КА  «Профессиональное тестирование»

С.А. Шапиро
Социально-экономические аспекты трудовой деятельности
Монография. М.: ИД «АТИСО», 2011, 254 с.

Предыдущая

Раздел 2. Экономико-управленческие аспекты трудовой деятельности

Глава 4. Мотивационные аспекты трудовой деятельности.

Классическое  определение мотивации в менеджменте, к которому мы еще вернемся – это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Авторское определение мотивации трудовой деятельности - это процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами предприятия, и одновременно с этим это комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников.

          В данном определении сочетаются два основных направления, обычно принимаемые руководителями в качестве тождества: мотивация и стимулирование. Часто, ставя перед работником какую-либо задачу, руководитель говорит работнику «Я тебя простимулирую» или «Я тебя промотивирую». При этом он думает об одном и том же, т.е. о вознаграждении работника за хорошо выполненную работу. На самом деле мотивация и стимулирование - это разные вещи, хотя и служащие для достижения единой цели - повышения эффективности труда работника. Процесс удовлетворения, стоящий в определении на первом месте – это мотивационная политика, выстраиваемая руководством организации, на основании известных им потребностей и интересов работников. Комплекс мер – это стимулирование труда, всегда дополняющее мотивационную политику, и являющееся средством удовлетворения конкретных  потребностей работника, по большей части материальных.

          Для того чтобы понять сущность мотивации, необходимо проанализировать несколько основных мотивационных концепций.

Существует множество теорий, объясняющих поведение человека в процессе труда.

За вторую половину ХХ века разработано много теорий мотивации личности, в которых показано, что истинные причины, заставляющие человека работать с максимальными усилиями, чрезвычайно сложны и разнообразны.

На протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации различные руководители в большей степени, скорее всего, неверно понимали поведение людей, но, тем не менее, приемы, которыми они пользовались для достижения своих целей в тех условиях, часто были очень эффективными. Это подтверждается тем, что эти приемы «работали» и применялись в течение многих сотен лет, а современные теории были созданы не более 50 лет назад, поэтому первоначальные концепции мотивации глубоко укоренились в нашем сознании и культуре. Многие руководители, не имеющие специальной психологической подготовки в работе с кадрами, испытывают на себе сильное влияние этих концепций. Такие методы просты и прагматичны, однако применять только их в настоящее время является серьезной ошибкой.

“Политика кнута и пряника»

Это был один из первых широко распространенных и применяемых методов, с помощью которого можно было намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач, стоящих перед той или иной страной, социальной группой или организацией.

Во многих исторических и литературных источниках, например, в Библии, мифах и легендах Древнего мира, средневековых преданиях о рыцарях Круглого стола и русских народных сказках можно найти массу примеров того, как руководители (короли, вожди и т.п.) предлагают в награду предполагаемому герою за выполнение той или иной миссии своих дочерей и полцарства в придачу или же обещают смертную казнь за невыполнение задачи – «Не то мой меч – твоя голова с плеч».

Конечно, подобные награды предлагались не первому встречному, а лишь немногим избранным, а в обычной же жизни подразумевалось, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им выжить.

Научное подтверждение этой концепции мотивации имело место в последней четверти XVIII века. Выдающийся английский экономист Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1775 году, рассуждая о влиянии заработной платы, пишет в частности: «Щедрое вознаграждение за труд, поощряя размножение простого народа, вместе с тем увеличивает его трудолюбие. Заработная плата за труд поощряет трудолюбие, которое, как и всякое иное человеческое свойство, развивается в соответствии с получаемым им поощрением. Обильная пища увеличивает физические силы работника, а приятная надежда улучшить свое положение и кончить дни свои в довольстве и изобилии побуждает его к максимальному напряжению своих сил. Поэтому при наличии высокой заработной платы мы всегда найдем рабочих более деятельными, прилежными и смышлеными, чем при низкой заработной плате».3  Таким образом, Смит считал, что для успешного труда нужен лишь хороший «пряник».

Первым реальным этапом в становлении мотивации труда, как составной части науки управления, равно, как и менеджмента стала концепция научного управления.

Несмотря на длительное существование организаций до 20-го века, их руководители не задумывались над тем, как управлять ими системно. Людей больше интересовало, как, используя организации получать прибыль или получить политическую власть, а не как управлять самими организациями и трудом, работающих в них людей.

