КА  «Профессиональное тестирование»

И.Б. Хмелев
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.

Предыдущая

Глава 6. Интеграционные процессы в мировой экономике

Изучив тему, студент должен знать:

-  сущность, причины, цели и предпосылки международной экономической интеграции;

-  экономические эффекты интеграционных процессов;

-  основные интеграционные группировки в мировой экономике;

-  современное состояние интеграционных процессов на территории бывшего СССР, в которых участвует Россия.

Уметь:

-  выявлять выгоды и негативные эффекты участия страны в международных интеграционных объединениях;

-  анализировать проблемы интеграционных объединений в мировой экономике;

-  оценивать роль и место России в развитии интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Приобрести навыки:

-  экономического анализа интеграционных процессов между различными государствами и группами государств;

-  выявления выгод и негативных эффектов участия страны в различных формах международной экономической интеграции.

 

Содержание темы:

Международная экономическая интеграция: понятие, причины, предпосылки и цели. Экономические эффекты интеграции.

Основные формы интеграционных объединений: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз.

Улучшение условий экономического развития стран, принимающих активное участие в процессах международной экономической интеграции.

Примеры международных интеграционных объединений, существующих в мире: Европейский Союз (ЕС); Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); объединение нескольких стран Южной Америки, которое носит название «Общий рынок стран Южного конуса» (МЕРКОСУР); Северо-американская ассоциация свободной торговли (НАФТА).

Европейский союз (ЕС) – наиболее развитая интеграционная группировка в мире. История создания и развития ЕС. Расширение ЕС.

Основные органы управления Европейским Союзом: Комиссия ЕС, Европарламент, Совет Министров ЕС, Европейский Суд.

Проблемы современного этапа развития ЕС.

Страны, входящие в «зону евро»; показатели экономического развития, необходимые для вхождения в «зону евро».

Россия и интеграционные процессы со странами ближнего зарубежья. Интеграционные процессы в рамках Содружества независимых государств.

 

Цели изучения темы:

1.   Формирование системного представления о процессах международной экономической интеграции.

2.   Знание особенностей основных форм международной экономической интеграции.

Задачи изучения темы:

1.   Определение причин, целей и предпосылок международной экономической интеграции.

2.   Анализ эффективности международной экономической интеграции.

3.   Анализ интеграционных процессов, протекающих в различных регионах мировой экономики.

Изучая тему,

необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

-  международная экономическая интеграция,

-  эффект «создания торговли»,

-  эффект «отклонения торговли»,

-  зона свободной торговли,

-  таможенный союз,

-  общий рынок (единый рынок),

-  экономический и валютный союз,

-  Европейский Союз,

-  единая валюта «евро».

Порядок изучения темы:

Для изучения темы предусмотрено 4 лекционных часа, 2 часа практических занятий в форме семинарского занятия, 3 часа самостоятельной работы.

Предусмотрена самостоятельная работа студентов в следующих формах:

-  подготовка к лекции,

-  подготовка к семинарскому занятию,

-  изучение дополнительной литературы,

-  подготовка докладов и рефератов.

Методические указания к занятию 1

 

Вопросы:

 

1.   Международная экономическая интеграция: причины, предпосылки и цели.

2.   Формы международных интеграционных объединений. Экономические эффекты интеграции.

3.   Основные интеграционные объединения.

 

При изучении первого вопроса:

 

Готовясь к лекции, необходимо уяснить, что международная экономическая интеграция является объективным экономическим процессом. Как было доказано в ранее изученных темах курса, в современных условиях страны могут достичь успехов в экономическом развитии только при условии включения их в систему международного разделения труда.

Готовясь к семинарскому занятию, обратите внимание, что процесс международной экономической интеграции предоставляет возможность странам, активно действующим в системе МРТ, получить определенную выгоду. Возникновение выгод интеграции связано с отменой таможенных и иных барьеров в движении товаров, капиталов и рабочей силы, а также в связи с объединением ресурсов стран в решении общих проблем – безработицы, сельского хозяйства, неравномерности экономического развития различных регионов и других.

Начало официальных процессов международной экономической интеграции было обусловлено как политическими решениями со стороны правительств стран-участниц, так и предпосылками, возникшими в связи с углублением МРТ и глобализацией.

 

Чат. Обсудите с однокурсниками основные признаки различных форм экономической интеграции, преимущества, которые они предоставляют странам-участницам. Приведите примеры существующих в различной форме интеграционных группировок.

При подготовке к первому вопросу необходимо читать:

Данное пособие. – Гл. 6.

При изучении второго вопроса:

 

Готовясь к лекции, обратите внимание, что интеграционные процессы начинаются с создания простых форм экономического взаимодействия стран (например, с подписания преференциальных торговых соглашений).

Готовясь к семинарскому занятию, повторите последовательность создания основных форм интеграционных объединений: зон свободной торговли, таможенных союзов, общих рынков и экономических и валютных союзов. Обратите внимание на характерные особенности каждой формы интеграционных объединений, на изменения экономического регулирования при переходе от одной формы к другой.

Чат. Обсудите с однокурсниками, какие экономические эффекты могут возникнуть при создании таможенного союза.

При подготовке ко второму вопросу необходимо читать:

Данное пособие. – Гл. 6.

При изучении третьего вопроса:

Готовясь к лекции, обратите внимание, что в мировой экономике существует множество интеграционных объединений, находящихся на различных стадиях развития процессов интеграции.

