КА  «Профессиональное тестирование»

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 7. Этнокультурная среда

7.4. Конфессиональная структура населения

7.4.1. Исторические этапы развития религий

Как мы уже отмечали, неоантропы 40-20 тыс. лет назад по своему физическому типу почти не отличались от современного человека. Археологи обнаружили наскальные рисунки, на которых люди изображены в сценах охоты и в ритуальных танцах, ряженные в звериные шкуры, изображенные как полузвери-полулюди. Кроме того, археологические раскопки показывают, что в этот период существовала практика обрядового захоронения первобытных людей, при которой, например, тела умерших покрывали красной краской - охрой, рядом с ними клали оружие и предметы домашнего обихода. На основе подобных находок учеными были сделаны выводы, что уже в этот период древней истории можно говорить о существовании религиозных представлений у людей.

Таким образом, можно согласиться с мнением ученых, что религия, как отражение мировосприятия человека, существует с тех пор, как в процессе эволюции сформировался человек современного типа, человек разумный (Ното зархепз зархепз). Религия, как часть человеческой жизни и культуры, формировалась вместе с развитием человеческого мышления.

По типологии Р. Белла выделяют пять исторических категорий религий: примитивную, архаическую, историческую, раннесовременную и современную.

На ранних этапах развития родо-племенного общества появились примитивные и архаические формы религии - тотемизм, шаманизм, магия, фетишизм и анимизм.

Тотемизм - определяют как веру в существование родственной связи между членами рода или племени и определенным животным или растением, или природным явлением. Это указывает на появление в древних этнических общностях людей первых религиозных верований, которые на уровне родового общества развивались в тотемизм (тотем - растение или животное от которого пошел род, которое является покровителем рода). Тотемические представления делят всех людей на «своих» и «чужих». Мужчины и женщины одной тотемной группы не могут вступать в брак друг с другом. Они являются друг для друга - табу. Табу - это специфическая система запретов, регламентирующая жизнь племени в соответствии системой обрядов. Шаманизм - связан с появлением шамана — посредника в серхъестественном общении с духами, и богами, который наделен особым даром общения с духами, руководивший проведением обрядов.

Магия - (колдовство, чародейство) - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых, путем магических действий можно оказывать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении. Магия пронизывала все сферы человеческой жизни в прошлом. Атрибутом магии являются фетиши - конкретные Предметы, якобы наделенные магической силой. Отсюда проистекает такая повсеместно распространенная форма первобытной религии, как фетишизм. Фетиши могут стоять на лесной тропинке, у брода, у горного перевала; могут стоять у порога дома, висеть на шее у человека в виде амулетов, которые предохраняют от опасностей, охраняют от болезней, от воров.

Идолопоклонство является одной из разновидностей фетишизма. Идол — это тот материальный предмет, которому придана форма человека или животного, который наделяется таинственной силой воздействия, которому следует поклоняться, чтобы иметь покровительство.

Отдельной самостоятельной системой верований и символических действий является анимизм, основанный на вере в существование духов и души, которыми наделяются разнообразные предметы и явления. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека и животных некой силы, которая может соединяться с ними или покидать ее. Мир древнего человека был населен злыми и добрыми духами, способными принимать вид любого предмета. Высшей формой анимизма является вера в относительно самостоятельное существование души.

Таким образом, тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Такого рода племенные, архаические религии существовали на протяжении всей истории человеческой культуры, проявляются в обществе и в настоящее время в виде суеверий. Отдельные племена северных народов Сибири, индейцев Северной и Южной Америки, внутренних районов Африки, аборигены Австралии и жители многих островов Тихого океана и в наше время имеют религиозные представления примитивного и архаического типа.

С переходом к классовому обществу и появлением городов и государств зависимость индивида от стихийных сил природы, от обычаев и традиций этнической общности, дополнилась появлением государственно-правового принуждения. При этом изменились религиозные верования и обряды. Формируются национально-государственные, локально ограниченные (этнические) религии. В них появляется много богов, среди которых, как и в человеческом обществе, постепенно прослеживается иерархия: есть главные, всемогущие боги и есть рангом пониже, отвечающие за отдельные стороны природы и жизни. Человек как бы проецировал, переносил устройство общества людей, среди которых выделялись могущественные лица - князья, военачальники, феодалы, цари, а также и простолюдины, крестьяне, рабы -на божественные объекты и явления, «очеловечивая» их. Так появляется многобожие (политеизм) или язычество (культы Солнца, грома, моря, гор и др.). В язычестве обычно главным богом являлся Бог Солнца (у древних египтян, греков, майя, ацтеков, инков, варягов, славян и у других народов).

По мере исторического развития общества культовая деятельность все более становится специализированной деятельностью. Организаторы и исполнители этой деятельности - жрецы, патриархи - выделяются в самостоятельную социальную группу. Начинают формироваться религиозные организации и появляются государственные религии, возникает монотеизм (единобожие). Такова общая логика эволюции религии в этносах, находящихся на пути перехода от родо-племенной организации к феодально-государственной.

В современном мире существуют различные религиозные взгляды, течения и религии, в которых присутствует поклонение многим Богам (политеизм) и поклонение единому Богу (монотеизм). Например, политеизм присущ таким религиям как индуизм, синтоизм, даосизм и др. Монотеизм характерен для иудаизма, христианства, ислама.

Предыдущая