Впервые взрыв интереса к управлению организацией был отмечен в 1911 году, после выхода книги Фредерика У. Тейлора (1856-1915) «Принципы научного менеджмента», традиционно считающейся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Более подробно взгляды Тейлора на предмет эффективной организации человеческого труда мы рассмотрим ниже.

Концепция «человеческих отношений», о которой упоминалось ранее, доминировала в теории управления до середины 1950-х годов. Однако проведенные Э.Мэйо исследования не дали возможности построить модель мотивации, адекватно поясняющую побудительные мотивы человека к труду.

Психологические теории мотивации трудовой деятельности, опирающиеся на человеческий фактор, возникли в пятидесятых годах ХХ века и продолжают развиваться в настоящее время.

Исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создавать прагматические модели мотивации работников на рабочем месте. Существует достаточно большое количество теорий мотивации.

          Содержательные и процессуальные теории мотивации расходятся по ряду вопросов, но они не являются взаимоисключающими. Развитие теорий мотивации носило эволюционный, а не революционный характер. Они эффективно используются в решении ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду.

Рассмотрим теоретические основы мотивации людей на примере «иерархии потребностей» американского психолога А. Маслоу.

Абрахам Гарольд Маслоу (1907 – 1970) был одним из наиболее ярких основоположников гуманистической психологии. Из его работ руководители во многих отраслях человеческой деятельности узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию личности человека. Создавая свою теорию мотивации, Маслоу шел необычным путем. Он не был экспериментатором, не прибегал к использованию анкет или интервью. Он использовал  биографический метод, который в настоящее время используется в арсенале отраслей социологического знания.  Он изучал истории жизни, биографии великих людей.   Его книга «Мотивация и личность» впервые вышла в 1954 году и была пересмотрена и дополнена автором в 1970 году. Для исследуемой нами проблематики, проведем анализ  Главы 4 «Теория человеческой мотивации» упомянутой книги2.

          Все человеческие потребности он разделял на пять групп и называл их базовыми потребностями.

8

Рисунок 2.2. «Пирамида» А.Маслоу.

          1 Физиологические потребности, которые являются необходимыми для жизни и существования. Они включают потребности в еде, питье, убежище, отдыхе и сексуальные потребности. При рассмотрении мотивации труда их можно назвать материальными. Они включают в себя потребности в стабильном получении заработной платы и других материальных вознаграждениях, необходимых для удовлетворения физиологических потребностей. Маслоу пишет об этом следующее: «За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами. … Вряд ли кто-нибудь возьмется оспорить тот факт, что физиологические потребности – самые насущные, самые мощные из всех потребностей, что они препотентны по отношению ко всем прочим потребностям. На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим прежде всего потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться удалить свой физический голод, а не эмоциональный. … О голодном нельзя сказать: «Не хлебом единым жив человек», потому что голодный человек живет именно хлебом и только хлебом. …Но что происходит с его желаниями, когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи?

А происходит вот что – у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности их место занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности. Именно это я и имею ввиду, когда заявляю, что человеческие потребности организованы иерархически.» 

2 Потребность в безопасности (в случае рассмотрения мотивации труда включает в себя потребность уверенности в будущем). Это потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Эта уверенность может выражаться в покупке страхового полиса или гарантиях пенсионного и социального обеспечения, которые может предоставить хорошая надежная работа. Обратимся к мнению самого Маслоу: «После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности. Почти все, что говорилось выше о физиологических позывах, можно отнести к этим потребностям, или желаниям. Подобно физиологическим потребностям, эти желания могут также доминировать в организме. …Потребность в безопасности здорового и удачливого представителя  нашей культуры, как правило, удовлетворена. Люди, живущие в мирном, стабильном, отлажено функционирующем, хорошем обществе, могут не бояться хищников, жары, морозов, преступников, им не угрожает ни хаос, ни притеснения тиранов. В такой обстановке потребность в безопасности не оказывает существенного влияния на мотивацию. …В нормальном же обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая представляет своим работникам социальные гарантии, в попытках откладывать деньги на «черный день», в самом существовании различных видов страхования (медицинское, страхование от потери работы или утраты трудоспособности, пенсионное страхование).»

3 Потребность в принадлежности и любви (в случае описания мотивации трудовой деятельности их называют социальными потребностями). Эти потребности иногда называют потребностями в причастности, - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Сам Маслоу говорит по этому поводу так: «После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. …человеку крайне важно знать, что он живет на родине, у себя дома, рядом с близкими и понятными ему людьми, что его окружают свои, что он принадлежит определенному клану, группе, коллективу, классу. ...Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии.»

