КА  «Профессиональное тестирование»

Шерьязданова К.Г.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Учебное пособие. – Астана: Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, 2010. – 107 с.

Предыдущая

Глава 2. Европейский союз как модель современной интеграции

2.5. Порядок присоединения к ЕС. Проблема расширения

Согласно Договору о ЕС, «любое европейское государство, которое уважает принципы, изложенные в договоре, может обратиться с просьбой о принятии в члены ЕС». «Европейским» признается любое государство, хотя бы часть которого находится в Европе.

Процедура присоединения нового государства к ЕС включает несколько этапов – от заявления от страны-кандидата до подписания договора о членстве.

Членство в ЕС является бессрочным. Договор не содержит ни одного положения, которое позволило бы исключить вступившее в ЕС государство из его состава. Членство в ЕС может быть лишь приостановлено. Добровольный выход из ЕС также не предусмотрен договором.

На протяжении существования ЕС постоянно шел процесс расширения: в 1973 году к ЕС присоединились Дания, Ирландия и Великобритания; в 1981-м – Греция; в 1986-м – Испания и Португалия; в 1995-м – Австрия, Финляндия и Швеция. Первоначально это касалось только неприсоединившихся стран Западной Европы. Однако после кардинальных изменений, происшедших в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СССР, расширение стало актуальным и для этой части континента. Впервые об этом заговорили на сессии Европейского совета в 1988 году на греческом острове Родос и на Парижском саммите, где Европейская комиссия взяла на себя функции координатора помощи государствам ЦВЕ.

ЕС начал оказывать странам-кандидатам финансовую и техническую помощь по нижеперечисленным программам.

PHARE. Эта программа была учреждена в 1989 году и первоначально предназначалась для оказания экстренной помощи Польше и Венгрии (отсюда и название: Poland – Hungary: Assistance for the Reconstruction of the Economy). На ее финансирование ежегодно выделялось 1,56 млрд евро. Направлением программы является мобилизация инвестиций в целях обеспечения соответствия стран-кандидатов стандартам ЕС в таких областях, как транспорт, охрана окружающей среды, условия труда, качество промышленных товаров и др.

ISPA. Название программы расшифровывается как «Инструмент структурной политики в процессе подготовки к присоединению». На эту программу ежегодно расходуется 1,04 млрд евро. Основная задача – финансирование модернизации общественной инфраструктуры стран-кандидатов.

SAPARD. Программа предназначена исключительно для оказания содействия в развитии сельского хозяйства и обустройства сельской местности. На эти нужды ежегодно направляется 520 млрд евро.

Распределение средств, выделяемых по линии этих трех программ, производится в соответствии с критерием численности населения. Была создана программа подготовки стран-кандидатов к вступлению в ЕС под названием Белая книга.

На Люксембургском саммите 1997 года, названном впоследствии «саммитом расширения», был оглашен список государств, которые ближе других подошли к выполнению копенгагенских критериев: Кипр, Польша, Венгрия, Чехия, Эстония и Словения – это была «первая волна» расширения. «Вторая волна» – Мальта, Латвия, Литва, Словакия, Болгария, Румыния.

Брюссельский саммит назначил 2007 год датой вступления Болгарии и Румынии в ЕС, 2004-й – остальных стран.

В 1993 году на заседании ЕС в Копенгагене были определены условия и принципы присоединения новых государств-членов. Было сказано, что страны-кандидаты должны соответствовать следующим критериям:

- наличие стабильных институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, права человека, уважение и защиту прав меньшинств;

- существование жизнеспособной рыночной экономики, а также способность противостоять давлению конкуренции;

- способность взять на себя обязанности, связанные со вступлением в ЕС, в частности, поддерживать цели политического, экономического и валютного союза;

- способность ЕС принимать новых членов, не ставя под угрозу собственную стабильность.

По сути дела, выдвинутые условия имели своей целью отсрочить вхождение стран ЦВЕ в ЕС и выиграть время для того, чтобы страны – члены ЕС адаптировались и приготовились к расширению на Восток. Другим фактором сдерживания был индивидуальный подход к странам-кандидатам, что также позволяло отодвинуть этот процесс на более длительную перспективу.

Одновременно с обнадеживающими высказываниями по поводу расширения поднимался вопрос о негативных последствиях – обострение налогового бремени, усиление конкуренции, денежная нестабильность. Существовало также мнение, что расширение ЕС на Восток приведет к созданию неуправляемого содружества, что поставит под угрозу внутреннее единство ЕС.

Наиболее настойчиво призывала к расширению на Восток Германия, обосновывая это тем, что на этот регион необходимо распространить зону стабильности. Об этом же говорили и ученые, которые анализировали происходящие в ЦВЕ преобразования. Эксперты пришли к выводу, что нестабильным странам в ЦВЕ, если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления националистических тенденций и возникновения этнических и идеологических конфликтов.     В немецких СМИ была широко распространена такая точка зрения: «Поэтапная интеграция стран ЦВЕ представляет собой единственную возможность создания там надежного уклада рыночной экономики и демократии».

Это расширение ЕС имеет скорее политическое, чем экономическое обоснование, так как политическое влияние ЕС при принятии глобальных решений возрастает и приобретает совершенно иной международный политический вес, статус и позиции в международных организациях.

Предыдущая