КА  «Профессиональное тестирование»

И.Б. Хмелев
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.

Предыдущая

Глава 5. Международная миграция рабочей силы

Изучив тему, студент должен знать:

-  понятия, характеризующие процесс международной миграции рабочей силы;

-  причины международной миграции рабочей силы;

-  последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров;

-  последствия международной миграции рабочей силы для стран-реципиентов;

-  направления государственного регулирования процессов международной миграции рабочей силы.

Уметь:

-  сформулировать свои представления об основных процессах международной миграции рабочей силы как факторе производства;

-  выявлять факторы, оказывающие влияние на интенсивность и направления международного движения рабочей силы.

Приобрести навыки:

-  анализа влияния современных процессов экономического и политического развития на направления и интенсивность международной миграции рабочей силы;

-  анализа влияния мер государственной политики в области международной миграции рабочей силы на экономическое развитие страны.

Содержание темы:

Причины экономического и неэкономического характера, вызывающие международную миграцию населения; виды миграции – переселенческая, трудовая.

Особенности формирования статистических данных, характеризующих уровень международной трудовой миграции.

Международная трудовая миграция – основа международного рынка рабочей силы. Основные миграционные потоки между странами с различным уровнем экономического развития.

Причины приема иностранной рабочей силы развитыми странами.

Положительные и отрицательные последствия иммиграции рабочей силы для экономики стран-реципиентов.

Государственное регулирование иммиграции рабочей силы: основные цели, конкретные меры. Эффективность мер государственного регулирования иммиграции рабочей силы.

Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-экспортерах рабочей силы. Положительные и отрицательные последствия международной трудовой миграции для стран-доноров. Особенности государственной политики стран-доноров в области международной миграции рабочей силы.

Участие России в процессах международной миграции рабочей силы.

 

Цели изучения темы:

1.   Выявление особенностей международного движения рабочей силы как фактора производства.

2.   Анализ факторов, влияющих на процессы международной миграции рабочей силы, и возможных последствий такой миграции.

Задачи изучения темы:

1.   Ознакомление с основными процессами движения рабочей силы как фактора производства.

2.   Выявление причин и последствий международной миграции рабочей силы для экономического развития стран мира.

3.   Формирование навыков анализа влияния экономических и внеэкономических факторов на процессы международной миграции рабочей силы.

Изучая тему,

необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

-  миграция населения,

-  международная переселенческая миграция,

-  международная трудовая миграция,

-  эмиграция,

-  иммиграция,

-  страны-доноры,

-  страны-реципиенты,

-  иммиграционная квота,

-  «утечка умов»,

-  государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

Порядок изучения темы:

Для изучения темы выделяется 2 лекционных часа, 2 часа практических занятий, 4 часа самостоятельной работы.

Предусмотрены:

1.   лекция на тему «Международная миграция рабочей силы: основные понятия, причины, виды и последствия миграции»;

2.   практическое занятие в форме семинара;

3.   самостоятельная работа студента в следующих формах:

-  подготовка к лекции,

-  подготовка к семинарскому занятию,

-  подготовка докладов и рефератов,

-  участие в чатах,

-  изучение дополнительной литературы.

Методические указания к теме 5:

Вопросы:

 

1.   Причины международной миграции населения; основные виды миграции.

2.   Влияние международной миграции рабочей силы на экономику стран-доноров и стран-реципиентов.

3.   Государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

Вопросы семинарского занятия:

1.   Международная миграция рабочей силы: причины, виды миграции.

2.   Последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и стран-реципиентов. Проблема «утечки умов».

3.   Государственное регулирование международной трудовой миграции. Россия и мировой рынок труда.

При изучении первого вопроса

 

Готовясь к лекции, опираясь на знания, полученные при изучении других дисциплин, продумайте, чем международная миграция населения отличается от внутренней миграции. Выясните особенности международной переселенческой и международной трудовой миграции населения.

 

Готовясь к семинарскому занятию, подумайте, как влияют различные экономические и политические обстоятельства на интенсивность и направления международной миграции населения. При этом следует оценивать не только условия, которые существуют в стране-доноре, но и те экономические и политические условия, на которых страна-реципиент осуществляет прием мигрантов из других стран. Причем для приезжающих на постоянное место жительства и для приезжающих на работу эти условия различаются. Как правило, в странах-реципиентах существуют жесткие правовые нормы, препятствующие тому, чтобы человек, въехавший по «рабочей» визе, остался в стране после окончания срока контракта и получил гражданство этой страны. Поэтому работник, оставшийся в стране после окончания срока контракта, нередко превращается в нелегального мигранта и поэтому не имеет никакой социальной защиты в иностранном государстве.

