КА  «Профессиональное тестирование»

Шерьязданова К.Г.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Учебное пособие. – Астана: Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, 2010. – 107 с.

Предыдущая

Глава 5. Центрально-азиатская интеграция: опыт и перспективы развития

5.2. Интеграционные инициативы государств ЦАР в сфере обеспечения региональной безопасности

Совокупность определенных исторических, геополитических, экономических, социально-культурных факторов объясняет подверженность и уязвимость пяти государств региона – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана – террористической угрозе.

Крупные города Ферганской долины, состоящей из территорий сопредельных государств – Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, – Наманган, Андижан, Худжанд и Ош – были в свое время духовными центрами мусульманства Центральной Азии: именно в них располагались основные учебные центры религиозного управления. Долина издавна славилась как крупный, независимый от официальных властей теологический центр.

После обретения центрально-азиатскими государствами независимости и исчезновения советской идеологии в регионе образовался идейный вакуум, в котором ислам оказался востребованным. Исламские идеи быстро распространились, что сопровождалось политизацией религии. Религиозные школы Оша, Намангана, Худжанда и Андижана усилили контакты с зарубежными мусульманскими организациями, в результате чего произошла трансформация функционирования и идеологии этих школ – они превратились в самостоятельные религиозные центры радикального толка, программы которых включали пропаганду определенных социальных и политических взглядов. Таким образом, получила импульс активизация воинствующих религиозных течений.

Несмотря на усилия государств региона, направленные на укрепление государственных границ, они остаются прозрачными для таких транснациональных угроз, как международный терроризм, религиозный экстремизм и этнический сепаратизм, незаконный оборот наркотиков и оружия, нелегальная миграция.

Низкий уровень экономического развития, безработица вызывают рост недовольства официальными властями и неизбежно ведут к радикализации взглядов населения. В связи с этим экстремизм в регионе находит питательную почву и богатый потенциал, что не может не обусловливать активизацию террористических сил.

В результате антитеррористической операции Запада в эпицентре религиозного экстремизма – Афганистане – режим талибов пал. Однако террористические силы не уничтожены – произошла лишь их перегруппировка: многие из террористов покинули Афганистан и нашли прибежище в других государствах, таких как Пакистан, страны Аравии, Таджикистан, Узбекистан и др. Территориальная близость Афганистана к Центральной Азии и в будущем будет определять состояние безопасности в регионе.

 Необходимо подчеркнуть, что в Центральной Азии имеют место все четыре вида «общепризнанных» детерминант терроризма как социально-политического феномена: социально-экономическая, идеологическая, геополитическая, глобализационная.

В целом причины возникновения терроризма в ЦАР могут быть представлены следующим образом.

Во-первых, это проблемы социально-экономического характера. Как известно, именно эти проблемы (рост безработицы, низкое качество здравоохранения, отсутствие доступа к качественному образованию, постоянное сокращение социальных государственных расходов и т. д.) как следствие развития процессов модернизации в жизни исламского общества стали первопричиной роста протестных движений и распространения религиозного экстремизма в странах Ближнего и Среднего Востока. В свою очередь, идея «чистого ислама» (ваххабизма) объясняет кризисные явления в обществе отходом от традиций старины, воспринимаемой как «золотой век ислама». При этом превозносятся каноны «чистого ислама» как источника социальной справедливости, подчеркиваются преимущества уравнительных принципов ранней мусульманской общины, эгалитаризм и коллективизм общины, традиция «саадака», предписывающая всем состоятельным мусульманам помогать неимущим единоверцам. Отсутствие экономических перспектив в сочетании с кризисным состоянием социальной системы способно создать опасную совокупность условий, повышающую восприимчивость общества к идеям религиозного экстремизма.

Во-вторых, демографический фактор. В рассматриваемых государствах демографическая ситуация принимает угрожающие размеры и особенно явной становится проблема несоответствия уровней демографического и социально-экономического развития. Опыт развития ряда стран мусульманского мира показывает, что модернизация не может создать возможности для большинства населения, особенно в условиях все возрастающего демографического давления. Тем самым они создают социальную базу для радикально настроенных сторонников восстановления ценностей первоначальной исламской общины. Здесь стоит отметить одну очень важную закономерность – в странах, где отмечалось резкое изменение соотношения сельского и городского населения, практически всегда наблюдался подъем массового исламского политического движения. То есть существует прямая связь между ростом маргинализации населения и усилением позиций исламистов.

