В.Д. Грибов, В.П. Грузинов
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 336 с.
Предыдущая |
Глава 20. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия и состояния его баланса
20.1. Сущность и показатели эффективности деятельности предприятия
Понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность» относятся к числу важнейших категорий рыночной экономики. Эти понятия тесно связаны между собой.
Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект - величина абсолютная, зависящая от масштабов производства и экономии затрат.
Экономическая эффективность - это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами. Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. Таким образом, экономическая эффективность - величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами.
Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценки деятельности предприятия. Например, на предприятии может быть такая ситуация, когда достигнут значительный экономический эффект, выраженный в полученной прибыли при относительно низкой экономической эффективности. И наоборот, производство может характеризоваться высоким уровнем эффективности при небольшой величине экономического эффекта.
Оценку деятельности предприятия и его экономической эффективности невозможно произвести одним каким-либо показателем. Многообразие свойств и признаков различных видов производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия обусловливает и многообразие показателей. При этом проблема их использования состоит в том, что ни один из них не выполняет роль универсального показателя, по которому однозначно можно было бы судить об успехах или неудаче в бизнесе. Поэтому на практике всегда используют систему показателей, которые связаны между собой и оценивают или показывают различные стороны деятельности предприятия.
Показатель - это признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику (сторону) или степень выполнения определенной задачи. В нашей стране наукой и практикой была сформирована система экономических, финансовых и статистических показателей, разработаны методы их расчета и учета, но они были рассчитаны на централизованно-плановую систему хозяйствования. С переходом к рыночным отношениям эта система показателей как в части их расчета и учета, так и роли в обосновании решений претерпела и претерпевает определенные изменения. Так, если в условиях плановой системы хозяйствования в оценке деятельности предприятия важную роль играли такие показатели, как выполнение плана, объем товарной продукции, объем валовой продукции, то в условиях рынка на первое место выдвигаются показатели: объем продаж, прибыль, рентабельность и целый ряд оптимизационных показателей. Ориентировка производства на удовлетворение спроса резко усилила значение оценки различных вариантов удовлетворения спроса.
Все показатели, исходя из требований рынка, можно разделить на:
• оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровни развития или результатов той или иной деятельности;
• затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности.
Такое деление весьма условно. Оно зависит от цели проводимого анализа. К примеру, показатель «издержки производства» в одном случае может рассматриваться как оценочный, характеризующий достигнутый уровень затрат труда, а в другом случае (при планировании) определяться как затратный, позволяющий установить количество затрат при оказании услуг. То же можно сказать о значимости показателей. Это во многом зависит от характера (вида) деятельности. Например, показатель прибыли, несмотря на всю его важность, далеко не всех интересует в одинаковой степени: арендодателя (земли, зданий, оборудования и др.) больше интересует движение ликвидности в компании, а акциионеров интересует не только размер дивидендов, но и курс акций, который зависит от темпов роста объема их продаж.
В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Выделяют также структурные и приростные показатели.
Абсолютные показатели бывают стоимостными и натуральными. В условиях рыночных отношений первостепенное значение придается стоимостным, что обусловлено сущностью товарно-денежных отношений. Абсолютные показатели отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Ими являются: оборот (объем продаж), валовая и частичная выручка, валовая и частичная прибыль, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации продукции, основные и оборотные производственные фонды, уставный фонд, задолженность и др.
Относительные показатели выделяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей. Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановыми, средними за предшествующий период, отчетными за предшествующие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д. К ним относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и др.
Структурные показатели - по расходам, капиталу, доходам -характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.
Приростные показатели отражают свое изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении. Таковыми являются, например, изменения уставного фонда за год, прибыли за год и т.д.
Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородными показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться, а другие ухудшаться. Например, увеличение прибыли при продажах в кредит (в случае задержки с выплатами) ведет одновременно и к уменьшению наличности. В условиях рынка в число контролируемых показателей входят: выручка от реализации, объем продаж, размер капитала, сумма чистой прибыли, величина активов, число акционеров, величина выплачиваемых дивидендов, доля экспорта в обороте и др.
