Л.В. Дидюля
Международная экономика
Курс лекций. Гродно: ГГАУ, 2010.
Предыдущая |
Тема 9. Международная миграция трудовых ресурсов
9.3. Международное и национальное регулирование миграции рабочей силы
На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции. Международная организация труда (МОТ). Была создана в 1919 г., а в 1946 г. МОТ стала специализированным учреждением ООН. В структуру МОТ входят: Международная конференция труда — высший орган МОТ, выполняющий законодательные функции; Административный совет — руководит работой различных комитетов и комиссий при МОТ; Международное бюро труда - информационный и консультативный орган. Одной из важных функций МОТ является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда.
Международная организация по миграции (MOM). Образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были расширены, и с 1989 г. она была переименована. В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д. В настоящее время МОМ является межправительственной организацией, которая объединяет около 60 стран-членов и более 40 стран-наблюдателей. За время своего существования организация оказала помощь 8 млн. мигрантов через гуманитарные, чрезвычайные и другие программы.
Республика Беларусь входит в МОМ с 1994 года в качестве наблюдателя, в декабре 1996 года было открыто Минское бюро МОМ. Основные направления деятельности Международной организации по миграции в Беларуси это взаимодействие с правительственными органами, оказание содействия в формировании государственной миграционной политики и в укреплении соответствующих государственных структур. МОМ оказывает определенное техническое и консультативное содействие Государственному комитету погранвойск, Комитету по миграции, предоставляет помощь в подготовке кадров, организует семинары по вопросам нелегальной и трудовой миграции. Минское бюро МОМ оказывает прямое содействие, осуществляя гуманитарную программу репатриации "застрявших" в республике нелегальных мигрантов и бывших студентов.
Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений и, в первую очередь, репатриации. Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов.
Активные миграционные процессы происходят во всем мире, в том числе и в Республике Беларусь. Это связано с наличием родственных связей между гражданами разных государств, развитием международного рынка труда, различным экономическим положением стран, другими социальными и политическими причинами. Кроме данных факторов на территории Республики Беларусь миграционные процессы обусловлены произошедшими в последние десятилетия политическими и социально-экономическими изменениями, связанными, в первую очередь, с распадом СССР и получением Беларусью статуса независимого государства. Географическое положение страны в центре Европы, стабильная политическая и экономическая ситуация в РБ привлекает мигрантов, в особенности из стран СНГ и государств Балтии. С целью защиты национальной безопасности, а также упорядочения миграционных потоков в республике разработано и действует миграционное законодательство. Вместе с тем имеется необходимость в разработке дополнительных мероприятий, направленных на интеграцию и социальную адаптацию мигрантов, развитие временной трудовой миграции, решение демографических проблем, актуальных для республики.
В целях повышения эффективности управления миграционными процессами на территории РБ подготовлена Государственная миграционная программа на 2006-2010гг. Государственная программа сформирована исходя из приоритетных направлений регулирования миграционных процессов в РБ, которыми являются:
- использование миграционного потенциала стран СНГ в интересах социально-экономического и демографического развития;
- содействие интеграции и адаптации мигрантов;
- создание условий для снижения эмиграционного оттока научно-технических, творческих кадров, молодых специалистов из страны;
- развитие временной трудовой миграции граждан РБ в развитые страны как средства повышения их квалификации, стабилизации внутреннего рынка труда и роста инвестиций в экономику;
- участие в международном сотрудничестве по вопросам вынужденной, незаконной и других видов миграции.
Предыдущая |