КА  «Профессиональное тестирование»

С.А. Шапиро
Социально-экономические аспекты трудовой деятельности
Монография. М.: ИД «АТИСО», 2011, 254 с.

Предыдущая

Раздел 4. Социально-психологические аспекты трудовой деятельности

Глава 4. Социальное прогнозирование трудовых аспектов в XXI веке

Закончилось первое десятилетие XXI века. Трудовая деятельность  продолжается, и приобретает все новые  формы, с учетом глобальной компьютеризации общественной жизни. Вместе с тем, какие еще формы примет труд в связи с дальнейшим развитием человеческой цивилизации предсказать сложно. В данной работе мы рассмотрели эволюцию человеческого труда от первобытных методов до современных технологий, господствующих в начале 21-го века.  Можно спрогнозировать, что в условиях поступательного развития человеческой цивилизации, в условиях мира и сотрудничества между народами всех стран трудовые усилия человека будут приносить процветание всем живущим на земле. Для этого требуется объединение материальных и финансовых ресурсов разных стран, интеллектуального потенциала мирового сообщества. Уже сейчас процессы объединения разных стран способствуют созданию тенденций всеобщего развития. Примерами такого сотрудничества могут служить Шенгенское соглашение европейских стран, создание единой общеевропейской денежной валюты, Всемирная торговая организация, в которую собирается вступать Россия, транснациональные корпорации, объединяющие производственные и человеческие ресурсы различных стран мира.

Проблемы, стоящие перед мировым сообществом на современном этапе настоятельно требуют объединения человеческих ресурсов и трудового потенциала всех стран. Таковыми являются экологические проблемы, а также истощение природных ресурсов, так по прогнозам ученых, запасов нефти на земле, являющихся основным видом топлива осталось лишь на 50 лет, и, следовательно, необходимо изобретение новых источников энергии. Человечеству угрожают смертельные болезни, такие как, онкологические заболевания, СПИД, или непонятные пока науке заболевания эпидемиями или мутациями вирусов гриппа, которыми каждый год общество  пугают средства массовой информации. На протяжении последних нескольких лет, появлялись и исчезали сведения о смертности от таких заболеваний, как атипичная пневмония, коровье бешенство, птичий грипп. Могут появиться и какие-либо другие неизвестные современной медицине болезни. Способов победить их полностью человечество пока не знает. Справиться с ними можно только сообща, объединив труды и достижения врачей и ученых всех стран, чему должна способствовать открытость информации, любые попытки отдельных государств отгородиться от остального мира «железным занавесом» обречены на провал и несут гибель, населяющим государства гражданам.

На протяжении второй половины 20-го века писатели-фантасты разных стран мира создавали произведения, в которых рисовали картины объединенной в одно государство планеты Земля с единым мировым правительством, и вступающей в межпланетные и межгалактические контакты с братьями по разуму различных форм жизни. Обладая мощными космическими кораблями – звездолетами, способными передвигаться со скоростью, превышающую скорость света и люди, и инопланетные существа обмениваются визитами и продукцией произведенной трудом обитателей космоса.

Такая картина в реалиях технического прогресса  в 21 веке не кажется столь уж фантастической. Через 100-200 лет такие контакты могут быть вполне возможными. Правда, может получиться и так, что инопланетные пришельцы окажутся намного сильнее технически и интеллектуально, и навяжут жителям Земли свою волю.  Такой поворот событий  зависит от многих  обстоятельств, в первую очередь, конечно, от внешних по отношению к Земле факторов, т.е. неизвестных нам возможностей развития инопланетных цивилизаций и ресурсов, которыми они обладают. Но есть факторы, зависящие от нас самих, от того, как протекает жизнь на нашей планете. Направленный на созидание человеческий труд приведет к объединению людей, а разрушительный труд к раздробленности и возможности поглотить нашу маленькую, по сравнению с масштабами вселенной, планету. И к такому развитию событий тоже есть вполне реальные основания. Непрекращающиеся войны между представителями Востока и Запада, между приверженцами различных религиозных верований, могут отбросить нас на тысячу лет назад, во времена крестовых походов. А стремление некоторых мировых держав разобраться с непонравившимися им правителями лишь силою оружия массового уничтожения могут привести к глобальной мировой катастрофе – Третьей мировой войне, с использованием тех средств и методов ведения военных действий, которые имеются в арсенале стран-участниц, в том числе и ядерного оружия. А в такой войне победителей, скорее всего не будет. В восьмидесятые годы ХХ века, в период нарастания гонки вооружений между СССР и США, в моде была так называемая «теория ядерной зимы», которая трактовала, что после ядерной войны наступит похолодание, подобное погубившему динозавров и большинство человеческой цивилизации погибнет, а оставшаяся часть уйдет в пещеры глубоко под землю и, следовательно, будет вынуждена существовать, добывая необходимые блага первобытными методами труда. Человеческая цивилизация развивается по спирали, но в данном случае движение по спирали направлено в обратную сторону. Тогда это тоже казалось выдумкой на грани фантастического романа, а сейчас сравнительно недалеко от реальности.

При этом следует помнить, что такой печальный финал тоже продукт результативного труда, по созданию нового страшного оружия и его успешному применению. Этот труд является симбиозом сотрудничества миллионов людей в каждой стране, талантливых ученых, способных военных и огромного количества обычных людей, рабочих, инженеров, управленцев, трудящихся на заводах военно-промышленных комплексов для решения своих повседневных задач и целей. Большинство людей, которое хочет прокормить свои семьи, не думает о том, какой страшный результат, в том числе для них самих может принести их труд. Но об этом должны думать и помнить те, кому мы доверяем управлять нашими странами, кого мы выбираем на всенародных  демократических выборах.

