КА  «Профессиональное тестирование»

С.А. Шапиро
Социально-экономические аспекты трудовой деятельности
Монография. М.: ИД «АТИСО», 2011, 254 с.

Предыдущая

Раздел 2. Экономико-управленческие аспекты трудовой деятельности

Глава 3. Сущность безработицы как базового элемента рынка труда

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не обеспечена работой или не занята в общественном производстве. Такое явление возможно в случае превышения предложения рабочей силы над спросом на нее.

К безработным людям относят лиц старше 16 лет, которые в рассматриваемый период не имели работы (занятия, приносящего доход), занимались поисками работы, обращаясь в государственные и коммерческие службы занятости и были готовы приступить к работе.

К безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших прежнюю работу, и предпринимающих попытки найти новую, более их устраивающую.

Структура безработицы включает следующие основные причины потери работы: уволенные работники, добровольно оставившие работу, пришедшие на рынок труда после перерыва в работе, впервые пришедшие на рынок труда.

В экономической теории доминирует точка зрения, что безработица - явление, отражающее экономическую целесообразность использования трудовых ресурсов, в зависимости от фазы экономического цикла, в которой находится экономика страны.

Известны следующие типы безработицы.

Структурная - безработица, вызванная несоответствием структур спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям.

Фрикционная безработица - это явление, связанное главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу. Следовательно, фрикционная безработица включает в себя еще и сезонную безработицу.

Циклическая безработица отражает состояние экономики страны и превышение предложения над спросом рабочей силы в период экономического спада или депрессии.

Естественный уровень безработицы, существующий даже при полной занятости, предполагает наличие фрикционной и структурной безработицы, но отсутствие циклической. При этом полная занятость вовсе не означает 100%-ной занятости рабочей силы и отсутствие безработицы.

Другими формами безработицы, связанными с ее продолжительностью, вынужденным характером, и другими факторами является частичная безработица, когда работники вынуждены работать неполный рабочий день или неделю в виду отсутствия работы; скрытая безработица - существующая в обществе нерациональная, неэффективная занятость. Застойная безработица - концентрация безработных среди определенных категорий рабочей силы в течение длительного периода времени. Технологическая безработица связана с вытеснением из производства живого труда под влиянием научно-технического прогресса.

В развитых странах естественный уровень безработицы не превышает 5-6%, в России на 2008 год около 7%.

На динамику безработицы влияют экономическая и социальная политика государства, демографические факторы, изменения в структуре экономики, состояние внешней торговли и вывоз капитала, позиции и активность профсоюзов.

Но масштабы безработицы отражаются статистическими официальными данными, которые не отражают истинного положения вещей в сфере занятости, особенно в России. Эти данные с одной стороны не учитывает лиц, так или иначе, задействованных в частичной или скрытой безработице, а их число может быть достаточно большим. Несовершенны и методы учета лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В России на сегодня преобладает так называемая "синеворотничковая" безработица, т.е. среди технических работников. Около 52% безработных - рабочие, 15,6% - руководители различных уровней, 32,4% - специалисты, в том числе более 12% - с высшим образованием.[33]

В то же время не следует преувеличивать масштабы безработицы, так многие люди, не доверяя государству, в том числе и в части политики занятости, находит себе самостоятельное доходное занятие, причем отнюдь не всегда официальное. Это сфера так называемой "теневой" занятости, не учитываемой официальной статистикой.

