Е.Ф. Прокушев
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2006. – 448 с.
Предыдущая |
Часть 1. Организация внешнеэкономической деятельности
4. Базисные условия поставки товаров
4.1. Сущность и классификация базисных условий поставки товаров
Базисные условия поставок представляют собой совокупность основных обязанностей контрагентов по транспортировке и страхованию товаров на пути движения их от экспортера до импортера. В течение длительной международной торговой практики сложились определенные условия обмена товарами, а также соответствующие этим условиям обязанности сторон осуществлять определенные действия, совокупность которых формирует торговые обычаи.
Для избежания противоречий между торговыми партнерами Международная торговая палата разработала и опубликовала впервые в 1936 г. сборник толкований наиболее часто встречающихся торговых обычаев. Этот сборник получил название Инкотермс.
После создания Инкотермса корректировался в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 гг. Нынешняя редакция учитывает наличие зон, свободных от таможенных пошлин, внедрение в практику коммерческой деятельности электронной связи и изменения в практике перевозок грузов. Текст издания 2000 г. существенно отредактирован по сравнению с редакцией 1990 г. Значительные изменения внесены в таможенную очистку и осуществление таможенных платежей по терминам FAS и DEQ, а также в обязанности по погрузке и разгрузке по термину FCA.
Базисные условия поставок товаров в договорах купли-продажи систематизированы Международной торговой палатой в ее издании "INCOTERMS 2000" (публикация № 560).
Материалы, изложенные в Инкотермс, носят нормативный характер в том случае, если на них сделана прямая ссылка в контракте.
В базисных условиях определены обязанности продавца за установленную в контракте цену обеспечить доставку груза в определенную географическую точку или погрузить товар на транспортные средства, или передать его транспортной организации.
Базисные условия определяют и другие обязанности продавцов и покупателей, а именно:
- кто и за чей счет обеспечивает транспортировку товаров по территориям стран продавца, покупателя, транзитных стран, морем и воздухом;
- обязанности продавцов в части упаковки и маркировки товаров;
- обязанности сторон по страхованию грузов;
- обязанности сторон по оформлению коммерческой документации;
- место и время перехода с продавца на покупателя рисков случайного повреждения или утраты товаров.
В коммерческой работе внешнеторговых организаций обычно возникает необходимость детального рассмотрения взаимных обязательств продавцов и покупателей, вытекающих из базисных условий поставок. Для этого необходимо пользоваться сборником толкований торговых обычаев Инко-термс-2000 (табл. 1).
По новой классификации Инкотермс-2000 все базисные условия разбиваются на четыре группы. В основу классификации положено различие в объеме обязательств контрагентов по доставке товара.
Первая группа ("Е") имеет одно условие – "франко-завод", которое содержит минимум обязанностей для продавца и заключается лишь в предоставлении товара для покупателя в месте нахождения продавца (табл. 1).
Во вторую группу ("F") включены условия, требующие от продавца обязанность передать товар перевозчику, указанному покупателем (ФОБ, ФАС, "франко-перевозчик").
В третьей группе ("С") объединены условия, по которым продавец должен обеспечить перевозку продукции, но не обязан принимать на себя риск случайной гибели или повреждения товара или нести какие-нибудь дополнительные расходы, которые могли бы возникнуть после отгрузки товара ("Стоимость и фрахт", "Стоимость, страхование и фрахт", "Фрахт/перевозка оплачена до", "Фрахт/перевозка и страхование оплачены до").
Таблица 1
Классификация условий Инкотермс-2000 по обязанностям продавца и используемым видам транспорта
|
Название условий на |
Группа |
Обязанности продавца |
Вид транспорта |
|
|
англ. языке, кратк., полное |
русском языке |
|
|
|
1 |
EXW-EX Works |
Франко-завод |
Е |
Отправление |
Любой |
2 |
FCA, Free Carrier |
Франко-перевозчик |
F |
Основная перевозка не оплачена |
Любой |
3 |
FAS, Free Alongside Ship |
Франко вдоль борта судна, ФАС |
F |
– » – |
Морской, внутренний водный |
4 |
FOB, Free On Board |
Франко борт, ФОБ |
F |
– » – |
Морской |
5 |
CFR, Cost and Freight |
Стоимость и фрахт |
С |
Основная перевозка оплачена |
-» – |
6 |
CIF, Cost, Insurance and Freight |
СИФ, Стоимость, страхование и фрахт |
С |
– » – |
– » – |
7 |
CPT, Carriage Paid To |
Фрахт/перевозка оплачены до |
С |
– » – |
Любой |
8 |
CIP, Carriage and Insurance Paid To |
Фрахт/перевозка и страхование оплачены до |
С |
– » – |
Любой |
9 |
DAF, Delivered |
Поставка до границы |
D |
Прибытие |
Любой |
10 |
DES, Delivered Ex Ship |
Поставка с судна |
D |
– » – |
Морской, внутренний водный |
11 |
DEQ, Delivered Ex Qiay |
Поставка с пристани с оплатой пошлины |
D |
– » – |
– » – |
12 |
DDU, Delivered |
Поставка, без оплаты пошлины |
D |
–– »- |
Любой |
13 |
DDP, Delivered Duty Paid |
Поставка, с оплатой пошлины |
D |
– » – |
Любой |
Четвертая группа ("D") включает условия поставки, предусматривающие обязанность продавца нести все расходы и риски, которые могут возникнуть при доставке товара в страну назначения – "Поставка до границы", "Поставка с судна", "Поставка с пристани", "Поставка без оплаты пошлины", "Поставка с оплатой пошлины".
Предыдущая |