КА  «Профессиональное тестирование»

И.И. Борисова
Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности

Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2010.

Предыдущая

Тема 6. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

6.1. Сущность таможенного регулирования

Согласно Конституции Российской Федерации, таможенное регулирование в нашей стране должны осуществлять федеральные органы (т.е. производится оно только на федеральном уровне). Это позволяет выработать единые правила ведения внешнеэкономической деятельности для всех ее участников, определить единые правила прохождения таможенных процедур для товаров, пересекающих границу России.

Другими словами, государство имеет исключительные права на реализацию таможенного регулирования – оно может выбирать таможенную политику, разрабатывать инструменты регулирования, обеспечивать единство таможенной территории.

Относительно единства таможенной территории, в Конституции РФ говорится, что на территории России нельзя устанавливать таможенные границы, которые препятствовали бы движению  финансовых средств, товаров, услуг. В России таможенная территория – это территория  всей страны.

В общем случае,  таможенное регулирование – это спектр отношений, которые непосредственным образом связаны с деятельностью страны, ее внешней и внутренней политикой. Оно имеет многоцелевой характер и признано учитывать интересы участников ВЭД, а также потребности современного российского общества.

Основу таможенного регулирования составляют таможенная политика, а также ряд мер и правил, действующих при перемещении товаров и транспорта через российскую границу, процедуру таможенного оформления, взимание таможенных пошлин, таможенный контроль и многие другие средства, с помощью которых оно осуществляется. Понятие «таможенное регулирование», прежде всего, означает действие, направленное на защиту экономических и политических интересов страны.

Таможенное регулирование предусматривает два типа мер осуществления таможенной политики – фритредерство и протекционизм.

Фритредерство направлено на развитие свободной торговли между странами. Его задача – устранять различные преграды, которые помешали бы развитию внешнеэкономических отношений, удовлетворению потребностей в тех или иных товарах для нашей страны.

Протекционизм направлен, прежде всего, на защиту интересов  собственных производителей на внутреннем рынке страны. Этим мерам характерны повышение таможенных пошлин и различные ограничения на ввоз тех или иных товаров.

Правила таможенного регулирования регламентируются в соответствующих федеральных законах.

 Федеральным законом от 02.06.2010 № 114-ФЗ Россия ратифицировала Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза.

Основы нормативного регулирования в Таможенном союзе установлены ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Теперь согласно ч. 2 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в ТС осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС, а в части, не урегулированной им, - исходя из законодательства государств - членов ТС, но только до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства ТС.

 Основным инструментом, которым обладает таможенное регулирование РФ, выступает тарифное регулирование, подразумевающее под собой сбор пошлин с участников ВЭД в зависимости от того, какие ими выбраны таможенные процедуры и с какой целью они перевозят товары. Общие положения по таможенным процедурам содержит Таможенный кодекс Таможенного союза.  

Предыдущая