Сюда относится "челноки", осуществляющие экспортно-импортные операции, лица занятые неофициальной (без патента) розничной торговлей, сотрудники незарегистрированных охранных структур ("братва"), люди, занимающиеся нелегальным бизнесом (распространением наркотиков, порнографической продукции, проституцией) и, разумеется, просто криминальные структуры. Помимо этого существует достаточно много легальных видов деятельности, таких как консультационные услуги, медицинская частная практика, репетиторство, ремонт и строительство жилья, ремонт автомобилей и бытовой техники и многие другие, с доходов от которых, осуществляющие их лица, как правило, не платят налогов. Все эти вместе взятые виды деятельности обеспечивают регулярную и нерегулярную занятость многих сотен тысяч, а может и миллионов человек, не склонных к социальному иждивенчеству, а пытающихся найти самостоятельное занятие. Эта занятость корректирует существующие показатели безработицы. Подтвердим это конкретными статистическими данными Госкомстата, рассчитанными по методике Международной организации труда (МОТ).[34]

Таблица 2.1

Численность безработных в тыс. чел.

Безработные

1992 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2005 г.

2008 г.

Всего

3877

9094

6999

6303

5208

5289

В т.ч. Мужчины

2026

4801

3781

3411

2801

2901

В т.ч. Женщины

1851

4293

3219

2893

2407

2388

В принципе картина ясна. Конечно, уровень безработицы вырос по сравнению с 1992 годом, т.е. годом, с которого реально начался период переходной экономики России. С тех пор, разумеется, уровень промышленного производства в стране снизился, так как изменились пропорции в структуре народного хозяйства. Практически перестали функционировать многие предприятия военно-промышленного комплекса, тяжелой промышленности и т.д. А быстрорастущая сфера услуг не может еще предоставить достаточного количества рабочих мест для всех желающих работать. 1999 год – это период спада в экономике после августовского кризиса 1998 года и большое количество безработных на данной фазе экономического цикла – нормальное явление. А дальше наблюдается тенденция к снижению числа безработных и так происходило до нового экономического кризиса, наступившего в 2008 году. Численность экономически активного населения в стране составляла 75524 тыс. человек в 2009 году. По сравнению с ними число безработных 6162 тыс. человек составляет 8,1%, что и подтверждает вышеописанное.

          Аспекты государственного регулирования рынка труда

Несмотря на то, что рынок труда является саморегулирующимся, он, тем не менее, поддается регулированию с помощью механизма управления занятостью, основную роль в котором играет государственная политика. При этом регуляторами здесь выступают не только микро и макроэкономические факторы, но и социальные и социально-психологические обстоятельства. Поэтому регулирование занятости и безработицы, только путем изменения стоимости рабочей силы – в виде заработной платы является неправильным. Развитие дальнейших рыночных реформ в нашей стране должно быть непосредственно связано с государственной политикой регулирования рынка труда.

В силу социальной важности рынок труда должен функционировать эффективно, поэтому он нуждается в квалифицированном государственном регулировании. В России такая задача обеспечения занятости является одной из важнейших в сфере социального реформирования, так как страна стремится быть причисленной к странам с социально-ориентированной рыночной экономикой.

Государство может проводить на рынке труда политику двух типов – пассивную и активную. Пассивная политика ограничивается регистрацией лиц, ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. Именно такая политика, как это будет показано в дальнейшем и проводится на сегодняшний день в РФ.

Активная политика государства на рынке труда в гораздо большей степени отвечает жизни населения в условиях рыночной экономики. Ее цель заключается в том, что человек должен повышать свою конкурентоспособность в борьбе за то, чтобы иметь свое место на рынке труда, чтобы вовремя занять его, а для этого ему необходимо пройти обучение, переподготовку, ощущать содействие государства в самостоятельном трудоустройстве, занятии индивидуальной трудовой деятельностью, иметь возможность обращаться за профессиональным консультированием, прохождением психологических тренингов, позволяющих лучше ориентироваться в конкурентной борьбе за занятие вакантных мест. Таким образом, при проведении в жизнь активной политики государство является партнером, как работника, стремящегося самостоятельно зарабатывать средства для своей семьи, что является социальным долгом каждого человека перед своими близкими, так и предпринимателя, являющегося потенциальным работодателем. Партнерство государства выражается в посредничестве между этими двумя субъектами рынка, предоставляющего одному возможность занятости, а другому, возможность заполнения вакансий. При этом государство может и само выступать работодателем, создающим рабочие места, путем государственного предпринимательства, устройством общественных работ, привлечением на государственную службу и т.д.

