КА  «Профессиональное тестирование»

Шерьязданова К.Г.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Учебное пособие. – Астана: Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, 2010. – 107 с.

Предыдущая

Глава 2. Европейский союз как модель современной интеграции

2.2. Процесс экономической интеграции

1) «План Шумана». Парижский договор и образование ЕОУС. В 1950 году министр иностранных дел Франции Роббер Шуман выступил с идеей объединения угольной и металлургической промышленностей Франции и Германии. В 1951 году главы государств Франции, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга подписали в Париже договор, учреждавший Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). По договору ЕОУС является юридическим лицом и правоспособен вести дела от имени шести стран с международными организациями и выступать в международных судах. Целями ЕОУС являются создание общего рынка, развитие производства, рост занятости рабочей силы и недопущение безработицы. Договор также ставил препятствие таможенным спорам, дискриминации, мешавшим свободному передвижению товаров, создавал равные условия для конкуренции, доступа к финансовым источникам, получения информации.      

2) Римский договор и образование ЕЭС. Договор о создании ЕЭС был подписан в 1957 году, и по месту подписания этот договор вошел в историю под названием «Римский договор». В ЕЭС вошли те же страны, что и в ЕОУС – Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ и Италия. Создание Европейского экономического сообщества означало образование таможенного союза и общего рынка, отмену квот и тарифов внутри сообщества, установление единых тарифов для торговли с третьими странами.

Основной целью договора было улучшение условий жизни и труда населения, гарантирование сбалансированной торговли и честной конкуренции. В договоре также поднималась проблема разрыва в уровне жизни, экономическом и социальном развитии различных регионов Европы. В связи с этим было подчеркнуто стремление обеспечить гармоничное развитие путем уменьшения различий между районами и преодоления отсталости районов, находящихся в менее благоприятных условиях.

Основные направления деятельности ЕЭС:

- устранение между государствами-членами таможенных сборов и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров;

- введение общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к третьим государствам;

- устранение между государствами-членами препятствий свободному движению лиц, услуг, капиталов;

- введение общей политики в области транспорта;

- согласование экономической политики государств-членов и устранение платежного дисбаланса;

- сближение законодательств государств-членов в той мере, в какой это необходимо для функционирования общего рынка;

- создание Европейского социального фонда с целью улучшения возможностей занятости для трудящихся и содействия повышению их жизненного уровня;

- создание Европейского инвестиционного банка, призванного способствовать экономическому развитию сообщества путем привлечения новых ресурсов.

Согласно принципу субсидиарности, государства-члены взяли на себя обязательства содействовать выполнению задач сообщества, а также воздерживаться от любых мер, которые могли бы поставить под угрозу достижение целей договора. В договоре был заложен запрет на любую дискриминацию по соображениям национальной принадлежности.

Во второй части договора рассматривались четыре основные свободы, на которых строился общий рынок: свобода движения товаров, движения лиц, движения услуг и движения капиталов.

Свобода движения товаров. Таможенный союз предусматривал запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях между государствами-членами, а также устанавливал общий таможенных тариф в отношениях государств-членов с третьими странами. Продукция из третьих стран рассматривалась как находящаяся в свободном обращении в государствах-членах, если по отношению к ней были выполнены все импортные формальности и выплачены все таможенные пошлины или равноценные сборы, взимаемые в этом государстве-члене.

Свобода движения лиц. Понятие «свобода движения лиц» имеет двойное значение. Во-первых, это свободное движение работников – отмена любой дискриминации по признаку гражданства в отношении работников государств-членов в том, что касается найма, вознаграждения и других условий труда и занятости. Во-вторых, это право на жительство и экономическую деятельность граждан одного государства-члена в другом государстве. Свобода жительства и экономической деятельности включала право самостоятельной деятельности, а также создания предприятий и управления ими на условиях, установленных законодательством страны для ее собственных граждан.

При этом свобода движения работников распространялась на все сферы занятости, за исключением государственной службы. Согласно договору о создании ЕЭС, пользоваться свободой движения лиц могли лишь граждане государств-членов, она не предоставлялась гражданам третьих стран и лицам без гражданства.

Свобода движения услуг. Согласно договору, под «услугами» подразумевались те услуги, которые обычно предоставляются за вознаграждение, если они не регулируются положениями, относящимися к свободному движению товаров, капиталов и лиц. «Услуги» включали:

- деятельность промышленного характера;

- деятельность торгового характера;

- деятельность ремесленников;

- деятельность лиц свободных профессий.

