7 |
CPT |
Продавец оплачивает транспортные (фрахт) и другие расходы за перевозку товара до указанного места. Риск гибели или повреждения переходит с продавца на покупателя, когда товар передан в распоряжение перевозчика. На продавце – таможенная очистка товара при его вывозе. |
8 |
CIP |
Продавец освобождается от любого дальнейшего риска, случайной гибели или повреждения товара и расходов, после того, как он надлежащим образом выполнил свои обязательства: заключил договор перевозки, передал груз перевозчику и обеспечил страхование по условиям «стоимость, страхование и фрахт» и «фрахт и страхование оплачены до…». |
9 |
DAF |
Продавец выполняет свои обязательства по поставке товара, когда товар, прошедший таможенную очистку, доставлен в указанный пункт на границе. С этого момента все расходы и риски несет покупатель. |
10 |
DES |
Продавец отвечает за прибытие товара в согласованный порт назначения (поставка франко-судно) и несет при этом все виды риска и все расходы по доставке. Но таможенная очистка при ввозе в страну ляжет на покупателя. |
11 |
DEQ |
Эти условия аналогичны условиям DES, но продавец должен предоставить товар покупателю на пристани (причале), причем до этого осуществить таможенную очистку товара. |
12 |
DDU |
Продавец выполняет свои обязательства с момента доставки товара в согласованный пункт в стране ввоза, он несет все расходы и риски, но таможенную очистку товара при ввозе осуществляет покупатель. |
13 |
DDP |
Эти условия возлагают на продавца максимум обязанностей: поставить товар в согласованный пункт с уплатой таможенных пошлин и осуществлением таможенной очистки товара. |
Предыдущая |