КА  «Профессиональное тестирование»

И.Б. Хмелев
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.

Предыдущая

Глава 4. Международное движение капитала

4.6. Свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ)

4.6.1. Особенности СЭЗ

В настоящее время свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений.
В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

СЭЗ – это часть национального экономического пространства с особым режимом, где используется система льгот и стимулов, не применяемых в других частях территории страны.

Специальное законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность на территории СЭЗ, охватывает следующие направления:

·       таможенное регулирование;

·       налогообложение;

·       лицензирование;

·       визовое оформление;

·       банковскую деятельность;

·       имущественные и залоговые отношения (в том числе – касающиеся прав собственности на землю);

·       предоставление концессий;

·       управление свободной зоной.

Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.

В СЭЗ выделяют четыре основные группы льгот, которые применяются в различных комбинациях:

1)   внешнеторговые льготы – введение особого таможенного тарифного режима (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин), а также упрощение порядка осуществления внешнеторговых операций;

2)   налоговые льготы – налоговое стимулирование конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей (касается налоговой базы, уровня налоговых ставок, вопросов временного или постоянного освобождения от налогообложения);

3)   финансовые льготы – различные субсидии (более низкие цены на коммунальные услуги, снижение арендной платы, кредиты на льготных условиях и т.д.);

4)   административные льготы – упрощение процедур регистрации предприятий, а также оказание различных услуг.

Стоит отметить, что в результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30–35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2–3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3–3,5 года).

Но льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда являются главным стимулом для притока иностранного капитала. Не менее важными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, а также всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

Предыдущая