КА  «Профессиональное тестирование»

Шерьязданова К.Г.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Учебное пособие. – Астана: Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, 2010. – 107 с.

Предыдущая

Глава 3. Мировой опыт интеграционных образований

3.3.Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе

АСЕАН – объединение десяти стран Юго-Восточной Азии: Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Брунея, Таиланда и Филиппин. Декларация АСЕАН – Бангкокская декларация – была принята в 1967 году на встрече министров иностранных дел Индонезии, Филиппин, Таиланда, Сингапура и Малайзии.

Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки связан с бурным экономическим ростом большинства стран АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, историческими традициями, отрегулированной формой сотрудничества.

Целями АСЕАН является ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместных действий и укрепление мира и региональной стабильности, соблюдение принципа справедливости в международных отношениях.

Высшим органом стала Конференция министров иностранных дел стран-участниц. В 90-х гг. ХХ в. к АСЕАН присоединились Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Мьянма.

Развитие региона обусловливает взаимодополняемость экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и инвестиционной активности. На протяжении всего ΧΧ века Тихий океан был ареной политической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Переплетение противоречий и интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе обусловило возникновение замысла об организации, которая могла бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. США предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО, Япония разрабатывала идею организации на экономических основах. Предлагались такие названия, как Тихоокеанское объединение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского Кольца.

В 1989 году по инициативе Австралии была создана организация, сумевшая сформулировать конкретные задачи и направления – форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС).

Организация была основана как форум обмена мнениями, но превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди направлений работы – проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса в АТР.

При создании в АТЭС вошли 12 стран: США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Корея, Индонезия, Бруней, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины. В настоящее время участниками форума является 21 страна – присоединились Гонконг, Китай, Тайвань, Мексика, Новая Гвинея, Чили, Вьетнам, Перу, Россия.

АТЭС составляет почти половину мировой экономики.

Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран АТЭС состоялась в 1989 году в Канберре. Были выработаны принципы организации: неполитический характер форума, консультативный статус, равноправие всех участников; определены задачи: создание свободной торговой системы, содействие экономическому росту.

На саммите в Богоре (Индонезия) в 1994 году была принята Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС, в которой зафиксирована долгосрочная цель организации и сроки ее осуществления – для развитых стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 году, для развивающихся – к 2020 году.

Осакская программа действий, принятая на встрече руководителей стран в Японии в 1995 году, определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам – членам АТЭС необходимо произвести преобразования: тарифы, услуги, инвестиции, стандарты, таможенные процедуры, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств ВТО, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Участникам форума также было поручено разработать индивидуальные планы по либерализации торговли и инвестиций.

Отличительной чертой организации является диалог между властными и предпринимательскими кругами стран-членов, который поддерживается через Деловой консультативный совет, в который входит не более трех представителей бизнеса от каждой страны – члена АТЭС.

Отличительными особенностями АТЭС являются:

- интеграционные процессы в АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества;

- интеграция охватывает страны с разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами;

- уникальная роль АТЭС в том, что в ней объединяются две великие экономические державы – США и Япония и экономический гигант Китай. АТЭС является единственной интеграционной структурой, куда входит Япония;

- интеграция в АТЭС включает субрегиональные экономические союзы (АСЕАН, НАФТА), допускает разные уровни интеграции;

- идеология тихоокеанского «открытого» регионализма рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического глобализма.

Предыдущая