Л.Н. Дейнека
Мировая экономика
Учебное пособие. Таганрог: изд. Центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 199 с.
Предыдущая |
Лекция 4. Спрос и предложение на мировом рынке. Равновесный уровень цен
4.3. Эффект экспортных и импортных операций определяется мультипликатором внешней торговли
Как
и другие составляющие совокупных расходов, экспорт и импорт действуют с
мультипликативным эффектом. Экспорт оказывает мультипликативное воздействие на
доход подобно инвестициям и государственным расходам. Аналогично
мультипликатору инвестиций мультипликатор экспорта ()
обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен
через предельную склонность к потреблению (
)
или предельную склонность к сбережению (
) .
.
Допустим,
что экспортные заказы на 2 млрд. размещены на заводах, производящих военную
технику. Предположим, что предельная склонность к сбережению равна 25% (=75%). В этом случае:
.
Влияние увеличения экспорта на объем производства: определим по известной зависимости:
,
- экспортные заказы
млрд.
Таким образом, эффект от экспортного заказа в 2 млрд. долл. Составит 8 млрд., из которых 6 млрд. связаны с вторичными потребительскими расходами.
Международная
торговля это не только экспорт, но и импорт. Часть полученного экспортного
дохода идет на приобретение импортных товаров. В связи с этим введено понятие
предельная склонность к импорту () равная отношению
прироста импорта к приросту дохода.
Мультипликатор импорта:
.
Мультипликатор внешней торговли – мультипликатор экспорта с учетом импорта:
.
Предположим,
что в нашем примере =25%. Это означает, что
¼ каждого рубля дополнительного дохода пойдет на покупку импортных
товаров.
Прирост ВВП от экспортных заказов с учетом импорта определяется по формуле:
.
В нашем примере
Чем
чувствительнее импорт к изменению дохода (чем больше),
тем в большей степени международная торговля ослабляет эффект мультипликации.
Поэтому, покупая импортные товары, мы способствуем экономическому росту других
стран. Чтобы уменьшить спрос на импортные товары необходимо повышать
конкурентоспособность отечественных товаров.
Предыдущая |