Развитие научно-технического прогресса, новых технологий, всеобщей компьютеризации и всемирной сети Интернет, максимально облегчая человеческий труд, приводит к тому, что люди перестают мыслить, считая, что компьютер сделает за них их работу. Разумеется, писать на «компьютере» легче и быстрее, чем на печатной машинке, не говоря уже о написании текста от руки. Но уже сейчас есть компьютерные программы, где не требуется набирать текст на клавиатуре, а достаточно проговаривать его в микрофон и «компьютер» будет сам распознавать его и превращать в необходимый документ. А с появлением широко описываемого в научно-фантастической литературе электронного мозга или электронного интеллекта, человеческий труд вообще может принять виртуальные формы. Самое страшное, в том, что люди могут разучиться мыслить. Автор, являясь профессиональным преподавателем, работавшим в ряде московских вузов, и видит это практически каждый жень. Например, курсовые работы студентов, являющиеся по своему замыслу этапом самостоятельной работы, частично работы научной становятся плагиатом чужих мыслей, которых много в Интернете, в виде уже готовых рефератов. Более добросовестные студенты еще как-то пытаются объединить мысли из разных рефератов, чтобы придать им какое-то подобие авторской работы, но большинство придерживается правила полного заимствования чужого печатного слова, даже не считая нужным дать ссылку на источник информации. С учетом того, что сегодняшние студенты это трудовой и интеллектуальный потенциал будущего, такое положение вещей не может вселять надежду.

Нельзя обойти стороной и перспективы преподавательского труда, связанного с процессом обучения в ВУЗах. В настоящее время активно развивается система дистанционного обучения студентов, заключающаяся в том, что преподаватель и студенты сидят в разных местах за экраном компьютера, возможно, что и у себя дома и общаются через электронные сети, посылая ответы на вопросы, задания и т.д. Это также одно из проявлений всеобщей компьютеризации и научно-технического прогресса.

В этом процессе есть как свои плюсы, так и минусы. Процесс дистанционного обучения, позволяет людям, которые хотят получить и знания, и диплом о высшем образовании, но, в то же время сильно заняты на работе или находятся в удалении от места получения образования, например, в другой стране, учиться, общаясь с квалифицированными преподавателями через Интернет. При этом от таких студентов требуется соблюдение высокого уровня учебной дисциплины, чтобы успеть пройти достаточно сложные предметы за ограниченный промежуток времени (учебный семестр или учебный год). Автор, создавший программы дистанционного обучения в нескольких московских вузах и руководивший процессом обучения, может подчеркнуть достоинства таких методов обучения.

Однако есть и объективные минусы, которые при данной форме обучения практически невозможно изменить.

Они состоят в том, что преподаватель воздействует на студентов не только словом, т.е. материалом изучаемого предмета, но и педагогическими способностями. Цель преподавателя, не только объяснить суть изучаемой дисциплины, а заинтересовать студентов в ее изучении, показать, что предмет является важным и нужным для них элементом, системы высшего образования. А этого можно достигнуть только при живом человеческом общении, так как студенты должны спорить, высказывать мнения, обсуждать поставленные проблемы, и каждый член студенческого сообщества должен воспринимать их не только зрением на экране монитора, но и слухом, так как слова несут в себе эмоциональное восприятие. Кроме слов должны применяться и различные невербальные методы доведения мыслей до слушателей, например жесты, создаваемые движением рук. В то же время студенческая группа, это единый трудовой коллектив, который в течение пяти-шести лет должен быть сплочен единой потребностью познания, и социальные привязанности, образующиеся в таком коллективе, являются важным мотивационным фактором трудового процесса получения знаний. Конечно, в процессе дистанционного обучения, также можно найти способы общения студентов и преподавателей, в виде проведения видеоконференций, а также демонстрации видеозаписей лекций преподавателя, общения в чатах и с помощью программы ICQ.

Но все же, если есть возможность получать знания в реальном режиме времени, т.е. посещать лекции и семинары, участвовать в групповом обсуждении поставленных задач, то лучше поступать таким образом. Коллективное обучение, за редкими исключениями, всегда дает больше возможностей для получения объективных знаний, чем индивидуальное.

Таким образом, научно-технический прогресс, находясь на службе человека, и призванный облегчать человеческий труд, может стать хозяином положения, посредством умных машин – роботов, облегчать труд которых должны будут люди.

Однако, такая картина развития событий возможна в постиндустриальном обществе, возможно в США. А вот  будет-ли так развиваться труд в развивающихся технически отсталых странах Африки, обладающих лишь определенными природными ресурсами? Ведь они могут стать сырьевыми придатками индустриальных держав, какими они уже были сто лет назад, когда существовала колониальная система мира.

Не совсем ясны перспективы развития трудовой деятельности в нашей стране.  Разумеется, мы верим и надеемся, что, так же как и во всем развитом мире, как в странах с социально ориентированной рыночной экономикой. Но вера и надежда не должны лишать способности разумного мышления.

 Поэтому обо всех недостатках, которые есть у нашего многонационального российского народа, в системе управления нашей страной, всю ту техническую и экономическую отсталость, которая наблюдается в жизни общества, надо выявлять, и говорить о них открыто, чтобы довести их до сознания каждого гражданина. Не случайно об этом сказал Президент России Д.А. Медведев в послании к Федеральному собранию от 12 ноября 2009 года, взяв курс на модернизацию экономики и общественной жизни.

Предыдущая