КА  «Профессиональное тестирование»

В.Д. Грибов, В.П. Грузинов
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 336 с.

Предыдущая

Глава 19. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия

19.3. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат

В основе этого метода лежит расчет объема реализации, который должен обеспечивать требуемую величину прибыли при изменении цены или структуры затрат (постоянные и переменные затраты).

Если изменяются постоянные затраты (расходы), то объем реализации, обеспечивающий желаемую величину прибыли, определяется по формуле:

где Мо   - желаемая прибыль, руб.; Мвн- новая валовая маржа[16], руб.

Если изменяются переменные затраты, то расчет производится по следующей формуле:

где aн - новый процент валовой маржи к выручке от реализации.

Если изменяется цена, то расчет осуществляется по такой формуле:

где аn – исходный процент валовой маржи к выручке от реализации;

Мви – исходная валовая маржа, руб.

Рассмотрим характер этих изменений на примере хлебозавода, который имеет следующие показатели:

годовое производство батонов          100 000 шт.

цена одного батона                             2,80 руб./шт.

средние переменные расходы            1,80 руб./шт.

При таком объеме реализации, цене и переменных затрат хлебозавод имеет следующие показатели:

выручка от реализации равна:   2,80 ´ 100 000 = 280 тыс. руб.;

переменные расходы составили: 1,80 ´ 100 000 = 180 тыс. руб.;

валовая маржа равна:         100 тыс. руб.;

постоянные расходы равны:         50 тыс. руб.

Прибыль равна 50 тыс. руб.

Допустим, цена увеличилась на 10%. В этом случае руководству предприятия важно знать, как изменится величина прибыли и каков должен быть объем реализации, "Чтобы сохранить прежний уровень прибыли.

Итак, новая цена равна: 2,80 + 0,28 = 3,08 руб./шт.;

новая выручка  -  3,08 руб./шт. ´ 100 000 = 308 тыс.руб.;

переменные расходы составят: 1,80 ´ 100 000 = 180 тыс.руб., или 59%;

валовая маржа равна 128 тыс. руб., или 43%;

постоянные расходы равны 50 тыс. руб., или 17%.

Прибыль равна 78 тыс. руб., или 26%.

Как видим, прибыль увеличилась с 50 до 78 тыс. руб., или на 56%. Объем реализации, необходимый для достижения прежней величины прибыли при повышении цены согласно формуле (19.7), составит:

Все это можно оформить так, как показано в табл. 19.3.

Таблица 19.3

Анализ чувствительности показателей хлебозавода при увеличении цены на 10%

Показатели

Первоначальный объем, 100 000 шт.

Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 80,8 тыс./шт.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Выручка от реализации

Переменные расходы

Валовая маржа

Постоянные расходы

Прибыль

308

180

128

50

78

100

59

41

17

26

280

180

100

50

50

100

63

37

18

18

Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации на 19,2% и увеличивает прибыль на 56%. (с 50 до 78 тыс. руб.).

Что же произойдет с показателями при изменении структуры затрат? Допустим, хлебозаводу в результате модернизации удалось снизить постоянные затраты на 10%. Тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 5,0 тыс. руб. и составить 55,0 тыс. руб. (50 + 5,0), а валовая маржа - 102 тыс. руб. Объем реализации, на который может пойти хлебозавод при сохранении прежней прибыли (50 тыс. руб.), составит:

Эти расчеты можно оформить так, как показано в табл. 19.4.

Таблица 19.4

Анализ чувствительности предприятия при сокращении постоянных расходов на 10%

Показатели

Первоначальный объем, 100 тыс. шт.

Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 96,5 тыс. шт.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Выручка от реализации

Переменные расходы

Валовая маржа

Постоянные расходы

Прибыль

280

180

100

45

55

100

62

37

17

20

276

174

102

45

57

100

63

37

17

21

Влияние изменения объема реализации проанализируем с помощью эффекта операционного рычага:

Это означает, что если хлебозавод увеличит объем реализации на 10%, то выручка также возрастет на 10%, а прибыль с учетом действия операционного рычага будет равна 20% (М = 10´2). Проверим полученный результат:

•  новая выручка при увеличения объема на 10% составит: (280 +28) = 308 тыс. руб.;

•  переменные расходы - 180 + 18 =198 тыс. руб.;

•  валовая маржа равна 110 тыс.руб.;

•  постоянные расходы составят 50 тыс. руб.;

Прибыль равна 60,0 тыс. руб.

Как видим, прибыль возросла на 10 тыс. руб. (60 - 50), т.е. на 20% (10 : 50 ´ 100).

На основе принятой схемы анализа чувствительности можно определить и распределить элементы рентабельности по степени их влияния на прибыль, получаемую хлебозаводом.

Итак, повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 56%; увеличение объема реализации продукции на 10% вызывает рост прибыли на 20%; уменьшение переменных расходов на 10% приводит к росту прибыли на 36%; 10%-ное изменение постоянных расходов увеличивает рост прибыли на 10%.

В связи с этим руководству предприятия важно знать границы, в пределах которых оно может изменять показатели. Это определяется с помощью установления запаса финансовой прочности. Вначале вычисляют порог рентабельности и годовой объем реализации.

где    Ипост       - постоянные расходы, тыс. руб.;

Rn пороговая рентабельность, тыс. руб.;

Qn пороговый объем реализации, шт.;

апр – процент дохода (валовая маржа) от покрытия к выручке от реализации, %;

Ц   – цена батона, руб.

Запас финансовой прочности в этом случае составляет:

Зпр = (Вр - Rn = 280 тыс. руб. – 136 тыс. руб. = 144 тыс. руб.,

или 52% выручки (144 : 280 ´ 100).

Как видим, хлебозавод имеет большой запас финансовой прочности, позволяющий ему безбоязненно оперировать факторами, влияющими на ее величину. В данном случае руководство хлебозавода должно сосредоточить внимание на ценовой политике и снижении переменных расходов, которые более всего оказывают влияние на получаемую массу прибыли.



[16] Маржа - это разность между выручкой от реализации продукции и суммой переменных затрат на ее производство и реализацию.

Предыдущая