КА  «Профессиональное тестирование»

Л.Н. Дейнека
Мировая экономика

Учебное пособие. Таганрог: изд. Центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 199 с.

Предыдущая

Лекция 3. Альтернативные теории международной торговли

3.5. Теория конкурентных преимуществ М. Портера

В 1991 г. опубликовал книгу «Конкурентные преимущества стран». В русском переводе книга вышла под названием «Международная конкуренция». Исходя из того что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны, М.Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.

Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминант) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны (рис. 3.3).

Основные детерминанты конкурентных преимуществ:

 I. Факторные условия. Наделённость страны (фирмы) факторами производства:

- человеческие ресурсы

- физические ресурсы

- инфраструктура

- ресурс знаний

- денежные ресурсы

В современных условиях главную роль играют развитые специализированные факторы: научно-технические знания, высококвалифицированные и узкоквалифицированные кадры, современная инфраструктура, обмен информацией, базы данных узкой специализации и т.д. Именно эти факторы, целенаправленно создаваемые страной, обеспечивают устойчивые конкурентные преимущества высокого ранга.

Рис. 3.3. Детерминанты конкурентного преимущества страны

II. Условия спроса представлены тремя составляющими:

- структурой внутреннего рынка, которая зависит от сегментной структуры рынка, требовательности и разборчивости потребителей, предполагаемой потребности покупателя;

- величиной и характером роста внутреннего спроса, что определяет емкость рынка, степень его насыщения

- интернационализацией спроса, связанной с мобильностью покупателей и интернационализацией торговли.

Параметры внутреннего спроса позволяют использовать эффект масштаба, стимулируют нововведения и повышение качества продукции, подталкивают фирмы к выходу на внешний рынок.

III.            Родственные и поддерживающие отрасли. Их наличие в национальной экономике обеспечивают фирмы в экспортоориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, информацией. Завоевание итальянскими обувщиками своих позиций на мировом рынке в значительной мере связано с развитием двух производств: выделки кожи и изготовления колодок. Высококачественная кожа и колодки, исключающие возможность деформации изделий в процессе потребления, обеспечили преимущества итальянским фирмам на мировом рынке обуви.

IV.           Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты. Наличие мотивации и эффективной структуры делает возможным создание и удержание конкурентных преимуществ, а борьба с конкурентами стимулирует это. Внутренняя конкуренция, таким образом, обеспечивает фирме будущее конкурентное преимущество на внешнем рынке.

Особые детерминанты конкурентных преимуществ

I. Случай или случайные события, благодаря которым может произойти изменение в конкурентном преимуществе (усиление или утрата).

- крупные технологические сдвиги;

- резкое изменение цен на ресурсы;

- значительные изменения на мировых финансовых рынках (валютные курсы);

- политические решения зарубежных правительств;

- войны и т.д.

II. Государство или правительство способны:

- усиливать факторные условия;

- содействовать организационным формам поддерживающих отраслей;

-формировать конкурентную среду        .

Детерминанты образуют взаимосвязанную комплексную систему отношений, находящуюся в процессе постоянного развития, что обеспечивает и усиливает конкурентные преимущества.

Таким образом, современные теории международной торговли:

1) либо развивают принципы классических теорий, распространяя их на большее количество товаров, стран и факторов производства;

2) либо изучают отдельные стороны международной торговли, которые по каким – либо причинам остались не объясненными классическими теориями;

3) либо отрицают классические теории, объявляя их устаревшими, и предлагают собственное объяснение международной торговли.

Предыдущая