КА  «Профессиональное тестирование»

Л.Н. Дейнека
Мировая экономика

Учебное пособие. Таганрог: изд. Центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 199 с.

Предыдущая

Лекция 16. Международная экономическая интеграция

16.1. Становление интеграционных процессов: понятие, предпосылки, цели, этапы

Развитие интеграционных процессов – закономерный результат роста международного движения товаров и факторов производства. В ходе экономического взаимодействия потребовалось создание более надежных производственносбытовых связей и устранение препятствий в международной торговле и передвижении факторов производства.

Экономическая интеграция – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающих форму международных соглашений и согласованно регулируемый международными органами.

Предпосылки интеграции:

1.  Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран.

2.  Географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

3.  Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.

4.  Демонстрационный эффект. Проявляется, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно скорее стать членами ЕС, даже не имея для этого макроэкономических предпосылок.

5.  «Эффект домино». Некоторые страны заинтересованы в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Трудности связаны с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку друг на друга.

Цели интеграции:

1.  Использование преимуществ экономики масштаба. Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение транзакционных издержек и извлечение других преимуществ от «эффекта масштаба».

2.  Создание благоприятной внешнеполитической среды. Укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Страны Юга – Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения ставили перед собой именно такую цель.

3.  Решение задач торговой политики. Считается, что согласованные выступления (региональная интеграция) от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики в рамках многосторонних переговоров в ВТО.

4.  Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший механизм передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок.

Этапы интеграции. Типы интеграционных объединений.

Исторически интеграция эволюционирует через несколько ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости

1.  Страны делают первые шаги к взаимному сближению. Заключают преференциальные торговые соглашения. В соответствии с ними страны предусматривают более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. Подготовительный этап интеграционного процесса.

2.  На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. Координируется деятельность ЗСТ на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

3.  Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза – согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона.

4.  Этап общего рынка (ОР) – интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Такая интеграция требует организационно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. В рамках ЕС – это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

5.  Самый высокий уровень интеграции. Образование экономического союза (ЭС). Предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых отраслях – валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто возможностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран – членов. В рамках ЕС – это Комиссия ЕС.

Предыдущая