Л.Н. Дейнека
Мировая экономика
Учебное пособие. Таганрог: изд. Центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 199 с.
Предыдущая |
Лекция 3. Альтернативные теории международной торговли
3.3. Теория эффекта масштаба
Предложена в начале 80-х гг. Суть эффекта масштаба заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Эффектом масштаба объясняется торговля между странами, которые одинаковы или очень близки по наделенности факторами производства; либо торгуют технологически близкой или однородной продукцией. Специализация отдельной страны в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта масштаба позволяет расширить объемы производства и производить продукцию с меньшими затратами, следовательно, по более низкой цене. Не поглощенный внутренним рынком избыток продукции выходит на внешний рынок. Международная торговля позволяет сформировать единый интегрированный рынок, который больше, чем рынок любой отдельно взятой страны, и таким образом делает возможным предложить потребителям больше продукции и по более низким ценам.
Реализация эффекта масштаба связана с укрупнением фирм. Соответственно меняется структура рынков. Рынок становится либо олигополистическим с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынком монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В данном случае международная торговля концентрируется в руках транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой определяются стратегическими целями самой фирмы, а не принципом сравнительных преимуществ, обусловленным эффектом масштаба.
Предыдущая |