4 Потребность в признании (уважении) включает в себя потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих. Сам автор говорит по этому поводу: «Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

… Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.»

5 Потребность в самоактуализации (самовыражении) – это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. По Маслоу основным источником человеческой деятельности, человеческого поведения, поступков является непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. Потребность в самоактуализации несет в себе ряд функций. Во-первых, это по своей сущности гуманистическая потребность, т.е. потребность приносить людям добро. Второе важное положение самоактуализации – это то, что человек обязан быть тем, чем он может стать, человек обязан выполнить свою миссию, используя все свои возможности и способности.

По мнению Маслоу, самоактуализация – явление врожденное, она входит в природу человека. Но лучше самого автора сказать трудно: «Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность того, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. … Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается что-то творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней.»

Общий вывод, который делает А. Маслоу о базовых потребностях следующий: « …о любом здоровом представителе нашего общества можно сказать, что он одновременно удовлетворен и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Наше представление об иерархии потребностей будет более  реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и скажем, что низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви – на 50%, потребность в самоуважении – на 40 %, а потребность в самоактуализации на 10%. … Ни одна из упомянутых нами потребностей почти никогда не становится единственным, всепоглощающим мотивом поведения человека.»

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней (первичные) требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более сильной или важной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения человека через его потребности бесконечен. Для того, чтобы следующий более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Даже, если в данный момент одна из потребностей человека доминирует, деятельность человека при этом стимулируется не только ею.

После появления теории А. Маслоу, руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного работника в процессе труда, его руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который будет способствовать достижению целей всей организации.

Теория Маслоу дополняется теорией приобретенных потребностей Д. МакКлелланда(1917-1998). Модель мотивации, созданная Дэвидом МакКлелландом, опирается на потребности высших уровней. Ее автор считал, что определенной группе людей присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность во власти проявляется, как стремление контролировать ход событий и воздействовать на других людей. В «иерархии потребностей» А. Маслоу эта потребность выражается нечетко, попадая в промежуток между потребностями в признании (уважении) и самоактуализации. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Часто, они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других людей. Управленческие структуры очень часто привлекают людей с потребностью власти, поскольку дают возможность проявить и реализовать ее. Люди с потребностью власти – это совсем не обязательно карьеристы, рвущиеся к власти в негативном понимании этих слов. Анализируя различные способы удовлетворения власти, МакКлелланд в своей работе «Два лица власти», вышедшей в 1970 году, отмечает: «Тех людей, у которых наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей. Личное воздействие может быть основой лидерства только в очень небольших группах. Если же человек хочет стать лидером большого коллектива, он должен использовать гораздо более тонкие и социализированные формы для проявления своего воздействия… Положительный или социализированный образ власти лидера должен проявляться в его заинтересованности в целях всего коллектива, определении таких целей, которые подвигнут людей на их выполнение, в помощи коллективу при формулировании целей, в формировании у членов коллектива уверенности в собственных силах и компетентности, что позволит им эффективно работать».3

Потребность в успехе и достижении целей выражается в стремлении к достижению поставленных целей, умении их ставить и брать на себя ответственность за их осуществление. По теории Маслоу эта потребность также находится где-то посередине между потребностями в уважении и самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Сам автор пишет об этом: «Неважно, сколь развита у человека потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет награждать его за то, что он делает».

То есть, если требуется мотивировать людей с потребностью успеха, то перед ними следует ставить задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и определенным образом поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

Потребность в причастности проявляется в стремлении человека к любви, привязанности, дружеским отношениям с окружающими. Мотивация на основании этой потребности схожа с мотивацией в социальной потребности теории А. Маслоу. Люди, обладающие этой потребностью, любят часто бывать в компании знакомых людей, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим людям. Люди с развитой потребностью в причастности могут быть привлечены к таким видам трудовой деятельности, которые будут давать им обширные возможности для социального общения. Руководители, заинтересованные в производительном труде таких людей, должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей определенной группой, например, для обсуждения какой-либо задачи, стоящей перед организацией.

Существует  еще одна теория мотивации, относящаяся к категории содержательных. Она достаточно спорная, но, тем не менее, она заслуживает того, чтобы мы проанализировали ее в данной монографии. Это теория  СВР К. Алдерфера.

Теория СВР К. Алдерфера.

К. Алдерфер, как и Маслоу объединяет потребности человека в группы, которых насчитывает три:

1 Потребности существования («С» в аббревиатуре «СВР») – физиологические и потребности в безопасности.

