КА  «Профессиональное тестирование»

С.А. Шапиро
Социально-экономические аспекты трудовой деятельности
Монография. М.: ИД «АТИСО», 2011, 254 с.

Предыдущая

Раздел 1. Гуманитарные аспекты эволюции человеческого труда

Глава 6. Анализ трудовых процессов в ХХ веке

ХХ век отмечен множеством крупномасштабных социальных и экономических явлений. Это и две мировые войны, и революции, изменившие социальное устройство мира, и мировые экономические кризисы (тридцатых и семидесятых годов). Все эти события не могли не изменить характер человеческого труда. До ХХ века войны носили локальный характер, экономические кризисы происходили главным образом по причине перепроизводства товарной продукции и капитала, экономическая деятельность фирм происходила в основном в масштабах одной страны в условиях свободной конкуренции и личной свободы участников производственной деятельности: как предпринимателей, так и наемных работников.

Однако начиная с первых десятилетий двадцатого века ситуация резко изменилась во всем мире.

В 1917 году в результате Октябрьской революции в России мир раскололся на две противоборствующие системы: социалистическую на 1/6 части земного шара в СССР, и капиталистическую во всем остальном мире. Первая мировая война и последовавшие за ней революции по примеру Октябрьской во многих странах мира, хотя и не привели к победе социализма, но изменили политический строй во многих странах, заменив существующий монархический строй,  республиканской формой правления. Такая ситуация произошла в Германии и Австро-Венгрии. На карте мира появились новые независимые государства: Австрия, Венгрия, Чехословакия, Польша, Финляндия, а также Литва, Латвия, Эстония.

Явление социализма, основанное на марксистской теории, несло в себе идеи гуманизма и социального равенства, т.е. равенства материальных благ, объема прав и обязанностей. Социалистическое течение ставило своей целью достижение счастливой и справедливой жизни для всех членов общества. В СССР оно в первую очередь защищало интересы рабочего класса, и беднейших слоев населения. Однако достижение социального равенства для всех членов общества по советской модели оказалось нереальным. Находящаяся у власти партия большевиков начала перераспределение собственности в пользу бедных, национализируя ее у прежних хозяев, т.е. попросту говоря, отбирая задаром. При этом те, кто оказывал сопротивление новой власти, физически уничтожались. Такое положение вещей привело к делению общества на «красных» и «белых» и к кровопролитной «гражданской» войне 1918-1922 годов. Последствия всех этих событий были катастрофическими. Миллионы людей погибли, экономика страны была фактически уничтожена, капиталы вывезены за границу эмигрантами - прежними хозяевами жизни. Страна, которая, в 1914 году, до Первой мировой войны, находилась на высоком уровне развития и в состоянии экономического роста, через десять лет оказалась на грани гибели. Чтобы спасти ситуацию, новые правители России решили поднять экономику страны с помощью принудительного труда людей, сопровождавшегося пропагандой строительства замечательного коммунистического будущего. Для этого была проведена коллективизация, объединившая крестьян в колхозы с общим имуществом и индустриализация - мероприятия по подъему промышленности, строительству новых заводов, фабрик, железных дорог. Люди работали на энтузиазме и из страха. Оплата труда была уравнительной для разных категорий населения и не позволяла накапливать капитал. Для того чтобы стимулировать трудовую деятельность людей, был введен образ классовых врагов, к ним относились те, кто не хотел строить социализм. Индивидуальные формы труда также считались враждебными и осуждались обществом. Классовые враги привлекались к ответственности, сажались в тюрьмы и концентрационные лагеря, где они могли «честным трудом» искупить свою вину. Стоит ли говорить, что этот «честный труд» не оплачивался. Это были своего рода общественные работы по освоению тайги, валке леса, строительству каналов и дорог. Этот рабский труд приносил государству огромную прибыль при минимальных издержках. Все остальные, те, кто трудился на воле, понимали, что если они будут плохо работать, то их объявят «врагами народа» и они попадут в лагеря или будут физически уничтожены.