Предоставляющее услуги лицо могло временно осуществлять свою деятельность в том государстве, где эти услуги предоставляются, на тех же условиях, которые установлены в его собственном государстве, если это не нарушает положений договора, касающихся права на жительство и экономическую деятельность.

Свобода движения капитала. В договоре нет четкого определения понятия свободы движения капитала, но было заявлено, что в течение переходного периода и в той мере, какая необходима для нормального функционирования общего рынка, государства-члены будут устранять в отношениях друг с другом все ограничения на движение капиталов, принадлежащих лицам, проживающим в качестве резидентов на территории государств-членов, а также любую дискриминацию по национальному признаку или по местопребыванию сторон, или по месту вложения капитала. Иначе говоря, государства-члены обязались устанавливать свои внутренние правила, регулирующие рынок капиталов и кредитную систему на недискриминационной основе.

Особое место в договоре принадлежит определению политики конкуренции. Договор указывал, что необходимо гарантировать нормальное развитие рыночных отношений, создать в рамках сообществ единый внутренний рынок, на котором обеспечивалось бы здоровое соперничество предпринимателей. Также в договоре подчеркивалось, что не должны нарушаться условия конкуренции между государствами-членами. Договором также были запрещены любые соглашения между предприятиями, которые могут воздействовать на торговлю между государствами-членами и иметь своей целью предотвращение, ограничение или нарушение конкуренции внутри общего рынка.

В то же время договором были установлены и исключения из правил. Положения о запрете могли быть признаны не подлежащими применению к любому соглашению между предприятиями, которое:

- способствует улучшению производства;

- содействует техническому или экономическому прогрессу, предоставляя потребителям справедливую долю получаемых благодаря этому выгод;

- не налагает при этом на предприятия ограничений;

- не ограждают от конкуренции продукцию предприятия.

Большое внимание уделялось социальной политике, что было выражено следующим образом: государства-члены приняли на себя обязательства сотрудничать в социальной области, особенно в вопросах, относящихся к занятости, трудовому законодательству и условиям труда, социальному обеспечению, профессиональному обучению, предотвращению несчастных случаев на производстве, гигиене труда. В качестве важного принципа договора выделялась равная оплата труда мужчин и женщин за равную работу. Равная оплата без дискриминации по признаку пола предполагала: а) что оплата за равный сделанный труд рассчитывается на базе одной и той же единицы измерения; б) при повременной оплате труда устанавливается то же самое вознаграждение за ту же самую работу.

3) Римский договор 1958 г. о создании Евратома. Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) появилось в 1958 году. Договор об его учреждении был подписан Бельгией, ФРГ, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами в том же месте – Риме, и он также называется Римским договором.

В договоре указывается, что атомная энергия представляет собой существенный источник, который обеспечит развитие и обновление производства. Также отмечалось, что создание условий для развития мощной атомной промышленности стимулирует технический прогресс и содействует росту благосостояния народов.

Задачей Евратома провозглашалось содействие подъему жизненного уровня в государствах-членах и развитию взаимных обменов с другими странами путем создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности.

В деятельности Евратома первое место занимало развитие исследований. На Комиссию была возложена обязанность поддерживать развитие ядерных исследований в государствах-членах, исследовательские программы, предоставлять для осуществления этих программ сырье или специальные материалы, установки, оборудование или экспертную помощь.

В соответствии с Договором о Евратоме были установлены меры, направленные на охрану здоровья и труда людей, внесены базовые нормы санитарной охраны здоровья трудящихся и всего населения от угрозы радиации.

4) Маастрихтский договор и образование ЕС. В 1991 году главы государств и правительств 12 стран – участниц ЕС, собравшись на очередное заседание Евросовета в голландском городе Маастрихт, решили создать Европейский союз, включающий Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), созданные в соответствии с Парижским договором (1951 г.) и двумя Римскими (1957 г.).

В 1992 году государства – члены ЕС подписали Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор), который учреждал ЕС и вносил дополнения и изменения в договоры о ЕОУС, ЕЭС и Евратоме. В 1993 году Маастрихтский договор вступил в силу.

