И.Б. Хмелев
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
Предыдущая |
Глава 6. Интеграционные процессы в мировой экономике
Изучив тему, студент должен знать:
- сущность, причины, цели и предпосылки международной экономической интеграции;
- экономические эффекты интеграционных процессов;
- основные интеграционные группировки в мировой экономике;
- современное состояние интеграционных процессов на территории бывшего СССР, в которых участвует Россия.
Уметь:
- выявлять выгоды и негативные эффекты участия страны в международных интеграционных объединениях;
- анализировать проблемы интеграционных объединений в мировой экономике;
- оценивать роль и место России в развитии интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Приобрести навыки:
- экономического анализа интеграционных процессов между различными государствами и группами государств;
- выявления выгод и негативных эффектов участия страны в различных формах международной экономической интеграции.
Содержание темы:
Международная экономическая интеграция: понятие, причины, предпосылки и цели. Экономические эффекты интеграции.
Основные формы интеграционных объединений: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз.
Улучшение условий экономического развития стран, принимающих активное участие в процессах международной экономической интеграции.
Примеры международных интеграционных объединений, существующих в мире: Европейский Союз (ЕС); Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); объединение нескольких стран Южной Америки, которое носит название «Общий рынок стран Южного конуса» (МЕРКОСУР); Северо-американская ассоциация свободной торговли (НАФТА).
Европейский союз (ЕС) – наиболее развитая интеграционная группировка в мире. История создания и развития ЕС. Расширение ЕС.
Основные органы управления Европейским Союзом: Комиссия ЕС, Европарламент, Совет Министров ЕС, Европейский Суд.
Проблемы современного этапа развития ЕС.
Страны, входящие в «зону евро»; показатели экономического развития, необходимые для вхождения в «зону евро».
Россия и интеграционные процессы со странами ближнего зарубежья. Интеграционные процессы в рамках Содружества независимых государств.
Цели изучения темы:
1. Формирование системного представления о процессах международной экономической интеграции.
2. Знание особенностей основных форм международной экономической интеграции.
Задачи изучения темы:
1. Определение причин, целей и предпосылок международной экономической интеграции.
2. Анализ эффективности международной экономической интеграции.
3. Анализ интеграционных процессов, протекающих в различных регионах мировой экономики.
Изучая тему,
необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
- международная экономическая интеграция,
- эффект «создания торговли»,
- эффект «отклонения торговли»,
- зона свободной торговли,
- таможенный союз,
- общий рынок (единый рынок),
- экономический и валютный союз,
- Европейский Союз,
- единая валюта «евро».
Порядок изучения темы:
Для изучения темы предусмотрено 4 лекционных часа, 2 часа практических занятий в форме семинарского занятия, 3 часа самостоятельной работы.
Предусмотрена самостоятельная работа студентов в следующих формах:
- подготовка к лекции,
- подготовка к семинарскому занятию,
- изучение дополнительной литературы,
- подготовка докладов и рефератов.
Методические указания к занятию 1
Вопросы:
1. Международная экономическая интеграция: причины, предпосылки и цели.
2. Формы международных интеграционных объединений. Экономические эффекты интеграции.
3. Основные интеграционные объединения.
При изучении первого вопроса:
Готовясь к лекции, необходимо уяснить, что международная экономическая интеграция является объективным экономическим процессом. Как было доказано в ранее изученных темах курса, в современных условиях страны могут достичь успехов в экономическом развитии только при условии включения их в систему международного разделения труда.
Готовясь к семинарскому занятию, обратите внимание, что процесс международной экономической интеграции предоставляет возможность странам, активно действующим в системе МРТ, получить определенную выгоду. Возникновение выгод интеграции связано с отменой таможенных и иных барьеров в движении товаров, капиталов и рабочей силы, а также в связи с объединением ресурсов стран в решении общих проблем – безработицы, сельского хозяйства, неравномерности экономического развития различных регионов и других.
Начало официальных процессов международной экономической интеграции было обусловлено как политическими решениями со стороны правительств стран-участниц, так и предпосылками, возникшими в связи с углублением МРТ и глобализацией.
Чат. Обсудите с однокурсниками основные признаки различных форм экономической интеграции, преимущества, которые они предоставляют странам-участницам. Приведите примеры существующих в различной форме интеграционных группировок.
При подготовке к первому вопросу необходимо читать:
Данное пособие. – Гл. 6.
При изучении второго вопроса:
Готовясь к лекции, обратите внимание, что интеграционные процессы начинаются с создания простых форм экономического взаимодействия стран (например, с подписания преференциальных торговых соглашений).
Готовясь к семинарскому занятию, повторите последовательность создания основных форм интеграционных объединений: зон свободной торговли, таможенных союзов, общих рынков и экономических и валютных союзов. Обратите внимание на характерные особенности каждой формы интеграционных объединений, на изменения экономического регулирования при переходе от одной формы к другой.
Чат. Обсудите с однокурсниками, какие экономические эффекты могут возникнуть при создании таможенного союза.
При подготовке ко второму вопросу необходимо читать:
Данное пособие. – Гл. 6.
При изучении третьего вопроса:
Готовясь к лекции, обратите внимание, что в мировой экономике существует множество интеграционных объединений, находящихся на различных стадиях развития процессов интеграции.
