КА  «Профессиональное тестирование»

И.Б. Хмелев
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.

Предыдущая

Глава 4. Международное движение капитала

4.3. Прямые иностранные инвестиции

4.3.3. Государственная поддержка прямых инвестиций

Государственная поддержка ПИИ является необходимым направлением промышленной политики, нацеленной на модернизацию хозяйства и экономический рост. Хотя точка зрения о необходимости промышленной политики в условиях рыночной экономики разделяется не всеми экономистами и чиновниками правительств, мировой опыт показывает много примеров успешной промышленной политики и стимулирования ПИИ.

Государственное стимулирование ПИИ, в частности, включает:

·       Предоставление государственных гарантий. Гарантии могут предоставляться как страной базирования, так и принимающей страной. В соответствии с законодательством многих стран инвесторы, желающие инвестировать свой капитал за рубежом, могут получить от своего или иностранного государства гарантии своим инвестициям. Правительства, заинтересованные в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным корпорациям гарантии возврата полной суммы инвестированного капитала или какой-либо его части за счет государственных источников в случае национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости местной валюты и других непредвиденных обстоятельств. Гарантии инвестиций содержатся также в двусторонних и региональных соглашениях о защите инвестиций, подписанных между большинством стран мира.

·       Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране.

·       Страхование зарубежных инвестиций. Смысл заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховке рисков, которая обычно составляет до 1% от суммы инвестиции. Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов.

·       Урегулирование инвестиционных споров. Теоретически возможны урегулирования инвестиционных споров на базе национального законодательства принимающей страны, национального законодательства страны базирования прямого инвестора или международного арбитража.

·       Исключение двойного налогообложения. Если предприятие оперирует в нескольких странах, то существует опасность того, что правительство каждой из них пожелает обложить его прибыль своим национальным налогом на прибыль. Корпорация платит в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.

·       Административная и дипломатическая поддержка. Прямые инвесторы обычно являются предметом опеки со стороны государственных органов страны базирования: правительство проводит переговоры с зарубежными странами о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных инвесторов.

Если рассматривать Россию в качестве принимающей страны, следует заметить, что региональное распределение иностранных инвестиций свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет значительные межрегиональные отличия.

Предыдущая