КА  «Профессиональное тестирование»

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 11. Культурно-исторические памятники зарубежной Европы

11.1. Следы первобытного времени

Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека примерив 2,5 млн. лет назади доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры. Почти все это время приходится на древний каменный век (палеолит), который закончился только за 12 тыс. лет до н.э. За ним последовали относительно короткий период среднего каменного века, или мезолита, (12 - 8 тыс. лет до н.э.) и, наконец, период нового каменного века, или неолита, который продолжался с восьмого до третьего тысячелетия до новой эры. Именно в этот последний период произошла так называемая неолитическая революция, означавшая переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В некоторых районах Европы к первобытной эпохе относятся и пришедшие на смену неолиту сначала медный, а затем бронзовый век, когда древние люди стали использовать орудия труда не только из камня, но и из этих металлов.

Первобытное искусство зародилось на территории Европы еще во время позднего палеолита - примерно за 30 тыс. лет до н.э. Речь идет прежде всего о наскальных изображениях - древних рисунках на стенах пещер, на открытых каменных поверхностях и на отдельных камнях. Главными «живописцами» той далекой эпохи стали кроманьонцы, населявшие Западную Европу в те времена. Средства к существованию они добывали в основном групповой охотой на мамонтов, пещерных медведей, волосатых носорогов, зубров, оленей, диких лошадей. Именно они оставили на стенах пещер свои рисунки, сделанные при помощи естественных красителей и окисей металлов. Краску они наносили либо руками, либо при помощи кисточки из трубчатой кости с пучком шерсти какого-нибудь из диких животных на конце, а иногда и просто выдували цветной порошок через трубчатую же кость. Ученые считают, что подобная пещерная живопись имела не только декоративные цели. Изображения животных, вполне возможно, охотничьи племена использовали и для совершения разного рода религиозно-магических церемоний.

Наскальная живопись достигла расцвета в пятнадцатом-тринадцатом тысячелетиях до новой эры. Именно в эту эпоху так называемого вюрмского оледенения древние люди стали покрывать стены и своды пещер настоящими живописными «полотнами», хорошо передававшими форму, пропорции,цвет и объем изображаемых объектов. Самые яркие образцы такого первобытного искусства были обнаружены в пещерах Южной Франции и Северной Испании. Они в первую очередь и вошли в Список Всемирного наследия.

Для неолита, энеолита и раннего бронзового века в Европе еще более характерны мегалитические постройки (от греческих слов «мега» - большой и «литос» - камень). Это гигантские, особенно по тем временам, сооружения различной формы: дольмены (гробницы с каменными столбами и перекрытиями), менгиры (отдельные вертикально поставленные камни), кромлехи (круговые менгиры), каменные ящики и галереи. Древние люди сооружали их из одного или многих блоков необработанного, а иногда и грубо обработанного камня. В большинстве своем эти постройки служили для погребений иди были связаны с погребальными культами. Но некоторые из них, по мнению ученых, были своего рода астрономическими обсерваториями. Понятно, что мегалиты сооружали коллективно - Целыми родами и племенами, ведь их возведение требовало огромной затраты мускульной силы.

Мегалиты получили в Западной Европе широкое распространение. Имеющиеся карты свидетельствуют о том, что главная полоса их местонахождения протягивается вдоль побережья Атлантики, ее морей и заливов - от Португалии и Испании, через Францию, Ирландию и Южную Англию до Дании и Южной Швеции. На этой территории обнаружены тысячи мегалитических построек: во Франции их примерно 5000, на Британских островах – около 2008, в Дании около 3000. Это преимущест-венно могильники. Циклопических сооружений, естественно, значительно меньше. Но тем больший интерес они вызывают; В Списке объектов Всемирного наследия представлены два мегалита, относящиеся к числу самых уникальных. Это археологические памятники в долине р. Бойн, а также Стонхендж (Стоунхендж) и Эйвебери.

Наскальные рисунки в долине реки Везер. Эта небольшая река, правый приток Дордони, протекает в западной части Центрального Французского массива. Видимо, в конце палеолита условия для жизни первобытных людей здесь были наиболее благоприятными. Во всяком случае, в долине этой реки удалось обнаружить 147 доисторических стоянок и 25 пещер с наскальной живописью. Среди них такие знаменитые, как открытая в 1864 г. пещера Кро-Маньон, где впервые были найдены скелеты кроманьонцев (отсюда и их название), пещеры Ла-Мадлен, Камбарелль, Лежери, Фон-де-Гом и др. Но, наверное, самая впечатляющая из них - пещера Ласко.