 

Чат. Обсудите с однокурсниками, какие вопросы экономического и организационного характера должен решить человек, намеревающийся выехать на работу за границу.

 

При подготовке к первому вопросу необходимо читать:

Данное пособие. – Гл. 5.

При изучении второго вопроса:

 

Готовясь к лекции, составьте четкое представление о том, какие страны при оценке международной миграции населения можно отнести к странам-реципиентам. Можно ли к этой категории отнести страны, входящие в группу развивающихся стран, или страны, входящие в группу постсоциалистических стран?

Готовясь к семинарскому занятию, оцените влияние международной миграции рабочей силы на экономику стран-реципиентов и стран-доноров. Обратите внимание на то, что иммиграция с целью трудоустройства за границей может быть как легальной, так и нелегальной. При каких обстоятельствах возможна нелегальная иммиграция?

Какие категории работников (по уровню квалификации, по специальности, по возрасту, по семейному положению) обычно приглашают на работу в зарубежные страны?

Почему некоторые государства заинтересованы в приеме иностранных работников, даже при условии, что в стране существует безработица?

Из ответов на эти вопросы складывается представление о положительных последствиях иммиграции для стран-реципиентов.

Если речь идет о легальной миграции, то государство развивает ее в тех секторах рынка труда, которые остаются невостребованными гражданами данной страны. Либо это тяжелый низкоквалифицированный труд, либо это непрестижные профессии. Полноправные граждане развитых стран предпочитают получать пособия по безработице, но не работать на таких рабочих местах.

С другой стороны, в стране может быть дефицит высококвалифицированных работников определенных специальностей. Такие рабочие места остаются невостребованными, так как среди граждан страны недостаточно специалистов такого профиля. В этом случае из-за рубежа приглашаются высокооплачиваемые специалисты.

Но кроме прямых положительных последствий (нормальная работа тех фирм и предприятий, куда по контракту приглашаются иностранные работники), иммиграция имеет положительное влияние на другие параметры экономического развития принимающей страны (объем внутреннего рынка, структура поступлений в бюджет страны и выплат из бюджета).

 

При подготовке ко второму вопросу необходимо читать:

Данное пособие. – Гл. 5.

При изучении третьего вопроса:

 

Готовясь к лекции, составьте представление о том, какие страны могут быть отнесены к странам-донорам. Назовите несколько стран, которые специализируются на импорте рабочей силы; к какой группе стран они принадлежат (развитые, развивающиеся или постсоциалистические)?

В странах, специализирующихся на импорте рабочей силы, государство видит в этом явлении выгоды для себя.

Готовясь к семинарскому занятию, обратите внимание, что государственное регулирование международной миграции рабочей силы позволяет повысить эффективность использования трудовых ресурсов.

Специализация на импорте рабочей силы подразумевает, что государство создает благоприятные организационные и экономические условия для выезда его граждан на временную работу за границу. В этом случае речь идет как о неквалифицированных рабочих, так и о рабочих, имеющих среднюю и высокую квалификацию.

Кроме того, может иметь место трудовая миграция высококвалифицированных специалистов (например, программистов, ученых-исследователей и т.п.).

 

Чат. Обсудите с однокурсниками, какие меры необходимо принять Правительству России, чтобы повысить эффективность миграционной политики?

 

При подготовке к третьему вопросу необходимо читать:

Данное пособие. – Гл. 5.

Контрольные вопросы (ответьте «да» или «нет»):

1.   Международная трудовая миграция – это перемещение жителей одной страны в другую страну на постоянное место жительства с целью трудоустройства.

2.   Участниками международной трудовой миграции являются те граждане трудоспособного возраста, которые соглашаются только на временное трудоустройство за границей.

3.   Международная трудовая миграция осуществляется только из развивающихся стран в развитые.

5.1. Сущность и виды международной миграции рабочей силы
5.2. Экономический эффект от трудовой миграции
5.3. Неэкономические эффекты от миграции
5.4. Масштабы международной миграции рабочей силы и ее направления
5.5. Необходимость государственного регулирования международной миграции рабочей силы
Рекомендуемая литература и тесты

Предыдущая