Е.Ф. Прокушев
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2006. – 448 с.
Предыдущая |
Часть 1. Организация внешнеэкономической деятельности
3. Таможенное дело в Российской Федерации
3.1. Руководство таможенным делом
Конституция Российской Федерации определяет таможенное регулирование как установление порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физические лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу страны.
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
С 1 января 2004 г. вступил в действие Таможенный кодекс РФ, принятый в апреле 2003 г. В июне 2004 г. начал действовать и Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый в ноябре 2003 г. Эти законы в значительно большей степени соответствуют регламентам Всемирной торговой организации, чем их предыдущие варианты, действовавшие с середины 90-х гг. прошлого века. Используются в таможенном регулировании Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе", Федеральный закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" и др.
Закон РФ "О таможенном тарифе" устанавливает по-' рядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации, представляющего собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров страны при его взаимосвязи с мировым рынком, а также порядок обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу.
Таможенный кодекс Российской Федерации определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.
Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу [4, с. 6].
Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными федеральными законами.
Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы особых экономических зон являются таможенной границей [4, с. 7].
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.
Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.
Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей РФ регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе РФ, а в части, не урегулированной законодательством РФ о Государственной границе Российской Федерации, – таможенным законодательством РФ. Отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и оформлению таможенных процедур могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.
При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах. Таможенное законодательство РФ состоит из Таможенного кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных актов таможенного законодательства.
На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела [4, с. В].
Федеральная таможенная служба издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными и иными государственными органами Российской Федерации, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.
Нормативные акты Федеральной таможенной службы Российской Федерации общего характера вступают в силу через 30 дней после их опубликования, за исключением случаев, когда эти акты устанавливают более льготные правила по сравнению с действующими, или если акты законодательства России обязывают ФТС ввести нормативные акты по таможенному делу в действие в более короткие сроки.
Таможенное дело осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие систему, в которую входят:
- Федеральная таможенная служба;
- региональные таможенные управления;
- таможни и таможенные посты.
Положение о Федеральной таможенной службе Российской Федерации утверждается Президентом или по его поручению Правительством. Создание, реорганизация, ликвидация таможенных постов осуществляется региональными таможенными управлениями.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ФТС Российской Федерации.
Никакие государственные органы, кроме Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, не имеют права принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов Российской Федерации, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или другим способом вмешиваться в их деятельность.
Предыдущая |