Готовясь к семинарскому занятию, повторите особенности возникновения и состав стран-участниц основных интеграционных объединений. Обратите внимание, что региональная интеграция развивается интенсивно, охватывая практически все страны мира. Но быстрое развитие интеграционных процессов не означает, что они протекают гладко, без противоречий и проблем. Необходимо учитывать опыт интеграционных процессов, избегая благодаря этому ошибок в будущем.
При подготовке к третьему вопросу необходимо читать:
1. Данное пособие. – Гл. 6.
2. Булатов А.С. Мировая экономика. – М., 2007. – С. 349–370.
Методические указания к занятию 2
Вопросы:
1. Европейская интеграция: причины возникновения и этапы развития.
2. Экономические механизмы европейской интеграции.
3. Современные проблемы европейской интеграции. Взаимоотношения России и ЕС.
При изучении первого вопроса:
Готовясь к лекции, обратите внимание, что в основе европейской интеграции лежат глубокие экономические причины, которые обеспечили этому процессу необратимый характер. Но кроме экономических причин следует подумать и о политических причинах объединения Европы.
Готовясь к семинарскому занятию, познакомьтесь с историей создания и развития наиболее интенсивно развивающейся интеграционной группировки – Европейского Союза. Обратите внимание, какие страны были инициаторами создания Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), как постепенно расширялся состав участников этого сообщества.
Успешное развитие и расширение Европейского Союза было бы невозможно без существования органов управления всей группировкой в целом. Изучите основные органы управления Европейским Союзом, круг вопросов, который находится в ведении каждого из них, а также их полномочия. Обратите внимание на разделение компетенции между наднациональными органами управления (Европейский Суд, Комиссия ЕС и другие) и национальными органами управления в каждой стране, входящей в состав ЕС. Сформулируйте ответ на вопрос, почему на современном этапе экономического развития необходимо существование как национальных, так и наднациональных органов управления.
При подготовке первого вопроса необходимо читать:
Данное пособие. – Гл. 6.
При изучении второго вопроса
Готовясь к лекции, подумайте, какие экономические механизмы обеспечивают развитие интеграционных процессов и решение возникающих проблем.
Готовясь к семинарскому занятию, постарайтесь разобраться, как формируется и распределяется бюджет ЕС, общие фонды (ФЕОГА и другие фонды), какие особенности имеет внешнеторговая политика ЕС. Подумайте, почему единая аграрная политика (САР) была и остается очень важным элементом европейской интеграции.
При подготовке ко второму вопросу необходимо читать:
Данное пособие. – Гл. 6.
При изучении третьего вопроса
Готовясь к лекции, обратите внимание, что современный этап характеризуется двумя важными событиями: введением единой валюты и значительным расширением ЕС.
Готовясь к семинарскому занятию, необходимо подчеркнуть, что основная особенность современного этапа развития ЕС – введение единой валюты «евро». Обратите внимание на этапы перехода к единой валюте, а также на затраты стран, связанные с этим процессом.
Используя материалы периодической печати (например, статьи в журнале «Мировая экономика и международные отношения»), выясните, какие выгоды от введения единой валюты ожидают получить страны, входящие в зону «евро», а также частный бизнес.
Не во всех странах Евросоюза происходит постепенное введение единой валюты. Сформулируйте ответ на вопрос, почему некоторые страны не входят в настоящий момент в зону «евро», какие это страны.
Введение «евро» оказывает влияние на экономическое развитие не только стран ЕС, но и других стран. Составьте представление о таком влиянии, обратив особое внимание на экономику нашей страны.
Подумайте, какие проблемы возникли в ЕС в связи с его значительным расширением в мае 2004 г.
При подготовке к третьему вопросу необходимо читать:
Данное пособие. – Гл. 6.
Чат. Обсудите с однокурсниками, какие пределы имеет дальнейшее расширение ЕС? Почему население Франции и Нидерландов на референдуме в 2005 г. высказалось против Европейской конституции?
При изучении темы необходимо читать:
1. Данное пособие. Гл. 6.
2. Булатов А.С. Мировая экономика. – М.,1999. – С. 299-337.
Для более углубленного изучения темы:
1. Бусыгина И., Тренерт О. Расширение Европейского Союза: покушение на самоубийство? // Мировая экономика и международные отношения. – 1995. – №9.
2. Валиуллин Х. Валютный рубикон европейской интеграции // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – №11.
3. Власова О., Кокшаров А. Дом без крыши // Эксперт. – 2005. – №21. – С. 15–22.
4. Гутник В., Подколзина И. Евроленд: экономическое развитие новой группировки // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – №8.
5. Михайлов Д. Евро и формирование единого рынка финансово-банковских услуг в Европе // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – №10.
6. Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // Мировая экономика и международные отношения. – 1994. – №11.
6.1. Объективные предпосылки МЭИ
6.2. Этапы, опыт и перспективы международной экономической интеграции
6.2.1. Этапы международной экономической интеграции
6.2.2. Опыт интеграционного развития в отдельных регионах мира
6.3. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции
6.3.1. Европейский Союз
6.3.2. Европейская ассоциация свободной торговли
Рекомендуемая литература и тесты
Предыдущая |