В-третьих, рост преступности и коррупции. Модернизация неизбежно ведет к разрушению системных связей и подвергает испытанию традиционные ценности. В условиях девальвации прежних традиционных ценностей мусульманского общества беззаконие превращается в норму и атрибут общественных отношений. В этой связи апелляция к исламу в мусульманских обществах вполне естественна и закономерна.

В-четвертых, это авторитарная система, снижение эффективности правящих режимов. Эксперты характеризуют подобную ситуацию как «кризис руководства и легитимности государства». В обществе в этом случае, как правило, создается мощная оппозиция существующему политическому и экономическому режиму. При этом определенная часть населения обращается к исламским политическим движениям.

Постановка проблемы международного терроризма является многоцелевым политическим инструментом. Под флагом войны с террором осуществляются многопрофильное сотрудничество, консолидация международного общественного мнения, мобилизация политической воли, реализуются интересы различных государств. Так, после усиления экстремистских, сепаратистских настроений, активизации деятельности террористических сил руководство заинтересованных государств Центральной Азии пришло к выводу о необходимости дать коллективный ответ этой угрозе, что послужило импульсом для интеграционных процессов.

Проблема международного терроризма и религиозного экстремизма неразрывно связана и с другими «новыми вызовами» безопасности, в частности с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия. Это означает, что опыт противодействия каждому виду преступной деятельности в отдельности представляет интерес с точки зрения противостояния другим угрозам и мог бы обогатить представление о мерах борьбы с другими видами преступной деятельности.

Проблема международного терроризма в Центральной Азии повлекла необходимость государств региона и всего мирового сообщества предпринять безотлагательные меры для отпора этой угрозе. Главная задача состоит в построении такой многоуровневой системы безопасности, которая согласно времени и политическим реалиям смогла бы отразить новые вызовы и угрозы безопасности.

В Центральной Азии антитеррористическая политика проводится в основном за счет механизмов Антитеррористического центра СНГ (АТЦ), а также ШОС.

Первого октября 1999 года в Киеве Совет министров внутренних дел государств участников СНГ выступил с инициативой о консолидированном ответе угрозе, исходящей со стороны международного терроризма, – о создании при Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ Временного антитеррористического центра, в полномочиях которого была бы координация взаимодействия органов внутренних дел стран СНГ. 25 января 2000 года в результате совещания по итогам Стамбульского саммита ОБСЕ была разработана Межгосударственная программа совместных мер борьбы с международной преступностью на период с 2000 по 2003 год, также было решено создать единый антитеррористический центр. 21 июня 2000 года на саммите в Москве, когда решением Совета глав государств СНГ была утверждена Программа государств – участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года, было принято решение о создании АТЦ СНГ.

АТЦ является «постоянно действующим специализированным органом СНГ и предназначен для обеспечения координации и взаимодействия компетентных органов государств Содружества в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма». Основная задача – аналитическая работа: накопление, обобщение, анализ информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлениях экстремизма, предоставление практических рекомендаций государствам СНГ. Центр формирует банк данных о международных террористических организациях в странах СНГ, их лидерах, лицах или структурах, оказывающих им поддержку. Центр сотрудничает с государствами СНГ в проведении оперативно-розыскных мероприятий, операций по борьбе с терроризмом, а также проводит антитеррористические командно-штабные и оперативно-тактические учения; организует обучение и подготовку специалистов антитеррористических подразделений.

7 октября 2002 года в Бишкеке было создано отделение АТЦ по Центрально-Азиатскому региону.

АТЦ налажено сотрудничество с властями государств СНГ по предупреждению и пресечению преступлений, имеющих отношение к террористической деятельности проведен ряд согласованных мероприятий по организации: розыска и задержания лиц, причастных к террористической деятельности; пресечения деятельности террористических групп, а также перекрытия каналов оказания им финансовой и иной помощи; выявления баз, тренировочных лагерей, мест лечения и отдыха террористов; перекрытия маршрутов передвижения, а также пресечения на своей территории подготовки к совершению террористических актов на территории других государств – участников СНГ.        

Функционирует единый банк данных АТЦ СНГ, содержащий информацию о террористических и оказывающих им содействие структурах, что значительно облегчает усилия как регионального, так и мирового сообщества в борьбе с этим злом. В рамках работы центра, государства-участники проводят практические коллективные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению деятельности международных террористических организаций, а также по подготовке к реагированию на всевозможные проявления терроризма.

Предыдущая