2 Потребности взаимосвязей («В») включают в себя стремление получить поддержку, признание, одобрение других людей.

3 Потребность роста («Р») побуждают человека к реализации своих способностей к самоутверждению, самовыражению и т.п.

Эти группы потребностей сопоставимы с выделенными Маслоу, но отличаются тем, что движение от потребности к потребности происходит не только снизу вверх, но и в обе стороны. Наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом неудовлетворенная потребность более высокого уровня усиливает действие потребности более низкого уровня и человек переключается на удовлетворение этих потребностей, даже если они были полностью удовлетворены. Движение с более высокого уровня на более низкий Алдерфер называет фрустрацией, т.е. разочарованием, крушением надежды на удовлетворение.

Таким образом, если следовать логике ученого, происходит следующее. Допустим, какой-либо менеджер успешно делает служебную карьеру, удовлетворяя свою потребность в росте, так как более низкие потребности у него в большей степени удовлетворены. В какой-то момент, по определенным внешним обстоятельствам, его карьера рушится. Он пытается начать снова движение наверх, уже в другой компании, но в силу возраста, недостаточных знаний в новой области, или каких-либо других внутренних и внешних факторов, не может этого сделать в той мере, в которой ему необходимо для удовлетворения своей потребности. Тогда и происходит явление фрустрации, объясняемое Алдерфером. По его теории, данный менеджер должен спуститься на более низкий уровень и начать удовлетворение другой потребности, например взаимосвязей, т.е. социального общения. При этом его энергия, не затраченная полностью на более высоком уровне, должна подпитывать его при удовлетворении потребности более низкого уровня, что более чем спорно. В соответствии с этим мы бы хотели изложить некоторые свои взгляды на этот счет.

Во-первых, человек-неудачник, вряд ли будет активно общаться  с другими людьми, и искать у них признания и уважения, так как они знают о его неудачах, кроме, разумеется, самых близких ему людей. Наоборот он постарается на время скрыться из виду.

 Во-вторых, мировая история знает немало примеров, когда  властители, в том числе и царствующие особы, терявшие трон и власть, в силу переворотов или революций, на протяжении многих лет боролись за восстановление своих прав на царствование и часто добивались этого. По логике же автора данной теории им следовало бы удалиться в монастырь или отправиться в изгнание, предаваясь удовлетворению духовных и социальных потребностей, хотя, разумеется, в истории были и такие случаи тоже.

В-третьих, если человек не может удовлетворить первую группу потребностей  (существования), т.е. не может стать богатым или спасти свою жизнь в случае грозящей ему смертельной опасности, то куда в таком случае ему опускаться, на какой уровень?

Напротив, практика показывает, что люди в данном случае наоборот стремятся к самовыражению, т.е. к удовлетворению высшей потребности. Очень часто люди, разочаровавшиеся в том, чтобы сделать служебную карьеру  или разбогатеть, или закончившие свою спортивную карьеру в силу возраста, начинают заниматься другими видами деятельности (творчеством, научной и преподавательской деятельностью), удовлетворяя свои потребности в успехе, уважении со стороны других людей, самовыражении, достигая при этом немалых высот в новых для них видах деятельности. Вполне возможно, хотя это и трудно ощутить материальным способом, что нерастраченная энергия на прежнем поприще подпитывает их деятельность, но при этом они вовсе не опускаются на уровень удовлетворения более низкой потребности, а двигаются в некотором роде параллельным курсом.

Обратившись опять же к примерам из мировой истории, мы также знаем, что, когда человек полностью теряет надежду на спасение, то он старается самовыразиться через смерть. При этом он или старается своей гибелью уничтожить возможное большое количество врагов, как поступил, например,  советский летчик Н. Гастелло, направивший горящий самолет на колонну фашистских танков, либо, не имея возможности причинить вред противникам, умереть достойно, так чтобы об этом помнили в веках. В частности, так поступили  шотландская королева Мария Стюарт, ее внук английский король Карл I,  французский король Людовик XVI и его жена, королева Мария-Антуанетта. Все эти люди окончили жизнь на эшафоте, под топором палача на глазах у большого количества людей, однако никто из них не плакал и не просил пощады, как поступали в подобных случаях другие более слабые личности.    

Таким образом, на наш взгляд теория К.Алдерфера может быть верна, при достаточно субъективных обстоятельствах, связанных в основном со слабым психологическим типом личности людей.

Пока проверить и применить на практике теорию К. Алдерфера не удалось, но полезность его концепции заключается в обогащении представлений о процессе мотивации и расширении перспектив поиска его эффективных форм.

