КА  «Профессиональное тестирование»

Л.В. Дидюля
Международная экономика

Курс лекций. Гродно: ГГАУ, 2010.

Предыдущая

Тема 7. Национальное и международное регулирование торговли

7.1. Внешнеэкономическая политика государства

Несмотря на то, что свободная торговля повышает экономическое благосостояние всех стран, на практике международная торговля не развивается без вмешательства государства. Внешнеторговая политика – это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Цели  внешнеторговой политики: защита общенациональных интересов и превращение  внешней торговли в фактор экономического развития и роста; улучшение положения страны в МРТ;  изменение степени и способа включения страны в МРТ; защита интересов национальных производителей и потребителей; улучшение структуры экспорта;  обеспечение населения необходимыми товарами, услугами, ресурсами; повышение бюджетных доходов от внешней торговли.

Государственное регулирование имеет различные формы: одностороннее регулирование (государство предпринимает какие-либо меры автономно, без согласования с торговыми партнерами); двухстороннее регулирование (все меры торгового регулирования согласованы); многостороннее регулирование (мероприятия государства регулируются многосторонними международными соглашениями).

Направления внешнеторговой политики:  1. Политика свободной торговли (фритредерство) – государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить наибольшие выгоды от международного экономического обмена. 2. Протекционизм – государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путём использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли.

Государственное регулирование внешней торговли осуществляется  тарифными и нетарифными методами. Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень товаров, напротив которого указаны ставки таможенных пошлин. Тариф, как правило, имеет несколько колонок, т.е. несколько ставок таможенных пошлин на один и тот же товар. Таможенная пошлина – это налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства. Основными функциями таможенной пошлины являются: фискальная – с помощью таможенных пошлин идёт пополнение государственного бюджета; защитная – относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от иностранных; балансировочная – относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт. Положительные моменты тарифного регулирования: тариф защищает новые молодые отрасли; стимулирует национальное производство; является важным источником бюджетных доходов; защищает национальную безопасность, международный престиж страны. Но использование тарифов имеет недостатки: замедляется экономический рост; одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам; увеличивает налоговое бремя на потребителей.

Классификация таможенных пошлин: 1. По способу взимания: адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости товаров; специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (веса, объёма, штуки и т.д.); комбинированные (смешанные) - сочетают оба вида таможенного обложения. 2. По объекту обложения: экспортные – на вывозимые товары; импортные – на ввозимые товары; транзитные– на товары, перевозимые через территорию страны. 3. По характеру: сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной продукцией; компенсационные  - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались  субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров;  антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если импорт наносит ущерб отечественным производителям. 4. По происхождению: автономные – вводятся на основании односторонних решений государства; конвенционные (договорные)  - введённые на базе двух- или многосторонних соглашений; преференциальные - имеющие более низкие ставки по сравнению с действующим таможенным тарифом на основе многосторонних соглашений. 5. По типам ставок: постоянные - не изменяются в зависимости от обстоятельств; переменные – могут изменяться государством (например, при изменении уровня мировых цен, государственных субсидий)

Нетарифные методы регулирования: внешнеторговые, административные и финансовые методы. К внешнеторговым методам относятся:

1) лицензирование внешней торговли – когда необходимо получить разрешение на право экспорта или импорта товаров; 2) квотирование – это установление количественных ограничений на ввоз или вывоз товара в стоимостном или натуральном выражении; 3) «добровольное» ограничение экспорта – это форма самоограничения поставок, фактически навязываемая под угрозой применения более жёстких мер. Административными мерами являются: 1. технические стандарты – это требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки, маркировки товаров, о соблюдении определённых санитарно-гигиенических норм, требования к оформлению товарораспорядительных документов; 2. государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами; 3. эмбарго - запрет на ввоз или вывоз товаров. К финансовым мерам относятся: субсидии – денежные выплаты, направленные на поддержку национального производства; льготное кредитование; страхование внешнеторговых сделок и др.

Предыдущая