КА  «Профессиональное тестирование»

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 7. Этнокультурная среда

7.4. Конфессиональная структура населения

7.4.3. Другие религии, имеющие локальное распространение

Зороастризм - возник в Иране и Ираке на рубеже II и I тыс. лет до н. э. Позднее эта религия распространилась в Средней Азии, в восточном Закавказье и на ближнем Востоке. Основателем зороастризма является легендарный пророк Заратуштра. Особенностью этой религии является ярко выраженный дуализм, представление о постоянном противоборстве добра и зла. Зороастризм предписывает поклонение огню, как «очищающей -силе». Покойников они хоронят в особых «башнях молчания», считая, что их нельзя предавать земле и огню. Зороастрийцы верят в бессмертие души, загробную жизнь и конец света. Священной книгой является Зенд-Авеста. После завоевания в VII в. Ближнего Востока и Средней Азии арабами и под натиском распространявшегося ислама зороастрийцы были вытеснены в Индию, где они стали называться парсами. В настоящее время - у парсов в Индии и у гебров в Иране распространено почитание огня, как очистительной силы, вера в загробную жизнь, противопоставление доброго и злого начал мира, усилились монотеистические тенденции.

Индуизм - древнейшая национальная политеистическая религия Индии. Возник на Индостане как политеистическое учение в недрах брахманизма в 1 тысячелетии до н.э. Его исповедуют около 95 % всех индусов (83% всего населения Индии) - последователи Брахмы, Вишну или Шивы. Брахма -создатель мира. Вишну - бог-хранитель всего живого. Шива - бог-разрушитель и воссоздатель вновь всего сущего. Основные принципы индуизма - его представления о драхме (долге), карме (воздаянии), сансаре (перерождении), о строгом порядке жизни для каждой касты. Выполнение этого порядка и почитание богов дает посмертное воздаяние за праведность. Индуисты почитают священных животных (коров, змей), растения (лотос), реки (Ганг и Инд). Культовые сооружения - храмы, как символы божеств. От храмов нередко спускается лестница к реке или он примыкает к водоему. В водоемах и реках совершаются ритуальные омовения.

Индуизм по сути не является единой религией, а представляет собой систему местных индийских верований. В нем преобладают два основных направления: вишнуизм (сторонники которого почитают бога Вишну) и шиваизм (объединяющий поклонников бога Шивы), среди которых выделяются почитатели женского начала жизни - шактиисты.

Священные книги индуистов - веды (знание, полученное от богов, например «Ригведа» ) и смирити (священное предание).

Сикхизм - секта в индуизме (1,9% населения), возникла в XV в. Сикхи отрицают деление общества на касты; не признают духовенства и жертвоприношений. В настоящее время в основе этого религиозного движения - проповедь единобожия и священная война с иноверцами.

Джайнизм - одна из религий в Индии (0,5% или около 3 млн. чел.). Возникла в I тысячелетии до н.э. Основатель этой религии - пророк Джина, противник кастового деления общества. В основном - это монахи и торговцы-ростовщики, не занимающиеся земледелием, чтобы не навредить живым существам. Они отрицают касты, почитают своих 24 пророков, верят в бессмертие собственной души.

Даосизм - древняя китайская религия, возникшая в 1 тыс. до н.э. Основателем даосизма считается легендарный мыслитель Лао-цзы, живший в в VI в. до н. э. Центральным понятием в философии даосизма и символом религии является Дао - всеобщий закон и Абсолют, которому подчинена Вселенная. Он близок символу Неба. Дао - это всеобщий управитель, Верховный Владыка, обладающий Благой силой - Дэ. Дао - это закон бытия, Космоса, универсальное единство мира, некий божественный Абсолют. Все происходит из него, чтобы, совершив круговорот в него же снова вернуться. Дао - это не только Абсолют, но и «путь», по которому следует все в этом мире, в том числе и великое Небо.

