КА  «Профессиональное тестирование»

И.Б. Хмелев
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.

Предыдущая

Глава 1. Мировая экономика как система

1.6. Международные экономические и финансовые организации

Группа Всемирного банка

Гру́ппа Всеми́рного ба́нка (ВБ) создана в 1944 в результате подписания 45 государствами Бреттон-Вудского соглашения. Тем же договором создан и Международный валютный фонд (МВФ).

Главной задачей ВБ является содействие устойчивому экономическому росту в развивающихся cтранах и сокращению нищеты. Приоритетными для ВБ являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. Главное преимущество сотрудничества с ВБ для страны-получателя заключается в существенно заниженных по сравнению с другими международными кредиторами процентных ставках по займам. Другая перспективная выгода для получателя помощи ВБ состоит в том, что за кредитами ВБ идут межправительственные кредиты, повышается кредитный рейтинг страны для частных инвесторов.

Отличие ВБ от МВФ состоит в том, что ВБ оказывает долгосрочную помощь только развивающимся странам, а МВФ нацелен на преодоление временных финансовых кризисов в любой стране.

Группа Всемирного банка состоит из пяти организаций: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Международной ассоциации развития (МАР), Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Рис. 5. Структура Всемирного банка

Членами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются 185 государств, то есть почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Международную финансовую корпорацию (МФК) — 175 государств, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям — 158 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) — 134 государства.

Государства-члены управляют Группой Всемирного банка через Совет управляющих и Исполнительных директоров.

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заемщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально-экономическому развитию.

Ежегодно Всемирный банк предоставляет займы на общую сумму от 15 до 20 млрд. долл. США на цели реализации проектов в более чем 100 странах, с которыми Банк сотрудничает. Эти проекты охватывают широкий социально-экономический спектр – от инфраструктуры и образования до здравоохранения и управления государственными финансами. Финансируемые Банком проекты разрабатываются и контролируются в соответствии с тщательно документируемым проектным циклом. Документы, разрабатываемые в рамках проектного цикла, могут представлять собой ценные источники информации для заинтересованных сторон, желающих быть в курсе финансируемых Банком работ, а также для компаний, желающих принять участие в проектах, финансируемых Банком. Ниже приведены поэтапная схема проектного цикла и документы, которые готовятся в рамках процесса.

Рис. 6. Проектный цикл Всемирного банка

 

В рамках стратегии сокращения бедности и содействия стране государство разрабатывает национальную стратегию сокращения бедности, закладывая основу для лучшей координации действий доноров и увязки их программ с национальными приоритетами. Правительство проводит консультации с широким спектром местных групп в сочетании с глубоким анализом бедности и социально-экономических условий в стране. В рамках этого процесса правительство самостоятельно определяет приоритеты и устанавливает цели сокращения бедности на трех-пятилетний период. Эти цели охарактеризованы в Документах по стратегии сокращения бедности (ПРСП). Затем Банк и другие организации, занимающиеся оказанием помощи, увязывают свою помощь со стратегией страны, что является проверенным способом повышения эффективности развития.

На этапе идентификации сотрудники Банка работают совместно с правительством над выявлением проектов, на реализацию которых может быть предоставлено финансирование в рамках согласованных целей развития. По завершении идентификации проекта сотрудники Банка готовят Документ с изложением концепции проекта – внутренний документ на четырех-пяти страницах, в котором характеризуются основные элементы проекта, поставленные им цели, вероятные риски, альтернативные сценарии реализации проекта и вероятный график процесса утверждения проекта.

Этап подготовки – этим процессом руководит страна-клиент Банка, и может занять от нескольких месяцев до трех лет, в зависимости от сложности предлагаемого проекта. В этом процессе Банк играет вспомогательную роль, предлагая свой анализ и советы по требованию. На этом этапе изучаются и решаются различные технические, институциональные, экономические, экологические и финансовые вопросы, стоящие перед проектом, а также определяется наличие альтернативных методов решения тех же задач. Проекты, которые Банк предполагает финансировать, должны в обязательном порядке пройти Экологическую оценку, которая позволяет  убедиться в том, что они являются устойчивыми и не наносят вреда окружающей среде. Объем Экологической оценки зависит от размеров, масштабов и потенциального экологического воздействия проекта.

На этапе оценки отрудники Банка изучают проделанную на этапах идентификации и подготовки работу, часто проводя от трех до четырех недель в стране-клиенте. Они готовят для руководства Банка либо Документы об оценке проекта (в случае инвестиционных проектов), либо Программные документы (в случае проектов структурных преобразований), а Отдел финансового управления оценивает финансовые аспекты проекта. На этом этапе происходит уточнение ПИД. Эти документы становятся доступны общественности после утверждения проекта.

Этап переговоров и утверждения. По завершении оценки предлагаемого проекта сотрудниками Банка окончательная форма проекта согласовывается им со страной, заинтересованной в заимствованиях, в рамках переговоров. Обе стороны приходят к договоренности относительно условий займа. Затем Документ об оценке проекта (ПАД), либо Программный документ (ПД), наряду с Меморандумом Президента и юридическими документами, выносятся на утверждение Советом исполнительных директоров Банка. Соответствующие документы также представляются на окончательное утверждение правительством страны-заемщицы, для чего может потребоваться ратификация советом министров или законодательным собранием страны. После одобрения обеими сторонами соглашение о займе официально подписывается представителями сторон. Заем или кредит объявляется действующим сразу же после подписания, а после удовлетворения соответствующих условий и опубликования соглашения о займе разрешается выборка средств.

На этапе реализации и надзора ответственность за реализацию проекта лежит на стране-заемщице, а Банк при этом отвечает за надзор над реализацией. После утверждения займа, правительство страны-заемщицы, при техническом содействии Банка, готовит технические задания и оценивает конкурсные предложения на поставку товаров и услуг в рамках проекта. Банк осуществляет надзор за этой деятельностью в целях обеспечения соблюдения своих закупочных правил. При условии их соблюдения осуществляется выплата средств займа. Отдел финансового управления Банка осуществляет надзор за финансовым управлением проектом, периодически предъявляя требования о представлении ревизованных финансовых отчетов.

Затем составляется доклад о завершении реализации проекта. По окончании периода расходования средств займа (от 1 до 10 лет) в Совет исполнительных директоров Банка для информации представляется доклад о завершении реализации проекта, характеризующий достижения, проблемы и извлеченные уроки.

По завершении проекта Департамент оценки операционной деятельности Банка проводит аудит в целях сопоставления результатов с первоначальными задачами. Аудит предусматривает экспертизу доклада о завершении проекта и подготовку отдельного доклада. После этого оба доклада выносятся на рассмотрение исполнительных директоров и заемщика. Эти доклады не публикуются.

Предыдущая