Многие из перечисленных выше потребностей по теориям Маслоу и МакКлелланда свойственны разным людям, независимо от их возраста, пола, социальной и национальной принадлежности. В России современным работникам, нашим соотечественникам, также присущи данные группы потребностей, являющихся факторами мотивационного воздействия. Однако с учетом традиций и менталитета российского населения, описанных выше, привычки к преувеличенной роли государства, мотивационные потребности и ценностные ориентации людей, работающих в разных сферах экономики существенно различаются. В качестве примера можно рассмотреть результаты исследований, проведенных автором на предприятиях государственного и негосударственного сектора экономики в 2005 – 2007 годах.

Исследование проводилось путем анкетирования работников. Анкета была составлена с учетом описанных теорий мотивации, адаптированных к условиям опрашиваемых предприятий.

Пример 1. Исследование факторов мотивации в Государственном унитарном предприятии «Московский метрополитен» – электродепо «Красная Пресня».

Краткие сведения о предприятии. Входит в состав Московского метрополитена как обособленное подразделение. Предприятие достаточно старое (открыто в 50-х годах ХХ века), с устоявшимися традициями. Общая численность составляет 668 чел., из них мужчин – 503 чел. Высшее образование имеют 61 чел., ср/специальное 46 чел., остальные со средним образованием. Средний возраст сотрудников 45 лет.

Общее количество опрошенных работников составило 105 человек, среди них 45 рабочих (электромонтеры, то есть их квалификация достаточно высока для данной профессии), 39 машинистов и 21 инженерно-технический работник (к ним относятся инженеры технического отдела, мастера и старшие электромеханики, являющиеся начальниками участков). Относительно машинистов следует отметить, что это особая каста, гордящаяся своей профессией. Именно они осуществляют перевозку пассажиров, то есть основную функцию метрополитена. Их труд проходит под землей в тяжелых условиях, из-за которых в последствии развиваются профессиональные заболевания. По этим причинам труд машинистов всегда был высокооплачиваемым относительно других профессий на метрополитене, и они имеют множество льгот. Продолжительность их рабочей смены составляет 6 часов. Машинистам, отработавшим на поездной работе 12 лет (включая работу помощником машиниста), независимо от их дальнейшей должности или профессии, полагается выход на пенсию в 55 лет. Им полагается бесплатная форменная одежда. Среди машинистов много лиц с высшим образованием. Они окружены заботой и вниманием руководства, но и ответственность, лежащая на них, очень высока, поэтому в случае аварии или сбоев движения с них строго взыскивается.

Корреляционные зависимости приведены на рисунках 4, 5, 6, 7.

Материальные потребности находятся на довольно высоком уровне у всех групп респондентов. 100% они достигают у возрастной категории старше 60(55) лет. Несмотря на то, что эти работники уже получают пенсию, они, как большинство людей труда, привыкли ценить каждый заработанный рубль. Достаточно высокие показатели отмечаются и у других групп: 67% у работников до 25 лет, 74% у работников 26-35 лет, 77% - у 36-60(55)-летних, то есть у людей, зарабатывающих деньги для своих семей. По критерию образования эти потребности достигают 78% у людей со средним и 88% у людей с высшим образованием. По профессиональным категориям наиболее высокий показатель выявлен у ИТР – 95%, так как они в большей степени получают фиксированную заработную плату, не такую высокую, как у машинистов, и кроме того, машинисты и рабочие могут работать по сдельной форме оплаты труда, тогда как ИТР – по повременной. В составе материальных потребностей выявлено, что максимально важным (100%) является постоянное получение заработной платы в следующих категориях: у молодых работников до 25 лет, так как им нужны деньги на удовлетворения своих потребностей; у пожилых людей старше 60(55) лет, их мотивы уже были объяснены; у ИТР, что также было объяснено.

Группа пожилых людей имеет такой же высокий показатель по всем потребностям, входящим в группу материальных, потому что расценивают их не как материальное стимулирование своего труда, а как дополнительное вспомоществование. Примерно такими же мотивами руководствуются ИТР.

Потребности безопасности. У молодых работников эта группа потребностей отсутствует полностью. По всей видимости, они не думают еще о пенсионном обеспечении в старости, обладают крепким здоровьем и длительный отпуск не представляет для них особой ценности, т.к. за время фактической работы они могут заработать больше денег, чем когда находятся в отпуске. Наиболее высокий показатель по данной группе мотивов наблюдается у пожилых людей. За долгую трудовую жизнь они приобрели профессиональные заболевания, поэтому высоко ценят предоставленную им возможность бесплатного медицинского обслуживания и получения льготных путевок для санаторно-курортного лечения.