Эта пещера, расположенная поблизости от городка Монтиньяк, была случайно открыта местными школьниками осенью 1944 г. Они же стали ее первыми хранителями, оберегавшими новоявленные сокровища от посторонних. После окончания Второй мировой войны здесь был создан музей.

Пещеру Ласко иногда называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». И действительно, это, по-видимому, высшее художественное достижение эпохи позднего палеолита. Стены пещеры украшают около ста изображений различных животных - зубров, носорогов, быков, лошадей, оленей, козлов, а также сцены охоты. Они написаны с использованием красного, желтого, коричневого и других тонов и обведены темными контурами. Можно согласиться с автором книги об искусстве древнего мира Л.Д. Любимовым, который пишет, что эти рисунки передают «силу зверя, его величие, как бы саму душу, красоту зверя в беге, в порыве и s покое; его вечное и грозное присутствие в окружающем мире».

Осмотр пещеры обычно начинают с так называемого Большого зала, где находятся изображения быков, оленей и выполненные золотистой охрой рисунки скачущих лошадей. Во втором помещении своды украшены колоритными головами баранов и оленей, изображением большой черной коровы. А в третьей части пещеры внимание привлекает уникальная для палеолитического искусства сцена охоты на бизона.

Уникальная древняя живопись пещеры Ласко уцелела во многом благодаря тому, что еще в доисторические времена вход в нее оказался заваленным. Но через два десятка лет после ее открытия на поверхности рисунков стал появляться зеленый грибок. Чтобы предотвратить его распространение, в 1963 г. власти закрыли пещеру для посетителей, а в соседней пещере создали музей Ласко-2, представляющий собой тщательно выполненную копию части изображений пещеры Ласко.

Пещера Альтамира. Не менее знаменитая пещера Альтамира находится на севере Испании, в провинции Сантандер. Она расположена между побережьем Бискайского залива и северными склонами Кантабрийских гор. Эта пещера, вход в которую также оказался засыпанным, была открыта в 1868 г. А через десять лет испанский археолог Марселино Саутуола обнаружил здесь наскальные рисунки позднего палеолита, изображавшие зубров, быков, кабанов, оленей, лошадей и других животных. Живопись Альтамиры также многоцветна: древние художники пользовались охрой, оксидом марганца, древесным углем, мергелем, карбонатом железа.

Все это относится в первую очередь к главному залу пещеры длиной в 18 м, который расположен непосредственно за входным коридором. На его потолке более 15 тыс. лет назад первобытные художники изобразили около 20 бизонов, лошадей и кабанов. При этом каждое животное нарисовано превосходно, с необходимой экспрессией: например, бизоны здесь изображены пасущимися, бегущими, лежащими, ранеными. Но какая-либо общая композиция отсутствует, так что многие изображения накладываются одно на другое. Наскальная живопись была обнаружена и в других частях пещеры, протянувшейся под землей почти на 380 м. Некоторые рисунки, оставленные на потолках ее низких коридоров, удобнее рассматривать - так сказано в путеводителях - лежа на спине.

Долгое время многие расценивали наскальную живопись Альтамиры как подделку, но в начале XX в. подлинность ее была окончательно доказана. Почти целое столетие доступ посетителей в пещеру не ограничивали. Но потом заметили, что искусственное освещение и дыхание людей отрицательно влияют на уникальные древние изображения. Поэтому свободное посещение пещеры фактически запретили, и уж во всяком случае записываться в очередь нужно очень задолго. Зато точную копию Альтамиры можно без затруднений осмотреть в Мадридском археологическом музее.

Затем в Списке Всемирного наследия обнаруживается временной перерыв примерно в десять тысячелетий. Следующие по хронологии из внесенных в него объектов относятся уже к концу неолита, к последующему мед-но-каменному веку (энеолиту), а отчасти и к бронзовому веку, когда человек стал пользоваться более совершенными орудиями из металла и другими достижениями неолитической революции. К числу этих объектов принадлежат наскальные изображения в двух районах Скандинавии и в Северной Италии.

Наскальные рисунки в Альте были обнаружены в 1973 г. на севере Норвегии, в Финмарке. Свое наименование они получили по Альта-фиорду, на берегах которого древние люди оставили более 3000 петрографических изображений. Многие из них с большим мастерством выполнены при помощи молотка и резца и хорошо сохранились. Естественно, что рисунки древних охотников и рыболовов отражают прежде всего их повседневную жизнь. На них преобладают фигуры северных оленей и лосей, самих людей, но есть и изображения медведей, птиц, рыб, лодок, рыболовных и охотничьих принадлежностей. Размеры петроглифов небольшие - от 20 до 40 см. В целом они содержат богатую информацию о людях той далекой эпохи, причем не только об их хозяйственной деятельности, но и о верованиях, практике шаманства. Как и для многих других народов Севера , для них было характерно поклонение медведю, а северных оленей и лосей они считали воплощением духов. В Альте работает музей, а сами эти земли находятся в собст-венност» государства и в ведении Министерства по окружающей среде.

