КА  «Профессиональное тестирование»

С.А. Шапиро
Социально-экономические аспекты трудовой деятельности
Монография. М.: ИД «АТИСО», 2011, 254 с.

Предыдущая

Раздел 2. Экономико-управленческие аспекты трудовой деятельности

Глава 7. Отчуждение человеческого труда

В любом обществе существует эксплуатация человеческого труда, проявляющаяся в той или иной форме. Основная форма эксплуатации складывалась в деятельности людей по поводу производства материальных благ в процессе труда. Она построена на той или иной форме присвоения прибавочного труда, т.е. труда избыточного, направленного не только на удовлетворение элементарных физиологических потребностей организма. Такой труд стал появляться при выходе общества из первобытного состояния, когда товарный обмен становится не эпизодическим, а постоянным феноменом. В определенном смысле слова размер и масштабы прибавочного труда, характеризуют прогресс общества, ибо только он позволил создать элементы материальной и духовной цивилизации. На предшествующих этапах развития человеческого общества преобладала преамбула «Человек - раб своего желудка», т.е. в общества господствовала самоэксплуатация человека, ради осуществления основных физиологических потребностей.

С развитием человеческой цивилизации и товарного обмена, постепенного нарастания рыночных отношений, происходило расширение производства и появление новых общественных отношений. При рабовладельческом и феодальном строе господствовала эксплуатация человека человеком, классическая форма эксплуатации, однако без нее не было бы современных общественных отношений.

Уже в ХIХ веке, эта форма эксплуатации стала вытесняться другой - эксплуатацией человека не другим человеком, а государством и обществом. Государственный монополизм и опирающаяся на него мощная система бюрократического аппарата, становятся основным эксплуататором миллионов людей, отчуждая их от собственности и от власти. Разрешение этого противоречия возможно двумя основными путями: во-первых, созданием мощной системы социальных гарантий, пособий, выплат, льгот с ростом "среднего класса", владеющего собственностью, либо путь, по которому в ХХ веке шли страны, пытавшиеся воплотить в жизнь идеалы социализма. Первый путь, это путь стран с социально-ориентированной рыночной экономикой, по которому стремится идти сегодняшняя Россия. В обществе существует сравнительно небольшая группа крупных собственников, равно как и беднейший слой населения, но основная масса людей находится в "золотой середине". Многие из этих людей имеют недвижимое имущество, являются акционерами различных компаний.

За счет налогов, взимаемых с этой массы людей, государство осуществляет не только общенациональные проекты, но и оказывает помощь бедным, больным, беженцам, безработным, пенсионерам и другим малоимущим слоям населения. Выплата социальных трансфертов, осуществляется за счет перераспределения налогов, составляющих основную часть дохода государственного бюджета страны, и выделяется в составе правительственных расходов. Далеко не всегда при этом складывается "общество всеобщего благоденствия", но такая форма общественного устройства в основном гарантирует соблюдение прав человека, имеет разветленную систему государственных гарантий и общественной помощи, осуществляемой, например, профсоюзами в случае ее необходимости.

В современной России можно выделить два вида налогов, напрямую отчуждающих продукты труда созданных человеком. В первую очередь - это налог на доходы физических лиц, т.е. вид прямого налога, объектом обложения которым является доход работника. В большинстве случаев доходом работника является его заработная плата, т.е. стоимость его труда, полученная от продажи своей рабочей силы. При этом налоговым агентом государства, т.е. субъектом, начисляющим и перечисляющим налог в бюджет является работодатель - организация, предприятие, фирма, а не сам работник. Налог на доходы или подоходный налог, как это было принято раньше, обычно является пропорционально-прогрессивным налогом, т.е. налоговая ставка растет, по мере достижения дохода (зарплаты) работника, определенных этапов совокупным итогом с начала календарного года. До введения Налогового кодекса РФ в 2001 году, подоходный налог действовал по ставкам, приведенным в таблице 2.3.