Важное место в договоре занимают положения о гражданстве ЕС: каждый человек, имеющий гражданство государства-члена, является гражданином ЕС. Гражданство ЕС дополняет, а не заменяет гражданство государств-членов. Гражданин государства-члена автоматически становится гражданином ЕС. Ему не нужно обращаться в какие-либо органы для приобретения гражданства ЕС. Документы, удостоверяющие гражданство, национальные общегражданские и заграничные паспорта граждан государств-членов, носят отметку о вхождении государства в ЕС.

Кроме того, Маастрихтский договор определил основные права граждан ЕС:

- право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств-членов;

- право избирать и быть избранными в Европарламент и местные органы власти в том государстве, где они постоянно проживают;

- право пользоваться на территории третьих стран дипломатической защитой со стороны посольства или консульского представительства любого из государств-членов;

- право на обращение с петициями в Европейский парламент на любом из 12-ти официальных языков ЕС;

- право на проживание, обучение и работу в любом государстве-члене.

В договоре также шла речь о двух новых сферах сотрудничества государств – членов ЕС:

- в области выработки и проведения единой внешней политики и политики безопасности;

- в сфере юстиции и внутренних дел (позднее в Амстердамском договоре это было сформулировано как «сотрудничество полиции и судов в уголовно-правовой сфере»).

Маастрихтский договор также учредил создание экономического и валютного союза, введение единой валюты и создание Центрального европейского банка. ЕС имеет собственную официальную символику – флаг и гимн.

Логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров стал Ниццский договор (2000 г.). Он сосредоточился на трех основных проблемах:

- внутренние реформы ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применения права вето в 35-ти законодательных областях);

- принятие в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит, автоматическое перераспределение мест между «старыми» членами ЕС;

- формирование общей внешней и оборонной политики ЕС.

Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 года распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничества в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического взаимодействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.

5) Экономико-валютная система (ЕВС). Процесс валютной интеграции начинается с формирования экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции.

В 1971 году был принят «план Вернера – премьер-министра Люксембурга», рассчитанный на 10 лет. В плане предполагалось:

- введение окончательной конвертации национальных валют;

- осуществление полной свободы движения капитала;

- замена национальных валют единой валютой;

- создание единой бюджетной системы.

В 1972 году страны ЕС создали механизм совместного плавания валют – «валютная змея». Это означало, что валюты государств-членов привязывались друг к другу и могли отклоняться не более чем на 1,25 % в ту или иную сторону. Пределы их совместного колебания по отношению к доллару были установлены плюс-минус 2,25 %. Чтобы удержать курсы в установленных пределах, вводился механизм валютных интервенций: в случае обесценения валюты национальный банк начинал ее скупать, а в случае удорожания – продавать. Специально для данных операций был создан Европейский фонд валютного сотрудничества. Однако план Вернера не удалось выполнить из-за серьезных разногласий между государствами ЕС.

В 1975 году была введена европейская расчетная единица, она представляла собой коллективную денежную единицу, расчетным путем составленную из валют нескольких стран. Ее курс не был привязан к доллару, а стоимость зависела от рыночной стоимости входящих в нее валют. Назначение ЕРЕ состояло в том, чтобы создать ориентир, к которому привязывались бы европейские валюты.

В 1979 году вступила в действие Европейская валютная система (ЕВС). В нее вошли первоначальная «шестерка» и Великобритания, Ирландия, Дания. ЕВС основывалась на уже имевшихся результатах валютной интеграции: коллективной денежной единице и механизме совместного плавания. Появилась ЭКЮ (European Currency Unit), которая определялась на них же.

В 1989 году была принята программа политического, экономического и валютного союза, разработанная комитетом Ж. Делора. «План Делора» предусматривал:

- создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС;

- координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляционного и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета;

- учреждение Европейского валютного института для координации денежной и валютной политики;

- проведение единой валютной политики, введение фиксированных валютных курсов.