Скальные скульптуры в Тануме. Тануи расположен в юго-западной части Швеции, на берегу пролива Скагеррак. Здесь на площади: в 50 км2 люди бронзового века оставили сотни петроглифов и рисунков, отображающих их повседневную жизнь. Среди них изображения людей, животных, оружия, судов и др. Местные власти разработали план консервации этого «археологического ландшафта».

Петроглифы Валь-Камоники. Еще более богатая коллекция петроглифов была обнаружена уже в XX в. в итальянской Ломбардии, в предгорьях Альп, к северу от города Бергамо.

Эти петроглифы украшают стены пещер и отдельные песчаниковые глыбы в протянувшейся на несколько десятков километров Валь-Камонике (долине Каноника). Общее число обнаруженных здесь петроглифов достигает 170 тысяч! Однако важно не только их количество, но и то, что они отражают очень длительный период жизни и деятельности первобытных обитателей этого края. Самые древние из здешних петроглифов были высечены, по-видимому, 8000 лет назад. Изображают они преимущественно сцены охоты. В период неолитической революции среди них появились сцены крестьянского быта, религиозные сюжеты. С началом бронзового века возникли целые наскальные композиции, изображающие повседневную жизнь людей, военные сюжеты, похоронные и другие обряды. При этом техника наскальных изображений все время совершенствовалась. Последние петроглифы Валь-Камоники относятся уже к концу I в. до н.э., когда эта территория была завоевана римлянами, которые вынудили местное племя покинуть обжитые места.

Археологические памятники в долине реки Бойн. Эта небольшая река протекает в Ирландии, в приморском районе, расположенном к северу от Дублина. В ее долине обнаружено несколько могильных курганов, а также отдельно стоящих каменных глыб, относящихся к так называемой культуре Бойн. По-видимому, в давние времена эту долину считали священным местом. Центром всего здешнего мегалитического комплекса безусловно служит Ныогрейндж.

Ирландцы, обнаружившие Ныогрейндж в самом конце ХУЛ в. в поисках строительного камня, долгое время считали его гробницей кельтских королей.

Только потом было доказано, что это захоронение относится к четвертому тысячелетию до новой эры, то есть оно старше египетских пирамид. В Списке объектов Всемирного наследия Нью-грейндж охарактеризован как самое большое и наиболее важное из мегалитических сооружений Европы.

Действительно, это огромное сооружение-дольмен, имеющее в длину 60 -80 м и в высоту 11 м, сложено из 200 тыс. тонн камней, а сверху покрыто землей и белой кварцевой галькой. От входа в глубь дольмена ведет 18-метровый коридор, сложенный из каменных плит. Он скрывает путь к собственно погребальной камере с ритуальной чашей и тремя нишами, украшенными каменной резьбой. Над входом, ориентированным на юго-восток, находится отверстие - окно, через которое солнечные лучи могут проникать к внутренней камере, но только один раз в году -в день зимнего солнцестояния, да и то лишь на 17 минут. С чем это связано? Почему в Ньюгрейндже захоронены всего пять человек? Как древние люди смогли доставить сюда такие огромные каменные блоки? Ответов на эти вопросы пока нет.

Стонхендж, Эйвебери и окружающие поселения. Эти объекты Всемирного наследия находятся в юго-западной части Англии, в графствах Уилтшире и Дорсете. Относительно их происхождения и назначения было выдвинуто немало гипотез: от причисления их к обрядовым местам кельтских жрецов - друидов до отнесения к взлетно-посадочной площадке инопланетян. По современным представлениям, объекты этого района были созданы неолитическими племенами, которые пришли сюда примерно за 3000 лет до н.э., по-видимому, с Пиренейского п-ова. Как правило, это культово-погребальные мегалитические постройки.

Наиболее известен из них Стонхендж, расположенный неподалеку от г. Солсбери. По форме это кромлех -сложная круговая постройка. Ученые считают, что создавали ее в три этапа. На первом этапе (3100 - 2600 гг. до н.э.) здесь возникло окруженное земляной насыпью и рвом святилище, где производили сожжение трупов. На втором этапе (около 2000 г. до н.э.) на пространстве внутри рва были установлены двумя концентрическими кругами 80 так называемых голубых камней - тесаных глыб из доломита. Наконец, на третьем этапе (около 1800 г. до н.э.) из голубых камней был сооружен внешний круг, а в центре их заменили столбами из песчаника. Именно в это время Стонхендж («висячие камни») приобрел свои окончательные формы. В средней части площадки поставили пять пар вертикальных камней, перекрытых сверху такими же каменными глыбами (трилиты). Вместе они имели вид подковы, которая была окружена кольцом из 30 каменных монолитов массой по 25 т и высотой 4,5 м. Внутри подковы поставили каменный алтарь. Именно это сооружение, хотя и в далеко не полном виде, дошло до наших дней.