Из других групп опрошенных наиболее высокие показатели выявлены у машинистов – 85% по гарантиям медицинского страхования и пенсионного обеспечения. Причины этого описаны выше. У ИТР все потребности данной группы мотивов находятся на уровне 71%, у рабочих – 80% гарантии пенсионного обеспечения и 67% гарантии медицинского страхования.

Показатели карьеры крайне низкие. У многих групп они отсутствуют полностью. Лишь у молодых работников 100% достигает самостоятельное планирование карьеры. Очевидно, это помогает им в реализации своего «Я». 57% достигает желание сменить должностной статус у ИТР, так как это люди, занимающие руководящие должности, несущие ответственность за труд других людей и в большей степени имеющих высшее образование. Поэтому они хотят повышения по службе, как в должности, так и в окладе. В целом же по электродепо такие низкие показатели по данному мотиву можно объяснить удовлетворенностью трудом и его условиями у работников. В целом по депо наблюдаются хорошие условия труда, низкая текучесть кадров и грамотный подход к управлению персоналом со стороны руководства

По группе социальных привязанностей наблюдаются довольно высокие показатели, что объясняется устоявшимися традициями в коллективе. Многолетняя привычка работы достигает 100% у работников пенсионного возраста и 85% у машинистов. Как уже было описано ранее, машинисты – это сплоченная когорта людей, гордящихся своей профессией. Отмечается высокая потребность в общении с сослуживцами: 100% у молодых работников, что свидетельствует об их стремлении влиться в коллектив, работа в котором приносит им удовлетворение. Естественно это желание у пожилых людей – 100%; от 60 до 70% наблюдается у представителей всех профессиональных групп. Лишь 63% сотрудников с высшим образованием и 50% лиц пожилого возраста отмечают свою нужность людям. Первые, в большинстве своем, являются непосредственными руководителями для своих подчиненных и организуют их работу. Вторые - чаще всего наставники молодых рабочих или просто могут дать ценные советы, руководствуясь своим богатым профессиональным опытом.

Мотивы самоуважения значительны. У пожилых людей это характеризуется высокими показателями – 88% за счет полной заинтересованности в первых трех потребностях этой группы и 50%-ом ощущении самостоятельности в принятии решений. Полезными работниками коллектива, выполняющими необходимую работу, считают себя 62% машинистов, 73% рабочих и 71% ИТР. Половина молодых работников также считает себя как полезными членами коллектива, так и самостоятельными в принятии решений. По другим группам наиболее высокие показатели отмечаются у работников с высшим образование и ИТР, хотя у большей части сотрудников эти критерии совпадают. Вызывает удивление то обстоятельство, что лишь 38% машинистов считают себя компетентными в профессии, несмотря на то, что обладают специальным образованием (многие имеют и высшее образование) и постоянно проходят тренинги по различным возможным аварийным ситуациям. Такое отношение свидетельствует о высокой ответственности машинистов к своей работе. В то же время 54% машинистов обладают самостоятельностью в принятии решений. Это самый высокий показатель по всем группам респондентов.

Мотивы самовыражения развиты слабо. Это свидетельствует о том, что потребность в причастности к задачам и целям, стоящим перед предприятием, не является приоритетной. Наиболее высока потребность выражения себя через работу. Она достигает 50% у молодых работников и работников пенсионного возраста, 63% у лиц с высшим образованием и 71% у ИТР. Примечательно, что половина молодых работников считает работу наиважнейшим делом жизни.

Профессиональная атмосфера в электродепо благожелательная. Текучесть кадров низкая. Для большинства работников ничего не изменилось в связи со сменой экономического строя страны. Руководство электродепо проводит различные мероприятия по повышению заинтересованности в труде: проводящиеся соревнования, постоянно обновляемые фотографии на Доске почета повышают самоуважение работников. Руководству электродепо рекомендуется обратить внимание на положение ИТР и их высокую заинтересованность в материальном благосостоянии, а также их стремление к смене должностного статуса. Для этого следует изыскать средства для повышения должностных окладов и других форм материального стимулирования. Это поможет избежать перехода ИТР в другие подразделения метрополитена. Так же следует обратить внимание на молодых работников, чтобы они ощущали заботу со стороны руководства и трудового коллектива. Следовало бы обрисовать каждому вновь поступившему работнику молодого возраста наглядную картину возможного профессионального и должностного роста в случае положительных результатов их трудовой деятельности и хорошей трудовой дисциплины. Следовало бы также периодически направлять молодых работников на курсы повышения квалификации (возможно, на рабочем месте без отрыва от производства), рекомендовать поступление в учебные заведения, объяснив, что лица, совмещающие работу с обучением, имеют множество льгот, в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Все это позволит молодым работникам почувствовать свою профессиональную компетентность и нужность коллективу.

