Л.Н. Дейнека
Мировая экономика
Учебное пособие. Таганрог: изд. Центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 199 с.
Предыдущая |
Лекция 2. Классические и неоклассические теории международной торговли
2.2. Теория абсолютного преимущества А. Смита (1723-17910)
Страна обладает абсолютным преимуществом в производстве такого товара, которого на единицу затрат она может произвести больше, чем другие страны. На производстве этого товара она должна специализироваться и поставлять его другим странам, завозить те товары, абсолютным преимуществом в производстве которых обладают другие страны. Проиллюстрируем на конкретном примере (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Товар Страна |
А |
В |
С |
2 |
12 |
D |
6 |
4 |
Страна А имеет абсолютное преимущество в производстве товара С, поскольку для производства одной его единицы требуется лишь 2 ед. затрат по сравнению с 12 в стране В. Производители страны В также имеют абсолютное преимущество в производстве товара D, поскольку всего 4 ед. затрат идет на производство одной ед. товара D по сравнению с 6 в стране А.
Предположим, что производителям товара С в стране А надо купить товар D, а производителям товара D в стране В – товар С. Существует два варианта: купить этот товар у себя в стране, либо купить его за границей.
1. Производитель товара С страны А при покупке товара D у себя в стране может обменять одну единицу товара С на 1/3 ед. товара D. Если же он покупает этот товар в стране В, то от сможет получить ½ ед. товара D, т.е. больше.
2. Производитель товара D страны В покупая товар С у себя в стране получит за одну единицу своего товара 1/3 ед. товара С. В случае импорта товара С из страны А он получит значительно больше - 2ед. товара С.
Поэтому производителям товара С страны А выгоднее покупать товар D в стране В, а производителям товара D страны В выгоднее купить товар С в стране А, чем у отечественных производителей.
Теория абсолютных преимуществ основана на трудовой теории стоимости и показывает явные преимущества разделения труда на международном уровне.
Недостаток теории: не дает ответа на вопрос, почему страны торгуют между собой даже при отсутствии абсолютных преимуществ в производстве тех или иных товаров.
Теория А.Смита нашла развитие в теории сравнительных преимуществ Д.Рикардо (1772-1823)
Предыдущая |