КА  «Профессиональное тестирование»

Л.В. Дидюля
Международная экономика

Курс лекций. Гродно: ГГАУ, 2010.

Предыдущая

Тема 9. Международная миграция трудовых ресурсов

9.3. Международное и национальное регулирование миграции рабочей силы

На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции. Международная организация труда (МОТ). Была создана в 1919 г., а в 1946 г. МОТ стала специализированным учреждением ООН. В структуру МОТ входят: Международная конференция труда — высший орган МОТ, выполняющий законодательные функции; Административный совет — руководит работой различных комитетов и комиссий при МОТ; Международное бюро труда - информационный и консультативный орган. Одной из важных функций МОТ является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда.

Международная организация по миграции (MOM). Образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были расширены, и с 1989 г. она была переименована. В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д. В настоящее время МОМ является межправительственной организацией, которая объединяет около 60 стран-членов и более 40 стран-наблюдателей. За время своего существования организация оказала помощь 8 млн. мигрантов через гуманитарные, чрезвычайные и другие программы.

Республика Беларусь входит в МОМ с 1994 года в качестве наблюдателя, в декабре 1996 года было открыто Минское бюро МОМ. Основные направления деятельности Международной организации по миграции в Беларуси это взаимодействие с правительственными органами, оказание содействия в формировании государственной миграционной политики и в укреплении соответствующих государственных структур. МОМ оказывает определенное техническое и консультативное содействие Государственному комитету погранвойск, Комитету по миграции, предоставляет помощь в подготовке кадров, организует семинары по вопросам нелегальной и трудовой миграции. Минское бюро МОМ оказывает прямое содействие, осуществляя гуманитарную программу репатриации "застрявших" в республике нелегальных мигрантов и бывших студентов.

Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений и, в первую очередь, репатриации. Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов.

Активные миграционные процессы происходят во всем мире,  в  том числе  и  в  Республике Беларусь. Это связано с наличием родственных связей  между гражданами разных государств, развитием международного рынка  труда,  различным  экономическим  положением  стран,  другими социальными  и  политическими причинами. Кроме  данных  факторов  на территории  Республики  Беларусь миграционные  процессы  обусловлены произошедшими  в  последние десятилетия политическими  и  социально-экономическими изменениями, связанными, в первую очередь, с распадом СССР и получением Беларусью статуса независимого государства. Географическое  положение  страны в центре  Европы,  стабильная политическая   и   экономическая  ситуация  в  РБ привлекает мигрантов, в особенности из стран СНГ   и   государств  Балтии.  С  целью  защиты  национальной безопасности, а также упорядочения миграционных потоков в республике разработано и действует миграционное законодательство. Вместе с  тем имеется   необходимость  в  разработке  дополнительных  мероприятий, направленных   на  интеграцию  и  социальную  адаптацию   мигрантов, развитие   временной  трудовой  миграции,  решение   демографических проблем, актуальных для республики.

В   целях   повышения  эффективности  управления  миграционными процессами    на   территории   РБ  подготовлена Государственная миграционная программа на 2006-2010гг.  Государственная  программа сформирована исходя из  приоритетных направлений   регулирования  миграционных  процессов  в   РБ, которыми являются:

-  использование   миграционного  потенциала   стран   СНГ в  интересах  социально-экономического и демографического развития;

-  содействие  интеграции и адаптации мигрантов; 

-  создание  условий  для снижения эмиграционного  оттока  научно-технических,  творческих кадров, молодых  специалистов  из страны;

-  развитие   временной   трудовой  миграции  граждан   РБ  в  развитые страны как средства повышения их квалификации, стабилизации внутреннего рынка труда и роста инвестиций в  экономику;

-  участие    в    международном   сотрудничестве   по    вопросам вынужденной, незаконной и других видов миграции.

Предыдущая