Таблица 2.4.

Ставки подоходного налога, действовавшие в 2000 году.

 Размер, облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году

                         Ставка налога

До 50 000 руб.

От 50 001 руб. до 150 000 руб.

От 150 001 руб. и выше

12 процентов

6 000 руб. + 20 процентов с суммы, превышающей 50 000 руб.

26 000 рублей + 30 процентов с суммы, превышающей 150 000 руб.

В настоящее время предусмотрена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13%, распространяющаяся на трудовые доходы. Однако на доходы от выигрышей по лотереям и прочим призам, не являющихся трудовыми доходами в прямом понимании этого слова, ставка налога составляет 35%, а по дивидендам, выплачиваемым за долевое участие в деятельности предприятия – 6%.

В современном российском обществе постоянно идет дискуссия  на тему необходимости возврата к пропорционально-прогрессивной форме налога на доходы физических лиц.

Еще одной формой отчуждения трудовых доходов, но уже не всех работников, а непосредственно предпринимателей, является налог на прибыль предприятий, организаций. Налог взимается с дохода предприятий, от реализации своей деятельности. Однако в состав выручки входят многие компоненты, и в том числе, заработная плата работников, составляющая до 70% себестоимости продукции, а также понятие "предпринимательские способности", т.е. непосредственный труд предпринимателей, создавших дело, организовавших процесс производства и вложивших свой личный капитал, кроме этого именно предприниматель, как никто другой несет ответственность за риск от неудачи своего предприятия.

Для того чтобы иметь чистую прибыль, т.е. награду за свою деятельность, которую предприниматель может направить по своему усмотрению в различные фонды, инвестиции, а также на выплату дивидендов своим акционерам, он должен начислить и перечислить в бюджет налог в размере 24% (по НК РФ 2001 г.) До этого момента, налог на прибыль составлял в России 35%. Следует отметить, что с начисленных и полученных дивидендов предприниматель должен начислить и заплатить уже упомянутый налог на доходы физических лиц, таким образом, в отношении дивидендов государство проводит политику двойного налогообложения.

В виде еще одного налога (его также называют «квази-налогом») можно считать взносы, уплачиваемые предприятием во внебюджетные фонды – Пенсионный Фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования. В период с 2001 по 2010 год совокупность данных взносов именовалась Единым социальным налогом, который начислялся на фонд оплаты труда любого работника.  В настоящее время его сущность, несмотря на отмену понятия «налог» и соответственно адресности получения его бюджетом осталась прежней. Ставки налогов и их распределение определялись статьей 241 НК РФ.

Обычный размер ставки — для наемного работника, имеющего годовой доход менее 280 тыс. руб. — составляла 26 %. Типичный пример распределения этих денег для такого работника выглядит так:

-  Пенсионный фонд Российской Федерации — 20 %

-  Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9 %

-  Фонды обязательного медицинского страхования — 3,1 %

Итого: 26 %

Все указанные проценты относятся к заработной плате до вычитания из нее налога на доходы физических лиц.

ЕСН считался не пропорционально-прогрессивным, а пропорционально-регрессивным налогом, т.е. чем выше база для начисления налога (она рассчитывается для каждого сотрудника нарастающим итогом с января каждого года), тем ниже ставки отчислений. Сетка ставок для каждого предела, действовавшая до конца 2010 года приведена в таблице 2.4. [46]

                                                                                                Таблица 2.5.

Шкала ставок Единого социального налога

Направление отчисления

1-ый предел (0-280 000 руб. включительно)

2-ой предел (280 000-600 000 руб. включительно)

3-ий предел (более 600 000 руб.)