            26 июля 1940 г. Президиум  Верховного  Совета СССР издал  Указ «О переходе на восьми часовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и  служащих с предприятий и учреждений». Это очень интересный документ с точки зрения управления персоналом и повышения производительности труда. Он фактически узаконивал политику «кнута и пряника» и принудительный труд, невозможный в демократическом обществе. А ведь руководство Советского Союза декларировало, что эта страна самая демократическая и свободная страна в мире. Это мероприятие позволило государству увеличить рабочее время на 17,7%, укрепить трудовую дисциплину, повысить производительность труда, но не ее эффективность, так как эффективным труд «из-под палки» все равно быть не может.[22]

Во второй половине двадцатого века, труд в СССР принял более гуманные формы, однако уравнительная система оплаты труда все равно сохранялась. Следует, правда, сказать, что такая система оплаты труда, обеспечивала социальную защищенность трудящихся масс, но в условиях отсутствия конкуренции, диспропорциях в структуре народного хозяйства (преобладание предприятий военно-промышленного комплекса) контроля государства над ценами и ростом заработной платы, наблюдался товарный дефицит, т.е. практически недоступными были товары потребительского спроса, продукты, предметы роскоши и т.д. Труд оставался обязательным явлением. Не желающие работать люди (тунеядцы), преследовались в административном и уголовном порядке, хотя и не в таких жестких формах, как в 30-е годы XX-го века. Энтузиазм первых десятилетий советской власти был исчерпан. В 60 - 70-е годы СССР был менее изолирован от остального мира, поэтому основная задача советского правительства и коммунистической партии, фактически руководившей страной сводилась к тому, чтобы доказать западному миру, что в СССР отсутствуют присущие капитализму отрицательные экономические явления. Одним из них была и остается безработица. В СССР существовала скрытая форма безработицы, но по социальным причинам о ее наличии в государстве победившего социализма умалчивалось. Создавалось огромное количество организаций, не выполнявших никаких полезных функций, и служивших исключительно для обеспечения максимально возможного показателя занятости. Все должно было выглядеть так, что каждый трудоспособный человек в соответствии с конституционным правом на труд имел работу, т.е. трудился в каком-либо учреждении или организации и получал за это заработную плату. Часто этот труд был полезен и нужен обществу, но было много ненужных и бесполезных рабочих мест, на которых люди работали без цели, занимаясь большую часть рабочего времени своими личными делами или общественной деятельностью (партийной, комсомольской, профсоюзной работой). Часто такие формы носил женский труд. Заработную плату государство выплачивало относительно небольшую, но большому числу людей, и несло значительные издержки. Это, в конце концов, наряду со многими другими отрицательными элементами, присущими плановой экономике привело к смене политического и экономического строя в СССР, его развалу и возвращению к рыночной экономике, хотя и в форме переходной экономики в 1990-е годы. В настоящее время наша страна уже признана государством с рыночной экономикой. Однако многие элементы организации труда, к которым привыкло население нашей страны за более чем 70 лет советской власти в настоящее время отсутствуют. Исчезла социальная защищенность, никто не гарантирует права на труд, государство хотя и принимает законы, но пока еще не может полностью проконтролировать их неукоснительное соблюдение всеми предприятиями негосударственного сектора экономики. В силу того, что разные слои населения получают доходы различного уровня общество сильно дифференцировалось, разделившись на богатых и бедных, при не сформировавшемся еще окончательно «среднем» классе. Большая часть населения не привыкла к самостоятельности и инициативе в труде, так как в СССР эта инициатива на деле не приветствовалась, да и управление совершалось сверху командными, директивными методами. Люди считали и считают, что государство должно обеспечивать их работой и достойной зарплатой, таким образом, в обществе наблюдаются настроения социального иждивенчества и вера в преувеличенную роль государства, а это отрицательным образом сказывается на построении социально-ориентированной рыночной экономики, являющейся на сегодняшний день основной формой социального равенства в мире.