Практически у всех групп респондентов по всем критериям очень низкие мотивы самовыражения. Это обстоятельство показывает, что работников мало беспокоит своя причастность к решению задач, стоящих перед предприятием и метрополитеном. Для повышения этих мотивов следует прибегнуть к пропаганде (в лучшем смысле этого слова). Конечно, в период переходной экономики, бессмысленно просто призывать работников к более высокой производительности труда ради каких-либо мифических идей. Однако сочетание индивидуального подхода к отдельным работникам (возможно, с приглашением со стороны специалистов-психологов социального профиля), личный пример руководителей и материальное вознаграждение за высокие производственные показатели помогут работникам ощущать труд более важным элементов своей жизни.

Пример 2. Исследование мотивации труда на предприятиях малого бизнеса (усредненные показатели по нескольким предприятиям различных организационно-правовых форм).

Исследование, проведенное в ряде негосударственных предприятий полезно для сравнения двух видов экономических систем хозяйствования, действующих в период становления рыночной экономики в России. Основные мотивационные факторы остались такими же, как и при опросе на государственных предприятиях, но несколько видоизменились потребности, входящие в их состав. В группе мотивов безопасности отсутствуют гарантии пенсионного обеспечения и медицинского страхования, так как в большинстве случаев выплаты в сфере малого бизнеса производятся по схемам, дающим возможность уйти от уплаты налогов, так называемым «черным налом», и взносы в Пенсионный фонд, и Фонд обязательного медицинского страхования, входящие в состав Единого социального налога, не уплачиваются, а если и платятся, то со смехотворно малых сумм, как правило, не превышающих двух МРОТ. Остальные группы мотивов не претерпели изменений, кроме этого, в анкету включены приобретенные потребности высшего порядка: потребности власти, успеха и причастности к деятельности фирмы, так как именно в негосударственных предприятиях у людей есть возможность роста по вертикали, и эти потребности имеют для них важное значение.

Общая структура мотивации труда приведена на рисунке 8.

Доля материальных потребностей близка с данными, полученными на государственном предприятии, что свидетельствует о постоянной потребности человека в финансовых средствах независимо от величины его дохода. Потребности безопасности составляют 15%, что меньше, чем в государственных предприятиях, в связи с тем, что работники частных фирм больше думают о сегодняшнем дне. Карьера занимает 10% в общей структуре; этот показатель относительно невысок, судя по всему, по тем причинам, что люди думают о том, как им удержаться на своем месте, их устраивающем. Если же руководство фирмы считает нужным повысить кого-либо в должности или в окладе, то оно руководствуется на этот счет своими соображениями, и от конкретного работника мало что зависит, кроме добросовестного исполнения своих обязанностей. Высокое место занимают социальные потребности, что свидетельствует о высоком уровне корпоративного духа, царящего в обследуемых предприятиях. Потребности в самоуважении составляют 15%, потребности самовыражения 8%, потребности высшего порядка – 8%. Всего было опрошено 100 человек в трех фирмах. В группе материальных мотивов потребность постоянного получения заработной платы составляет 100% у всех категорий опрошенных работников. Это понятно, так как в организациях такого рода выплачивается заработная плата, на которую действительно можно жить, и люди заинтересованы в постоянном получении средств существования. Потребность в материальном стимулировании (другие вознаграждения и выплаты) не так важна, как постоянная зарплата, наиболее высокие показатели отмечаются у работников со статусом специалистов и у возрастной категории от 26 до 35 лет. Очевидно, эти две группы являются наиболее мобильными и принимают как благо любое материальное вознаграждение, необходимое для удовлетворения своих потребностей и содержания своих семей.

