КА  «Профессиональное тестирование»

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 14. Культурно-исторические памятники Африки

14.1. Наследие древнейшей эпохи

14.1.2. Древнейшие памятники Ливии

Единственный памятник культурного наследия, выделенный на территории Ливии, относится к несколько иной категории, представляя собой один из ярких образцов древнейшей наскальной живописи.

Наскальная живопись в горах Тад-рарт-Акакус. В этом скалистом горном массиве, расположенном в ливийской части Сахары, у границы с Алжиром, обнаружены тысячи наскальных рисунков, созданных художниками древности на протяжении от двенадцатого тысячелетия до новой эры до начала новой эры. Эти рисунки очень разнообразны по манере исполнения: среди них есть и «гравюры» - петроглифы, нацарапанные на каменных поверхностях, и «фрески» - росписи, нанесенные на скалы красками из местных минералов и красителей. Обычно они изображают животных и людей, и это позволяет проследить эволюцию животного мира и хозяйственной деятельности обитателей Сахары в неолите.

В начале послеледникового времени, когда пути атлантических циклонов проходили через Сахару, она представляла собой саванну и была относительно плотно заселена. Соответственно на наскальных рисунках этого периода можно увидеть обитателей саванны (антилопы, жирафы, слоны, носороги, бегемоты), причем некоторые из их изображений достигают огромных размеров. Период восьмого - шестого тысячелетий до новой эры ученые называют охотничьим, поэтому наскальная живопись отражает и сцены охоты. Когда же в Сахаре начался следующий, пастушеский, период, охвативший примерно шестое -второе тысячелетия до новой эры, изображения диких животных и сцен охоты постепенно уступили место рисункам быков и других одомашненных животных; в конце этого периода появились изображения лошадей, а затем и верблюдов. Однако по мере усиления опустынивания, связанного с изменением путей движения циклонов и с деятельностью древних обитателей Сахары (перевыпас окота), сюжеты наскальной живописи снова изменялись, демонстрируя уже фауну сухих степей.

Наскальная живопись района Тадрарт-Акакус, что вполне естественно, напоминает живопись, открытую в алжирской части Сахары, в районе Тасси-лин-Аджера, но в Списке объектов Всемирного наследия последняя отнесена к категории культурно-природных памятников.

Предыдущая