Даосизм - это проповедь единства Человека с первоосновой мира - Дао. Открыв для себя законы Дао можно достичь бессмертия. Чтобы обрести бессмертие, необходимо добрыми деяниями завоевать расположение Дао, слиться с природой, жить в соответствии с ее ритмами, почитать духов предков, глубоко уважать стариков, учителей и старших людей. Даосизм сопровождается магическими обрядами, гаданиями, использованием священных амулетов. С VII в. Китае существуют крупные даосские монастыри, которые стали центрами медитаций, гаданий, занятий магией, алхимией, астрологией.

Конфуцианство - разработано великим китайским мыслителем Кун-цзы, (Конфуцием), учителем Куном (551 - 479 гг. до. н. э.), как этико-философское учение. Конфуций не учил ничему новому, он призывал к строгому соблюдению древних законов и установлений. Основу конфуцианства составляет культ предков. В основе учения лежит создание нравственного идеала, которому могли бы подражать в своей жизнедеятельности и поведении все люди. Этот идеал - мудрец, «благородный муж», высокий образ, которому в конфуцианстве противопоставляется низкий человек, простолюдин. Большое значение придается ритуалам, церемониям, религиозным обрядам. Особое значение в конфуцианстве приобретает культ предков, как живых, так и мертвых, а также учение о «сяо» - сыновьей почтительности, требование строгого подчинения старшим (старшим братьям, отцу, матери, деду, учителю, профессору, начальнику, человеку старшему по возрасту и т.д.). Глава семьи — отец - произносит молитвы, обращенные к душам умерших предков, для решения жизненных проблем. Строгое и дотошное исполнение и почитание культа предков породило сложный китайский церемониал, сопутствующий всем сторонам жизни. Конфуцианство на протяжении многих веков являлось государственной религией, оно пустило глубокие корни в народной среде и стало основой для гармоничных взаимоотношений между разными слоями китайского общества.

Синтоизм - религия японцев (от япон. «синто» — путь богов). Эта японская религия утверждает, что все в мире одушевлено: огнедышащая гора, лотос, радуга после грозы и т.д. Перед любым синтоистским храмом всегда располагается торий - подобие ворот с двумя поперечными перекладинами. Торий считается национальным символом Японии. В основе вероучения лежит культ божества природы и предков. Высшее божество -солнечная богиня Аматэрасу. С ней связано почитание множества синтоистских божеств в ее окружении, обожествление особы императора, почитание старших^уважение к родителям и старикам.

В синтоизме множество богов - ками. Это обожествленные предки японского народа, божества - покровители отдельных местностей, ремесел, духи умерших родственников, духи гор, камней, дероевьев, огня, ветра, человеческих добродетелей и т.д. Ками незримо присутствуют везде и всегда и принимают участие в жизни людей. В синтоизме нет конкретного основателя мира - человека или бога. В нем нет жестких границ между ками и людьми: люди произошли непосредственно от ками и после смерти могут снова превратиться в божества. Смерть для синтоиста - это естественное угасание жизненных сил, которые затем возрождаются вновь. Идеалом для японца является гармоничное существование в человека в духовном единстве с окружающим миром. Священная книга синто - Кодзики, составлена из множества японских легенд.

Как мы видим, многие восточные религии содержат в своих учениях элементы экологического мышления и внушают бережное отношение к природе и уважение к старшим людям, как носителям большего знания и мудрости. Бережное и уважительное отношение к природе и к своим предкам - это одна из отличительных черт культуры и менталитета народов, принадлежащих к цивилизациям востока.

Кроме перечисленных религий и вероучений в мире существует еще множество местных и племенных верований, ограниченных рамками небольших этносов и этнических групп. Появляются и новые вероучения, претендующие на роль новых мировых религий (например, сайентология -соединяющая новейшие достижения частных наук и философии с религиозными представлениями о развитии мира и человека).

Секты - религиозные группы, общины, отколовшиеся от господствующей церкви. Сектантство возникло как вид социального и антицерковного протеста отдельных масс людей. Характеризуется фанатизмом и враждебностью к инакомыслящим. Некоторые секты имеют изуверские обряды. Они запрещены законом. Крупнейшие секты, имеющиеся в России: староверы, баптисты, адвентисты, духоборы, молокане, иеговисты, пятидесятники, хлысты и др.