Что касается назначения Стонхенд-жа, то этот вопрос пока остается спорным. Совершенно очевидно, что он был местом жертвоприношений и захоронений, то есть был связан с культом мертвых. Но по всей видимости, это было также место ритуального поклонения Солнцу. Во всяком случае весь этот каменный ансамбль обращен к той точке на северо-востоке, где 21 июня, в день летнего солнцестояния, появляется Солнце. Некоторые ученые считают, что Стонхендж мог выполнять функции древней обсерватории. «А вот связь святилища с культом друидов, - пишет Томас Фрезер в своей книге «Сокровища человечества», - вовсе недоказуема, поскольку кельтские жрецы появились в этой местности больше чем через 1000 лет после возникновения мегалитов». Между прочим, новоявленные «друиды» до недавнего времени в ночь с 21 на 22 июня устраивали здесь свои шествия, закутываясь в белые балахоны.

Мегалит в соседнем со Стонхенджем Эйвебери также представляет собой гигантский кромлех. Современные исследователи считают, что внешний круг насчитывал здесь около 100 каменных глыб и был опоясан очень широким рвом. Вместе с двумя внутренними кругами и ведущей к памятнику дорогой общее число камней достигало 274. Однако камни здесь неотесанные и не украшенные узорами. Считают, что они были установлены примерно в 2600 г. до н.э., хотя культовые обряды осуществляли здесь и до этого. Тайны каменных колец Эйвебери также до конца еще не разгаданы. Возможно, что древние люди поклонялись здесь Солнцу и Луне. Возможно, они считали это место символом женского и мужского плодородия.

Естественно, что ученых занимал также вопрос о том, каким образом удалось древним людям доставить в этот район огромные каменные монолиты. Что касается Стонхенджа, то вероятнее всего сотни мужчин при помощи катков и канатов из бычьего волоса тянули их сюда из каменоломни на расстояние более 30 км. Но не исключают версию о доставке их к берегам Корнуолла морским путем из Уэльса.

Мегалитические постройки на Мальте. В XIX - XX вв. на о. Мальта и соседнем о.Гоцо археологи обнаружили впечатляющие следы древней мегалитической культуры. Как было установлено, она существовала здесь примерно с 4000 до 1800 г. до н.э. В течение этого длительного периода было возведено более 20 мегалитических святилищ-храмов, некоторые из которых относительно хорошо сохранились и теперь служат объектами туризма. Это типичные мегалитические (циклопические) постройки, возведенные из больших каменных глыб без применения связующего раствора. Они имеют много общих черт, характерных для Средиземноморья бронзового века. Например, все святилища ориентированы строго на юго-восток и в дни солнцестояния свет падает прямо на их алтари. Наряду с этим каждое святилище имеет и свои индивидуальные черты: одно высечено в скале, другое известно женскими статуями огромных размеров, олицетворяющими культ женщины и плодородия, характерный для Средиземноморья той эпохи, третьи - очень высокими стенами.

Отдельной строкой в Списке выделено святилище Хал-Сафлиени на о. Мальта. Оно находится на юго-восточной окраине Валены и представляет собой некрополь-катакомбу, относящуюся к середине третьего тысячелетия до новой эры, где обнаружены несколько тысяч древних захоронений.

Другой строкой обозначены святилище Гжантия на о. Гоцо и некоторые другие мегалитические постройки. Святилище Гжантия было сооружено в середине IV в до н.э., то есть на тысячу с лишним лет раньше, чем пирамида Хеопса. Оно расположено на вершине холма, где хорошо сохранились помещения с каменной кладкой и глыбами-монолитами.

Известны также святилища Хаджар Им, Тарксин, Мнайдра. Святилища Гжантия и Хаджар Им были обнаружены археологами еще в начале XIX в., святилища Хал-Са-флиени и Тарксин - уже в начале XX в.

Нуракси в Барумини. В 1997 г.Список Всемирного наследия пополнился еще одним объектом, относящимся к первой половине первого тысячелетия до новой эры. Это древние оборонительные сооружения особого типа - нуракси. Они представляют собой сложенные из камня конусообразные башни с внутренними помещениями. Такие сооружения в бронзовом веке были распространены в Средиземноморье. Но подобный комплекс в районе местечка Барумини на о. Сардиния относится к числу наиболее хорошо сохранившихся.

Предыдущая