КА  «Профессиональное тестирование»

Л.В. Дидюля
Международная экономика

Курс лекций. Гродно: ГГАУ, 2010.

Предыдущая

Тема 6. Развитие международной торговли

6.2. Международная торговля товарами

Международная торговля характеризуется также и такими категориями как «экспорт» и «импорт». Экспорт (вывоз) товаров означает реализацию товаров на внешнем рынке. Импорт (ввоз) товаров – это покупка иностранных товаров. Основные формы экспорта (импорта):

-  экспорт (импорт)  готовой продукции с предпродажной доработкой в стране покупателя;

-  экспорт (импорт)  готовой продукции;

-  экспорт (импорт) продукции в разобранном виде;

-  экспорт (импорт) запасных частей;

-  экспорт (импорт) сырья и полуфабрикатов;

-  экспорт (импорт) услуг;

-  временный экспорт (импорт) товаров  (выставки, аукционы).

Международную торговлю характеризуют три важные характеристики: общий объем (внешнеторговый оборот); товарная структура; географическая структура.

Внешнеторговый оборот — сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны. Товар входит в международный обмен при пересечении границы. Сумма экспорта и импорта образует товарооборот, а разница между экспортом и импортом представляет собой торговый баланс. Торговый баланс может быть положительным (активным) или отрицательным (дефицитным, пассивным). Активное сальдо торгового баланса - превышение товарного экспорта страны над ее товарным импортом. Пассивный торговый баланс - внешнеторговый баланс, который характеризуется превышением ввоза товаров (импорта) над вывозом (экспортом). В состав мирового товарооборота включаются все товарные потоки, обращающиеся между странами, независимо от того, проданы они на рыночных или иных условиях, или остаются в собственности поставщика. В международной практике статистического учета экспорта и импорта датой регистрации является момент перехода товаров через таможенную границу страны. Стоимость экспорта и импорта подсчитывается в большинстве стран по контрактным ценам, приведенным к единому базису, а именно: экспортным – по ценам ФОБ, импортным – по ценам СИФ.

Рассматривая товарную структуру международной торговли в первой половине XX века (до 2-й мировой войны) и в последующие годы, можно отметить существенные изменения. Если в первой половине века 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. Более 1/3 всей мировой торговли – это торговля машинами и оборудованием. Быстроразвивающейся сферой международной торговли является торговля химической продукцией. Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. На мировом продовольственном рынке такие тенденции можно объяснить падением доли самого аграрного сектора по сравнению с промышленностью. Также такое замедление объясняется стремлением к самообеспеченности продовольствием в развитых и ряде развивающихся стран (особенно в Китае и Индии). Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, что, в свою очередь, стимулирует межстрановой обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологической продукцией, что стимулирует межстрановой обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного и финансово-кредитного характера. Кроме традиционных видов услуг (транспортных, финансово-кредитных, туристических и др.) все большее место в международном обмене занимают новые виды услуг, развивающиеся под воздействием НТР. Товарная структура международной торговли представлена в таблице 2.

Таким образом, мировой рынок товаров на современном этапе значительно диверсифицирован, а товарный ассортимент внешнеторгового оборота чрезвычайно широк, что связано с углублением МРТ и огромным разнообразием потребностей в товарах производственного и потребительского назначения.

Произошли значительные изменения географической структуры международной торговли под влиянием экономических и политических факторов в мире с 90-х годов ХХ века. Ведущая роль по-прежнему принадлежит промышленно развитым странам. В группе развивающихся стран наблюдается ярко выраженная неравномерность степени участия в международной торговле товарами.

Таблица 2 – Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров, %

Основные товарные  группы

Первая половина ХХ века

Конец XX

века

Продовольствие (включая напитки и табак)

22,8

7,2

Сырье

31,0

4,8

Минеральное топливо

7,6

7,7

Продукция обрабатывающей промышленности, в том числе:

38,8

76,5

     оборудование, транспортные средства

10,6

38,2

     химические товары

4,6

9,2

     прочая продукция обрабатывающей промышленности

23,6

29,2

Черные и цветные металлы  

10,6

6,6

Текстильные изделия (ткани, одежда)

8,7

7,6

Снижается удельный вес стран Ближнего Востока, что объясняется нестабильностью цен на нефть и обострением противоречий между государствами ОПЕК. Нестабильно внешнеторговое положение многих стран Африки, входящих в группу наименее развитых. ЮАР обеспечивает 1/3 африканского экспорта. Недостаточно устойчиво и положение стран Латинской Америки, т.к. сохраняется их сырьевая экспортная ориентация (2/3 экспортных доходов им приносят сырьевые товары). Повышение удельного веса стран Азии в международной торговле было обеспечено высокими темпами роста экономики (в среднем 6% в год) и переориентацией ее экспорта на готовые изделия (2/3 стоимости экспорта). Таким образом, увеличение общей доли развивающихся стран в международной торговле обеспечивается за счет новых индустриальных стран (Китай, Тайвань, Сингапур). Набирают вес Малайзия, Индонезия.  Основной поток международной торговли приходится на развитые страны – 55%; 27% международной торговли ведется между развитыми странами и развивающимися странами; 13% – между развивающимися странами; 5% – между странами с переходной экономикой и всеми другими странами. Экономическая мощь Японии заметно изменила географию международной торговли, придав ей трехполюсный характер: Северная Америка, Западная Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион.

Предыдущая