Для определения эффективности хозяйственной деятельности предприятия применяется система показателей (табл. 20.1).
Таблица 20.1
Система показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия
Показатели |
Характеристика |
Способ расчета |
||||
I. Производительность труда |
||||||
1. Выработка |
Отражает количество продук- |
Отношение количества |
||||
|
ции, произведенной в единицу |
произведенной продук- |
||||
|
рабочего времени или прихо- |
ции к затратам рабочего |
||||
|
дящееся на одного среднеспи- |
времени на производство |
||||
|
сочного работника в месяц. |
этой продукции |
||||
|
квартал, год |
|
||||
2. Трудоемкость |
Величина, обратная выработке, |
Отношение затрат труда |
||||
|
характеризует затраты труда на |
к объему продукции |
||||
|
производство единицы продукции |
|
||||
|
|
|
||||
П. Показатели использования основных фондов |
||||||
1. Фондоотдача |
Отражает количество произве- |
Отношение годового |
||||
|
денной продукции в расчете на |
объема реализованной |
||||
|
1 руб. основных производст- |
продукции к среднегодо- |
||||
|
венных фондов |
вой стоимости основных |
||||
|
|
производственных фон дов |
||||
|
|
|
||||
2. Фондоемкость |
Показатель, обратный фондо- |
Отношение среднегодо- |
||||
|
отдаче. Отражает стоимость |
вой стоимости основных |
||||
|
основных производственных |
производственных фон- |
||||
|
фондов в расчете на 1 руб. |
дов к годовому объему |
||||
|
реализованной- продукции |
реализованной продукции |
||||
|
|
|
||||
3. Фондовоору- |
Характеризует оснащенность |
Отношение среднегодо- |
||||
женность труда |
работников предприятия ос- |
вой стоимости основных |
||||
|
новными производственными |
производственных фон- |
||||
|
фондами |
дов к среднесписочной |
||||
|
|
численности работников. |
||||
4. Коэффициент |
Характеризует эффективность |
Отношение фактического |
||||
интенсивности |
использования оборудования |
объема выпущенной про- |
||||
использования |
|
дукции к установленной |
||||
оборудования |
|
производственной мощ- |
||||
|
|
ности оборудования |
||||
|
|
(пропускной способности) |
||||
|
|
|
||||
III. Показатели использования оборотных средств |
||||||
1. Коэффициент |
Показывает, сколько оборотов - |
Отношение объема реали- |
||||
оборачиваемости |
совершили оборотные |
зованной продукции за |
||||
оборотных |
средства за анализируемый |
отчетный период к средне- |
||||
средств |
период (квартал, полугодие, год) |
му остатку оборотных |
||||
|
|
средств за этот же период |
||||
2. Коэффициент |
Показатель, обратный коэф- |
Отношение среднего остатка |
||||
закрепления обо- |
фициенту оборачиваемости |
оборотных средств за |
||||
ротных средств |
оборотных средств. Характе- |
отчетный период к объему |
||||
|
ризует сумму оборотных |
реализации за этот же период |
||||
|
средств, приходящихся на 1 |
|
||||
|
руб. выручки от реализации |
|
||||
3. Длительность |
Показывает, за какой срок к |
Число дней в отчетном |
||||
одного оборота |
предприятию возвращаются |
периоде, деленное на ко- |
||||
|
его оборотные средства в |
эффициент оборачиваемо- |
||||
|
виде выручки от реализации |
сти оборотных средств |
||||
|
продукции |
|
||||
4. Материалоем- |
Характеризует суммарный |
Отношение суммы матери- |
||||
кость продукции |
расход всех материальных |
альных затрат, включенных |
||||
|
ресурсов на производство |
в себестоимость реализо- |
||||
|
единицы продукции |
ванной продукции, к ее |
||||
|
|
объему |
||||
5. Материалоот- |
Показатель, обратный мате- |
Отношение объема реали- |
||||
дача |
риалоемкости продукции. |
зованной продукции к |
||||
|
Отражает количество произ- |
сумме материальных затрат |
||||
|
веденной продукции в расче- |
|
||||
|
те на 1 руб. материальных |
|
||||
|
ресурсов |
|
||||
IV. Показатели рентабельности |
||||||
1. Рентабельность |