Капиталистический мир в ХХ веке перешел из рыночной формы свободной конкуренции (чистого капитализма), в современную рыночную экономику. Этому типу экономики свойственно господство не множества мелких товаропроизводителей, а крупных корпоративных капиталов в лице монополий и олигополий. Как уже было сказано, экономика пережила мировые кризисы, серьезным образом потрясшие государственные устои, даже в таких мощных странах как США и Великобритания. В двадцатом веке серьезно обострилась проблема безработицы, когда предложение рабочей силы на рынке труда превышает спрос на нее. Чем интенсивнее экономический рост, сопровождаемый внедрением новой техники и технологии, облегчающих труд людей, и переводящих его из разряда физического в разряд умственного, тем в то же время, большее количество людей оказывается без работы, теряя при этом свою квалификацию. Таковы последствия автоматизации, компьютеризации и других достижений НТР. Правительства и общественные институты в лице профсоюзов пытаются бороться с этим явлением, создавая законы о труде, проводя общественные работы, выплачивая нуждающимся пособия по безработице, но в силу постоянного макроэкономического неравновесия в экономике любого государства, обуздать это явление полностью не реально. Так, например, успешные меры по снижению инфляции (повышения цен и снижения покупательной способности денег) автоматически приводят к повышению уровня безработицы, как это следует из «Кривой Филлипса», изображенной на рисунке 1.1.

Где, Р – уровень цен (уровень заработной платы); U – уровень безработицы; UN – естественный уровень безработицы; PN – темп роста цен при этом уровне; N – точка равновесных цен и уровня безработицы.

 Рисунок 1.1. Взаимосвязь инфляции и безработицы. «Кривая Филлипса»

 Однако наряду с этими отрицательными явлениями, в капиталистическом мире наблюдаются положительные тенденции, свидетельствующие о гуманизации труда. Лидируют в этом плане США, развивающие концепцию «человеческих ресурсов». Еще в 30-х годах XX-го века американский психолог Джордж Элтон Мейо (1880-1949), проведя в течение более десяти лет, множество различных экспериментов по организации труда на заводах фирмы «Вестерн Электрик» в г. Хотторне, создал школу «человеческих отношений», которая впервые обратила особое внимание на психологические составляющие трудового потенциала и важность социальных взаимоотношений в коллективе в процессе трудовой деятельности. С середины 50-х годов прошлого столетия большое распространение получили содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории выявляют факторы, (потребности, интересы, ценностные ориентации) побуждающие работников стремиться к эффективному и высокопроизводительному труду ради достижения своих целей или целей организации. Процессуальные теории анализируют сам процесс мотивации в трудовой деятельности, путем выбора той или иной формы поведения, приводящего людей к решению стоящих перед ними задач.

Большое внимание американская концепция «человеческих ресурсов» уделяет инициативе работников, развитию предпринимательских способностей у всех желающих зарабатывать деньги предпринимательством. Реализуются государственные целевые программы поддержки малого бизнеса. Важное значение имеет теория «человеческого капитала», объясняющая, что вложение капиталов и инвестиций в трудовой потенциал, путем повышения квалификации работников, уровня образования, профессиональной переподготовки многократно окупятся впоследствии, принеся инвесторам максимально возможную прибыль. В ХХ веке стало ясно, что человеческий трудовой ресурс наиболее важен в процессе производства по сравнению с другими экономическими ресурсами. Понятие «человеческий фактор» в совокупности его физических, психологических, характерологических свойств и особенностей стало доминирующим в сложной системе человеческого труда на грани тысячелетий и в период перехода к постиндустриальному человеческому обществу.



[22] С.А. Шапиро, Н.Е. Равикович «Сколько стоит труд?» М.: «Альфа-Пресс», 2007 с.54.

Предыдущая