Строительство экономического и валютного союза было рассчитано в три этапа:

1) 1 июля 1990 г. – 31 декабря 1993 г. – этап становления экономического и валютного союза, подготовка к новой валюте в странах-участницах, завершение формирования единого внутреннего рынка;

2) 1 января 1994 г. – 31 января 1998 г. – учрежден Европейский валютный институт, принято решение назвать единую валюту «евро», решено, какие страны переходят к третьему этапу. Это: Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. Параллельно и равноправно функционировали и евро, и национальные валюты;

3) 1 января 1999 г. – 30 июня 2002 г. – участники валютного союза стали осуществлять единую валютную политику. Европейский валютный институт был преобразован в Евразийский центральный банк. Курсы стран-участниц были жестко зафиксированы к евро. Великобритания, Дания, Швеция, Греция не участвуют в конвертации. В течение срока, который каждая страна определяла самостоятельно, но не более шести месяцев, в обращение были введены новые банкноты и монеты евро. С 1 июня 2002 года евро стало единственным законным платежным средством в соответствующих странах.

Важным фактором проведения государствами ЕС единой валютно-финансовой политики было создание Европейского валютного института, главной задачей которого стало валютное и финансовое управление экономическим развитием Евросоюза и разработка соответствующих институциональных рамок.

Кроме того, был создан Центральный европейский банк (ЦЕБ), построенный по федеративному принципу как система национальных центробанков, в распоряжении которых остается большая часть валютных резервов. Для проведения единой антиинфляционной денежной политики данный банк устанавливает важнейшие процентные ставки и величину обязательных резервов. Центробанк независим от политических институтов, в его совете представлены все национальные банки, каждый из которых имеет один голос. Центральным европейским банком была определена процедура введения единой европейской валюты – евро. Введение с 1 января 1999 года в странах – членах Европейского союза единой валюты стало важным этапом развития интеграционного сотрудничества государств ЕС и формирования общего рынка товаров и услуг, что было обусловлено:

- необходимостью усиления взаимозависимости национальных экономик при формировании общего рынка товаров и услуг и создания зоны валютной стабильности;

- стремлением стать мировым центром с единой валютой, чтобы ограничить влияние доллара и противостоять растущей конкуренции со стороны Японии.

Введение новой валюты осуществлялось только в тех странах ЕС, которые удовлетворяли следующим требованиям:

- уровень инфляции не превышает более 1,5 % среднего уровня в трех странах ЕС с наиболее низким уровнем инфляции;

- государственная задолженность не должна составлять более 60 % ВВП;

- государственный дефицит не должен составлять более 3 % ВВП;

- на протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран – членов ЕС;

- долгосрочные процентные ставки не должны превышать более 2 % среднего показателя для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.

Введение в странах ЕС единой валюты способствовало повышению уровня сопоставимости цен, относительной их стабилизации, снижению валютного риска.

6) Международная роль евро. Проект введения евро – проект политический, т. к. единая валюта должна стать еще одним рычагом, способствующим укреплению ЕС, усилению процессов европейской интеграции. Документальное оформление евро получило в Маастрихтском договоре.

Первоначально для облегчения торговли и услуг внутри ЕС в качестве единой валюты было принято экю. Но затем было решено назвать единую европейскую валюту «евро», что должно подчеркнуть единство Европейского континента.

С 1 января 1999 года евро выступает как расчетная единица. Не вошли в еврозону Великобритания, Дания и Швеция. Все они отвечают критериям конвергенции, но по различным причинам решили воздержаться от участия в ЭВС. Дания не участвует по внутриполитическим причинам, Швеция сохранила свою национальную валюту в силу некоторых особенностей экономики, которые, по мнению шведских экспертов и правительства, при определенных условиях могли бы прийти в противоречие с логикой ЭВС. Неучастие Великобритании объясняется существенными политическими и экономическими причинами. Во-первых, судя по опросам общественного мнения и позициям политических партий, большинство англичан не готово к тому, чтобы пожертвовать фунтом стерлингов ради евро. Во-вторых, в отличие от континентальной Европы, британская экономика имеет важные внешнеэкономические связи с партнерами вне Европы, которые осуществляются на основе британского фунта или доллара США. В-третьих, Лондон является ведущим мировым финансовым центром, который может существенно проиграть от присоединения к еврозоне. Расчет многих британских финансовых учреждений строится на том, чтобы, используя свои конкурентные преимущества, отвлечь на себя значительную часть финансовых операций еврозоны, не связывая себя обязательствами единой денежно-кредитной и валютной политики в рамках ЭВС.

В странах ЕС принято 60 соглашений в сфере внешнеэкономических связей, в области денежно-кредитной и валютной политики, транспорта, энергетики, сельского хозяйства и других приоритетных отраслей экономики.

Предыдущая