Эффективность затрат, про- |
Отношение прибыли от |
||||
продукции |
изведенных предприятием на |
реализации продукции к |
||||
|
производство и реализацию |
сумме затрат на производ- |
||||
|
продукции |
ство и реализацию продукции |
||||
|
|
|
||||
2. Рентабельность |
Характеризует прибыльность |
Отношение балансовой |
||||
производства общая |
(убыточность) производст- |
прибыли к среднегодовой |
||||
|
венной деятельности пред- |
стоимости основных про- |
||||
|
приятия за определенный |
изводственных фондов и |
||||
|
период времени (год, квартал) |
нормируемых оборотных |
||||
|
|
средств |
||||
3. Рентабельность |
Показывает, какую прибыль |
Отношение прибыли к |
||||
продаж (оборота) |
имеет предприятие с каждого |
средней за период величине |
||||
|
рубля реализованной про- |
чистых активов |
||||
|
дукции |
|
||||
4. Рентабельность |
Показывает, какую прибыль |
Отношение чистой прибыли |
||||
имущества пред- |
получает предприятие с каж- |
к средней за период |
||||
приятия |
дого рубля, вложенного в |
величине чистых активов |
||||
|
активы |
|
||||
5. Рентабельность |
Показывает эффективность |
Отношение чистой прибыли |
||||
собственного ка- |
использования средств, при- |
к средней за период |
||||
питала |
надлежащих собственникам |
величине собственного |
||||
|
предприятия. Служит основ- |
капитала |
||||
|
ным критерием при оценке |
|
||||
|
уровня котировки акций на |
|
||||
|
бирже |
|
||||
В условиях рынка важное значение имеют показатели качества продукции или оказываемых услуг, так как качество продукции сильно влияет как на повышение конкурентоспособности товаров, так и на повышение продажной цены. Последнее увеличивает объем продаж, а, следовательно, и рост прибыли.
Показатели качества различны для видов продукции разного потребительского назначения. Например, для продуктов питания главным показателем является содержание полезных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.); для тканей, трикотажа и нетканых материалов - прочность окраски, степень усадки, прочность на разрыв; для швейных и трикотажных изделий - соответствие моде. Для оценки товаров длительного пользования применяются показатели экономичности, надежности, долговечности, степени учета требований технической эстетики.
В данном случае под экономичностью понимаются такие свойства продукции, которые дают экономию средств как в производстве изделия, так и в процессе его эксплуатации. Так, последнее поколение телевизоров отличается меньшими габаритами, весом, меньшим потреблением электроэнергии и т.д.
Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволит:
• быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
• точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;
• определять затраты на производство (издержки производства) и тенденции их изменения, что необходимо для разработки ценовой политики предприятия;
• находить оптимальные пути решения проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективах.
При рассмотрении показателей важно отметить, что рыночные отношения предполагают, что в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели (часто нигде более не применяемые). Так, во многих отраслях пищевой промышленности (консервная, сахарная и др.) большое значение в целях снижения издержек производства имеют степень глубины переработки сырья, использование вторичного сырья и пр.
Важно усвоить, что нет и не может быть такого показателя хозяйственной деятельности, который годился бы на все случаи жизни. Для того чтобы развиваться в условиях острой конкуренции, руководитель (предприниматель) должен видеть, чувствовать результаты всех видов деятельности, а это означает, что необходимо формирование системы взаимосвязанных показателей, отражающих степень достижения целей, период и тип организации.
Предыдущая |