          В современных российских условиях необходим переход от пассивной политики государства на рынке труда, проводимой в настоящее время  к внедрению в жизнь элементов активной политики регулирования занятости.

          При проведении активной политики на рынке труда необходимо учитывать возрастно-половую структуру занятых, незанятых и безработных граждан, средний возраст людей, составляющих трудовой потенциал данной отрасли, уровень его квалификации, доход семьи, получаемой от работы по найму, самостоятельной занятости, индивидуальной трудовой деятельности, а также развитие и эффективность трудовых институтов (организаций предпринимателей, трудящихся, профсоюзов), обеспечение защиты трудящихся и социального страхования. Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффективных методов ее регулирования.

Существуют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделение государственных средств на пособия по безработице.

Основными целями государственного регулирования рынка труда является наиболее быстрое вовлечение безработных в процесс трудовой деятельности, предоставление рабочих мест каждому желающему и стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников в экономике труда. Основными направлениями этой деятельности  являются социальная поддержка незанятых граждан, развитие гибкого рынка труда путем его правового обеспечения, а также трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров. 

Одновременно с этим существует косвенное регулирование рынка рабочей силы. Мерами такого рода являются налоговая, денежно-кредитная политика и амортизационная политика правительства, способствующая увеличению деловой активности и привлечения работников на предприятия, в силу возрастающего объема производства. Данные меры одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через экономическую конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда должно представлять собой комплекс экономических, административных, социальных, законодательных и организационных мер.

Источниками финансирования государственных мер регулирования рынка труда являются средства госбюджета, внебюджетные средства, средства Фонда занятости, средства коммерческих организаций.

          Проблемы трудоустройства в рыночной экономике

Для того чтобы решить проблемы трудоустройства населения существует целая система государственных и коммерческих организаций, под распространенным названием "биржи труда", которые в России носят название Центры занятости населения. К ним относятся службы занятости, службы трудоустройства, службы содействия найму, кадровые и рекрутинговые агентства. Все они являются важными структурами рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, выполняющие посреднические функции между работодателями и работниками по найму в подборе кадров в соответствии со специальностью и квалификацией, а также спросом и предложением рабочей силы.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются следующие функции:

1. регистрация безработных;

2. регистрация вакантных мест;

3. трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;

4. изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;

5. тестирование лиц, желающих получить работу;

6. профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;

7. выплата пособий по безработице.

В современных условиях большинство граждан в развитых странах и в России трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

В Законодательстве большинства стран содержатся основные условия получения пособия по безработице. В США максимальный срок получения составляет 26 недель, иногда может быть продлен еще на 13 недель. Среднее по различным штатам пособие в неделю по США составляло $200 в 1998 году.

В России законодательное регулирование безработицы и занятости осуществляется в соответствии с Законом РФ №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г., и  внесенными в него изменениями (посл. редакция №367-ФЗ от 27.12.2009) а также Трудовым кодексом РФ.

В соответствии с законодательством  центр занятости, зарегистрировавший безработного, обязан в течение 10 дней со дня обращения предложить ему два варианта получения подходящей работы, а впервые ищущему работу два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности. В случае невозможности предоставления подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку по направлению службы занятости.

Решение о признании граждан безработными принимается не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. Лица, отказавшиеся от двух предложенных вариантов работы или двух вариантов повышения квалификации (впервые ищущие работу) безработными не признаются.

Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Лицам, уволенным с работы по любой причине, но работавшим до этого не менее трех месяцев на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев - 60%, в дальнейшем - 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимального размера заработной платы, установленных законодательством РФ, увеличенных на размер районного коэффициента.

Лицам, уволенным с работы по любым основаниям, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы, пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы.

Гражданам, впервые ищущим работу или стремящимся восстановить трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года) пособие выплачивается только в размере минимальной заработной платы.

Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать 12 календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной переподготовки с выплатой стипендии или назначения пенсии.

На сегодняшний день государственные методы регулирования рынка труда являются не эффективными. Это связано с тем, что органы, занимающиеся регулированием занятости, не могут в законодательном порядке принудить большинство предприятий различных форм собственности брать на работу людей, которых они присылают после прохождения обучения. При этом на обучение незанятых граждан и на выплату им пособий по безработице расходуются значительные средства налогоплательщиков.

 Сложность заключается еще и в том, что в крупных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург и другие города с многомиллионным населением, а также в отдаленных регионах, нет единой базы учета и контроля за тем, где в настоящий момент работают граждане. При этом службы занятости, сотрудничают с налоговыми инспекциями и пенсионными фондами, в целях проверки дохода граждан, претендующих на получение выплат по безработице,  но этого явно недостаточно. И этим пользуются недобросовестные лица, склонные к мошенничеству. Поэтому можно предположить, что наряду с выполнением функции социальной поддержки неработающего населения, организация выплаты пособий по безработице способствует еще большему развитию социального иждивенчества, оставшегося с советских времен.

В связи с этим мы считаем необходимым создание локальных (в рамках региона) базы данных хотя бы выпускников школ и колледжей, т.е. лиц, впервые вступивших на рынок труда, по которой представители различных ведомств, в том числе и фондов занятости, военкоматов, органов внутренних дел, могли бы отслеживать занятость жителей данного региона на определенный период, в том числе и  молодых людей, то ситуации, приводящие к нецелевому использованию финансовых средств были бы затруднены. При этом необходимо в законодательном порядке определить, что любые предприятия или ВУЗы, принимающие на работу (учебу) таких лиц, военкоматы, призывающие молодых людей на военную службу должны подавать на них сведения в территориальный фонд занятости, а тот уже в свою очередь рассылать эти сведения по фондам, находящимся по месту регистрации данных лиц. Собственно говоря, такая система действует в налогообложении. Предприятия подают декларацию о начислении и уплате НДФЛ на своих работников за прошедший год в налоговую инспекцию, к которой предприятие относится по месту нахождения своего юридического адреса, а те уже в свою очередь, рассылают эти сведения по инспекциям, относящимся к месту регистрации работника. Такую же систему учета и контроля занятости необходимо ввести и в данной сфере, причем в перспективе, не только молодых людей, а всех лиц трудоспособного возраста. В советское время в каждом районе существовали бюро по трудоустройству, которые отслеживали перемещения работников и выдавали справки для работодателя. Т.е. человек, уволившись по собственному желанию, или по какой-либо другой причине, с одного места работы, даже если он не нуждался в том чтобы ему подыскали место работы, а шел на какое-то конкретное предприятие, должен был придти в районное бюро по трудоустройству и показать, что он уволился из одного предприятия, а сейчас идет работать на другое. Бюро по трудоустройству выдавало ему направление на работу. Конечно, в то время не могло идти и речи о единой базе данных, но, тем не менее, сведения о месте работы и перемещениях работника были. При этом следует, отметить, что поскольку официальной безработицы в СССР не было и, следовательно, никому не выплачивались пособия по безработице, то проблема расходования государственных средств не стояла так остро. Параллельно с этим необходимо обязать предприятия-работодателей, подающих заявки на имеющиеся у них вакансии, в законодательном порядке принимать на работу лиц, присылаемых фондом занятости, так как по сути дела это другая сторона медали – предприятия делают вид, что сотрудничают с органами, осуществляющими регулирование занятости, получают от них какие-либо льготы, и при этом не выполняют своих обязательств.

Такая ситуация должна быть в корне переломлена, иначе говорить о повышении эффективности экономики труда невозможно.



[33] http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_36/IssWWW.exe/Stg/d1/01-55.htm

[34] http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_36/IssWWW.exe/Stg/d1/01-52.htm.

Предыдущая