Мормоны - официальное название Церковь Иисуса Христа и святых последних дней. Была основана в 1830 г. Мормон - имя древнего пророка. Учение жизни в праведности и подготовке к концу света. Основная мысль учения - «Каков человек сейчас - таков был однажды Бог. Каков Бог сейчас таким может стать когда-нибудь человек». В 2001 г. секта насчитывала свыше 11 млн. приверженцев в 160 странах мира, в том числе и в России. Всемирный центр мормонов находится в Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США). Это центр игорного бизнеса в США. В то же время, мормоны непримиримы к алкоголю, долгое время не принимали в лоно церкви чернокожих жителей, до сих пор в отдаленных уголках штата Юта у мормонов существует многоженство, а раньше оно было принято повсеместно. Полностью запрещена реклама алкоголя и табака.

Многие секты (мормоны, баптисты, свидетели Иеговы и др.) ведут активную пропаганду своей веры во многих странах мира. Имеется обширная международная сеть религиозных школ.

В XX в. по мнению многих исследователей-социологов начался новый этап в эволюции религии. Наблюдается ослабление влияния традиционных форм религии и появление новых религиозных течений, организаций и нетрадиционных религиозных объединений.

1. Неохристианские объединения. «Церковь объединения» Муна, «Церковь Единой веры» Виссариона, «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и др. — для которых характерно совмещение христианского вероучения сэлементами восточных религий и наукообразием в изложении вероучения, в своеобразном продолжении строительства царства Божия.

2.  Сайентологические объединения (от англ. зс1епсе - наука). Например,«Церковь сайентологии» Хаббарда, где получают мистическую трактовку различные слабо исследованные явления природы и психики человека.

3.  Неоориенталистические («нововосточные) культы. «Общество Сознания Кришны», «Миссия Божественного света», «Махарай Джи», Карлос Кастанела - путь воина» и др. Отличительной чертой этих культов является агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также использование способов психофизического воздействия на сознание человека.

4.  Сатанинские секты и группы. Например, секта «Церковь Сатаны», проповедующая сознательное насаждение зла и антихристианскую направленность. В последние годы эти группы проявляют нарастающую активность в различных городах России, Украины, Польши, Германии, Франции и некоторых других стран, смыкаясь с фашиствующими группами.

В большинстве развитых стран мира сосуществуют различные религиозные течения, законодательно охраняется свобода вероисповедования. Например, в многонациональных странах, таких как Россия или США, в странах Восточной Азии можно встретить представителей самых разных религий и сект. Веротерпимость - одно из завоеваний разума и демократии. Монорелигиозные страны - Саудовская Аравия, Афганистан, Ирак и др., в которых существуют фанатичные и агрессивные экстремистские группировки - источники межэтнической и политической напряженности и мирового терроризма (группировка «Талибан» в Афганистане, сикхи в Пенджабе, «Тигры тамилов илама» в Шри-Ланке и др.).

Завершая краткий обзор основных религиозных течений и конфессий мира, необходимо отметить, что знание основ религиеведения - важный элемент страноведческого и туристского образования. Большинство путешествующих людей являются носителями той или иной веры или относят себя к приверженцам какой-либо конфессии. Кроме того, значительная часть архитектурных объектов культурного наследия и туристского интереса являются культовыми зданиями и сооружениями -историческими или действующими храмами и монастырями. Знакомство с ними входит в программы туристских посещений и ознакомительных поездок. Организаторы туризма и туристы должны уважительно относиться к национальным святыням разных народов, знать и учитывать обычаи, культурные традиции, обряды и предписания различных вероучений в странах пребывания. Знания истоков и начал религиозных верований и основных религиозных течений, истории культовых сооружений, традиций местного населения, правил поведения, которые не должны оскорблять чувств верующих другой страны или народа, позволят путешественникам избежать затруднительных или конфликтных ситуаций.

Таким образом, этно-конфессиональное страноведение дает материал для познания этнических и культурных особенностей стран и регионов мира и открывает новые возможности использования этих знаний для развития международного туризма и укрепления взаимопонимания между народами.

Предыдущая