Готовясь к семинарскому занятию, повторите особенности возникновения и состав стран-участниц основных интеграционных объединений. Обратите внимание, что региональная интеграция развивается интенсивно, охватывая практически все страны мира. Но быстрое развитие интеграционных процессов не означает, что они протекают гладко, без противоречий и проблем. Необходимо учитывать опыт интеграционных процессов, избегая благодаря этому ошибок в будущем.

 

При подготовке к третьему вопросу необходимо читать:

 

1.   Данное пособие. – Гл. 6.

2.   Булатов А.С. Мировая экономика. – М., 2007. – С. 349–370.

Методические указания к занятию 2

 

Вопросы:

 

1.  Европейская интеграция: причины возникновения и этапы развития.

2.  Экономические механизмы европейской интеграции.

3.  Современные проблемы европейской интеграции. Взаимоотношения России и ЕС.

 

При изучении первого вопроса:

 

Готовясь к лекции, обратите внимание, что в основе европейской интеграции лежат глубокие экономические причины, которые обеспечили этому процессу необратимый характер. Но кроме экономических причин следует подумать и о политических причинах объединения Европы.

Готовясь к семинарскому занятию, познакомьтесь с историей создания и развития наиболее интенсивно развивающейся интеграционной группировки – Европейского Союза. Обратите внимание, какие страны были инициаторами создания Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), как постепенно расширялся состав участников этого сообщества.

Успешное развитие и расширение Европейского Союза было бы невозможно без существования органов управления всей группировкой в целом. Изучите основные органы управления Европейским Союзом, круг вопросов, который находится в ведении каждого из них, а также их полномочия. Обратите внимание на разделение компетенции между наднациональными органами управления (Европейский Суд, Комиссия ЕС и другие) и национальными органами управления в каждой стране, входящей в состав ЕС. Сформулируйте ответ на вопрос, почему на современном этапе экономического развития необходимо существование как национальных, так и наднациональных органов управления.

 

При подготовке первого вопроса необходимо читать:

Данное пособие. – Гл. 6.

При изучении второго вопроса

 

Готовясь к лекции, подумайте, какие экономические механизмы обеспечивают развитие интеграционных процессов и решение возникающих проблем.

Готовясь к семинарскому занятию, постарайтесь разобраться, как формируется и распределяется бюджет ЕС, общие фонды (ФЕОГА и другие фонды), какие особенности имеет внешнеторговая политика ЕС. Подумайте, почему единая аграрная политика (САР) была и остается очень важным элементом европейской интеграции.

 

При подготовке ко второму вопросу необходимо читать:

Данное пособие. – Гл. 6.

 

При изучении третьего вопроса

 

Готовясь к лекции, обратите внимание, что современный этап характеризуется двумя важными событиями: введением единой валюты и значительным расширением ЕС.

Готовясь к семинарскому занятию, необходимо подчеркнуть, что основная особенность современного этапа развития ЕС – введение единой валюты «евро». Обратите внимание на этапы перехода к единой валюте, а также на затраты стран, связанные с этим процессом.

Используя материалы периодической печати (например, статьи в журнале «Мировая экономика и международные отношения»), выясните, какие выгоды от введения единой валюты ожидают получить страны, входящие в зону «евро», а также частный бизнес.

Не во всех странах Евросоюза происходит постепенное введение единой валюты. Сформулируйте ответ на вопрос, почему некоторые страны не входят в настоящий момент в зону «евро», какие это страны.

Введение «евро» оказывает влияние на экономическое развитие не только стран ЕС, но и других стран. Составьте представление о таком влиянии, обратив особое внимание на экономику нашей страны.

Подумайте, какие проблемы возникли в ЕС в связи с его значительным расширением в мае 2004 г.

 

При подготовке к третьему вопросу необходимо читать:

Данное пособие. – Гл. 6.

Чат. Обсудите с однокурсниками, какие пределы имеет дальнейшее расширение ЕС? Почему население Франции и Нидерландов на референдуме в 2005 г. высказалось против Европейской конституции?

При изучении темы необходимо читать:

1. Данное пособие. Гл. 6.

2. Булатов А.С. Мировая экономика. – М.,1999. – С. 299-337.

 

Для более углубленного изучения темы:

 

1.   Бусыгина И., Тренерт О. Расширение Европейского Союза: покушение на самоубийство? // Мировая экономика и международные отношения. – 1995. – №9.

2.   Валиуллин Х. Валютный рубикон европейской интеграции // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – №11.

3.   Власова О., Кокшаров А. Дом без крыши // Эксперт. – 2005. – №21. – С. 15–22.

4.   Гутник В., Подколзина И. Евроленд: экономическое развитие новой группировки // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – №8.

5.   Михайлов Д. Евро и формирование единого рынка финансово-банковских услуг в Европе // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – №10.

6.   Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // Мировая экономика и международные отношения. – 1994. – №11.

6.1. Объективные предпосылки МЭИ
6.2. Этапы, опыт и перспективы международной экономической интеграции
   6.2.1. Этапы международной экономической интеграции
   6.2.2. Опыт интеграционного развития в отдельных регионах мира
6.3. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции
   6.3.1. Европейский Союз
   6.3.2. Европейская ассоциация свободной торговли
Рекомендуемая литература и тесты

Предыдущая