КА  «Профессиональное тестирование»

Л.Н. Дейнека
Мировая экономика

Учебное пособие. Таганрог: изд. Центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 199 с.

Предыдущая

Лекция 4. Спрос и предложение на мировом рынке. Равновесный уровень цен

4.3. Эффект экспортных и импортных операций определяется мультипликатором внешней торговли

Как и другие составляющие совокупных расходов, экспорт и импорт действуют с мультипликативным эффектом. Экспорт оказывает мультипликативное воздействие на доход подобно инвестициям и государственным расходам. Аналогично мультипликатору инвестиций мультипликатор экспорта () обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению () или предельную склонность к сбережению () .

.

Допустим, что экспортные заказы на 2 млрд. размещены на заводах, производящих военную технику. Предположим, что предельная склонность к сбережению равна 25% (=75%). В этом случае:

.

Влияние увеличения экспорта на объем производства: определим по известной зависимости:

, - экспортные заказы

 млрд.

Таким образом, эффект от экспортного заказа в 2 млрд. долл. Составит 8 млрд., из которых 6 млрд. связаны с вторичными потребительскими расходами.

Международная торговля это не только экспорт, но и импорт. Часть полученного экспортного дохода идет на приобретение импортных товаров. В связи с этим введено понятие предельная склонность к импорту  () равная отношению прироста импорта к приросту дохода.

Мультипликатор импорта:

.

Мультипликатор внешней торговли – мультипликатор экспорта с учетом импорта:

.

Предположим, что в нашем примере =25%. Это означает, что ¼ каждого рубля дополнительного дохода пойдет на покупку импортных товаров.

Прирост ВВП от экспортных заказов с учетом импорта определяется по формуле:

.

В нашем примере

Чем чувствительнее импорт к изменению дохода (чем больше), тем в большей степени международная торговля ослабляет эффект мультипликации. Поэтому, покупая импортные товары, мы способствуем экономическому росту других стран. Чтобы уменьшить спрос на импортные товары необходимо повышать конкурентоспособность отечественных товаров.

Предыдущая