ФБ

6%

2,4%

2%

ПФР

14%

5,5%

0%

ТФОМС

2%

0,5%

0%

ФФОМС

1,1%

0,6%

0%

ФСС

2,9%

1%

0%

С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда — ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхования). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Именно за счет средств этих фондов, осуществляется выплата пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, бесплатного медицинского обслуживания. Таким образом, этот налог или «квази-налог», являясь по сути целевым, поступает на социальные нужды и способствует превращению экономики страны, в социально-ориентированную рыночную экономику.

Однако есть и другая сторона проблемы.

Единый социальный налог («квази-налог») является антистимулом к росту производительности труда, так как работодатель, вынужденный отчислять 26% (до 1 января 2005 года ставка налога составляла 35%, а с 1 января 2011 года – размер совокупных взносов возрастет до 34%) от зарплаты работника в бюджет не стремится повышать работнику легальную заработную плату, так как в этом случае он должен будет заплатить еще больше, а так как данный налог включается в себестоимость продукции и соответственно увеличивает ее цену, то работодатель начнет проигрывать в конкурентной борьбе на своем сегменте рынка. Если же он повышает работнику зарплату теневым способом, так называемым "черным налом", то работник не может в полной мере воспользоваться плодами своего труда, для удовлетворения всех своих насущных потребностей. Это обстоятельство связано с тем, что вступает в действие контрольная функция налогообложения, когда фискальные органы начинают проверять доходы граждан, и покупка автомобиля иностранного производства, стоимостью от $10000 легальным способом может вызвать у человека серьезные проблемы, вплоть до уголовного преследования. Кроме этого многие иностранные государства, которые борются с отмыванием "грязных денег" в своих странах требуют от желающих поехать туда даже по туристической путевке, декларации своих официальных доходов, и в случае несоответствия представленной суммы, установленным в стране требованиям, могут не выдать визу на въезд в страну, запрашивающему ее человеку. Проблемы того же характера возникают и при желании работников оформить кредит в банке для приобретения дорогостоящих покупок, например, для оформления жилищного строительства.

Также, то обстоятельство, что официальные доходы большинства работающих в малом бизнесе людей малы, обычно они не превышают установленного законом МРОТ, или превышают, но не более чем в 2 - 2,5 раза и, следовательно, отчисления в пенсионный фонд, также крайне малы. Выходящий на пенсию человек не может получать достойную трудовую пенсию, как это принято в других развитых странах.

В странах, шедших по пути социалистического строительства, например, бывшем СССР, экономическая модель основывалась на сверхэксплуатации, которой подвергались со стороны государства миллионы людей, плоды труда которых отчуждались в пользу государства ("общий котел", "закрома Родины" и т.д.). Государство затем перераспределяло эти фонды через систему социального обеспечения, дотаций нерентабельным предприятиям, искусственно заниженные цены на ряд товаров и услуг, приводившие к скрытой инфляции и тотальному товарному дефициту на товары массового спроса. Внешне все это выглядело достаточно справедливо и гуманно, пока хватало природных ресурсов и резервов в окружающей среде, а трудовая этика стимулов к труду, поддерживаемая официальной пропагандой еще действовала, и такие страны могли развиваться по экстенсивному пути.

Вместе с тем набирали силу такие критерии распределения как должностной (для номенклатуры), имущественный (теневая экономика), семейный (семейные кланы) и государство не могло осуществлять справедливый контроль за мерой труда и мерой потребления, провозглашенных принципами социализма. В результате резкое падение стимулов к труду и «уравниловка» в оплате привели к закономерному финалу. Вера миллионов людей в то, что "власть должна кормить страну" привела к массовому социальному иждивенчеству и эксплуатации общества человеком. Миллионы людей оказались отчужденными от собственности и власти, а их роль сводилась к функции "винтика" в государственной машине. Исторический опыт показывает, что попытка преодолеть эксплуатацию свойственную капитализму, таким путем приводит к еще более примитивной, архаичной и тем самым антигуманной форме эксплуатации человека и отчуждения плодов его труда.



[46] http://audit-it.ru/limits/nrm_esn.php#k2

Предыдущая