Среди мотивов безопасности основное место занимают гарантии занятости, максимальный показатель наблюдается у работников со средним образованием, понимающих всю шаткость своего положения, так как их место могут занять более высококвалифицированные специалисты. Сотрудники с высшим образованием более уверенны в своем положении (56%). Примерно такой же показатель у специалистов (60%). Управленческий персонал обеспокоен проблемой занятости на 72%, так как найти им замену всегда легче, чем специалистам, лишь вспомогательный персонал совершенно не волнует эта проблема (0%), очевидно они считают, что «рабочие руки» нужны всегда и везде. Все возрастные категории обеспокоены этой проблемой не менее чем на 50%. Потребности в обучении при поддержке фирмы испытывают 25% работников в возрасте от 36 до 45 лет и 20% специалистов, как наиболее активная часть коллектива, заботящаяся о своей профессиональной компетенции. Гарантии социального характера (отпуск) в большей степени беспокоят категорию специалистов и возрастную категорию от 26 до 35 лет, так как эти сотрудники работают с большей энергией, и им требуется отдых для более продуктивной дальнейшей работы.

В группе потребностей карьеры максимальные показатели в желании сменить должностной статус наблюдается у самых молодых работников (51%) и у работников со средним образованием (75%). Молодые работники нацелены на дальнейший карьерный рост, работники со средним образованием стремятся компенсировать недостаток высшего образования.

В группе социальных привязанностей можно отметить следующие потребности: половина опрошенных в возрасте от 26 до 35 лет выделяет многолетнюю привычку работы в коллективе, хотя, скорее всего, они проработали в фирме не более 10 лет; высокие показатели отмечаются в отношениях с сослуживцами по всем критериям опрошенных респондентов. Это свидетельствует о том, что организация является не только формальной, и ее сотрудники объединяются в единый монолит в целях решения общих задач, стоящих перед фирмой. Это то, чего так не хватает государственным предприятиям, ведь от решения общих задач фирмы зависит прибыль, которую фирма может получить, а, следовательно, и доходы его сотрудников. На государственных же предприятиях зарплата сотрудников не зависит от решения функциональных задач, руководство обязано по Трудовому Кодексу РФ платить зарплату своим сотрудникам. Ощущение своей нужности людям испытывают все сотрудники в возрасте от 46-60 лет, что свидетельствует об их стремлении быть незаменимыми на фирме, иначе их могут заменить более молодыми сотрудниками. Это требует большей отдачи и творческой активности.

Мотивы самоуважения свойственны в равной степени всем группам респондентов. Полезными работниками коллектива, выполняющими необходимую работу, считают себя 65% сотрудников по всем критериальным группам. В получении признания от окружающих можно отметить лишь 67% вспомогательного персонала (ведь к признанию можно отнести и простые слова «спасибо» и « пожалуйста»).

В мотивах самовыражения следует отметить потребность выразить себя через труд. Это показатель в размере 67% выявлен у работников возрастной категории 46-60 лет, а так же у вспомогательного персонала, и 50% у работников 36-45 лет и у специалистов. Однако максимальное вовлечение в процесс труда наблюдается в большинстве случаев лишь у четверти респондентов.

Потребности высшего порядка распределяются следующим образом. Потребность власти отмечена в максимальной степени лишь у четверти 36-45-летних сотрудников. Скорее всего, она нужна им не для проявления своей тирании, а для того, чтобы улучшить эффективную деятельность фирмы, в которой они работают. Потребность успеха испытывают 50% той же возрастной категории. Ведь успех в данном случае – это подтверждение результатов их продуктивной работы. Потребность в причастности к деятельности фирмы испытывает также 50% той же возрастной категории. Следовательно, эта возрастная категория – наиболее экономически активная часть общества.

Корреляционные зависимости мотивов трудовой деятельности от критериев опроса респондентов приведены на рисунках 9, 10, 11.

В зависимости от должностного статуса работников, у специалистов наблюдаются наиболее высокие материальные потребности, гарантии безопасности, социальные привязанности и самоуважение. Управленческому персоналу соответствуют максимальные показатели в карьере и потребностях высшего порядка, так как именно управленцы должны обладать властью, чтобы использовать ее на благо организации. Вспомогательный персонал обладает наименьшими потребностями безопасности и высшего порядка.

Выводы. Из приведенного анализа видно, что максимальными потребностями для работников негосударственных предприятий являются материальные потребности, стабильность, выражаемая в гарантиях занятости, социальные привязанности и потребности в самоуважении



3 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Книга первая. –М.: «Ось-89» 1997, стр.80.

2 Маслоу Абрахам Г. Мотивация и Личность; Изд. «Евразия» С.-Пб. 1999 г, стр.77-105 

3 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., «Основы Менеджмента», М.: Издательство «Дело», 1992, .с.371.

Предыдущая