С.А. Шапиро
Инновационные подходы к процессу управления персоналом организации
Монография. - М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2011 – 152 с.
Предыдущая |
Глава 2. Оценка деятельности персонала
2.3. Система оценки деятельности сотрудников организации
В начале данной главы уже были описаны методы, с помощью которых можно проводить оценку деятельности персонала компании. В данном параграфе, автор предлагает рассмотреть методику деловой оценки деятельности и развития сотрудника, составленную при разработке системы диагностики персонала в одной из компаний телекоммуникационной сферы бизнеса.
Персональная оценка деятельности проводится для определения уровня компетентности конкретного работника, его деловых и личных качеств, лояльности к фирме, выявления скрытых возможностей и новых направлений деятельности, а также для принятия решения о качестве его работы за оцениваемый период, и в соответствии с этим о его поощрении (наказании), и о возможностях дальнейшего профессионального и должностного роста и развития.
Основная цель оценки деятельности – обозначить то, что у сотрудника получается хорошо, а также круг задач, в которых он может добиться улучшения, договориться о конкретных действиях, которые будет предпринимать сотрудник для улучшения своих результатов и о той помощи, которую должен оказать ему линейный руководитель, менеджер по персоналу и развитию, а также, если потребуется, вышестоящее руководство.
Успех проведения процедуры деловой оценки во многом зависит от того, насколько руководителю удастся организовать открытую беседу со своим подчиненным. Для этого следует быть готовым разговаривать с ним на равных, уважать его право иметь собственную точку зрения, высказывая, в том числе и критические замечания о деятельности компании и ее руководства.
Основные этапы проведения процедуры оценки деятельности
Перед началом оценочной беседы объясните Вашему подчиненному причины, по которым Вы считаете необходимым отметить его работу определенной оценкой. К ним могут относиться:
- необходимость подвести итоги его работы за оцениваемый период (полгода, год);
- обозначить сильные и слабые стороны в его работе и области для профессионального развития;
- определить личные задачи и цели, которые помогут Вашему сотруднику работать лучше и продуктивнее в следующем отчетном периоде.
Уделите внимание следующим аспектам во время проведения оценочной беседы:
- обсудите и зафиксируйте успехи и достижения сотрудника;
- проанализируйте сильные и слабые стороны деятельности сотрудника;
- обсудите предложения по улучшению конкретных моментов деятельности сотрудника;
- договоритесь с подчиненным о том, что будет являться показателем успеха в его деятельности;
- обсудите с подчиненным цели и задачи его личного и профессионального развития (обучения).
Конечным итогом вашей беседы будет являться короткий план развития и список основных задач на предстоящий период.
При проведении процедуры оценки необходимо соблюдать несколько правил:
- не назначайте встречу, если Вы плохо себя чувствуете или у Вас плохое настроение;
- будьте объективны по отношению к сотруднику, говорите как о его профессиональных достоинствах, так и о недостатках;
- поставьте перед собой главную цель – достичь договоренности о конкретных улучшениях в работе.
Перед началом работы по оценке сотрудников, необходимо сформировать комиссию, в которую входят: руководитель организации или его заместитель (председатель комиссии), непосредственный руководитель оцениваемого сотрудника, и кто-либо из функционального руководства компании, но не являющийся начальником над оцениваемым сотрудником, менеджер по персоналу и развитию. На последнего, как правило, возлагаются обязанности секретаря комиссии, подготавливающего и заполняющего предусмотренные формы во время работы комиссии, а также ведущего протокол заседания.
Порядок заполнения форм
Форма 1 заполняется секретарем комиссии перед началом беседы.
Форма 2 заполняется секретарем, записывающим в него основные ответы работника, на вопросы, задаваемые ему непосредственным руководителем
Форма 3 заполняется непосредственным руководителем на оцениваемого сотрудника до проведения беседы и обсуждается с другими членами комиссии. По желанию председателя комиссии отдельные положения могут быть высказаны сотруднику во время проведения беседы.
Форма 4 заполняется секретарем, зачитывающим пункты, относящиеся, по мнению руководителя к данной должности, при самооценке со слов работника, а затем непосредственным руководителем.
Форма 5 заполняется секретарем после совместного обсуждения целей руководителем и работником во время оценочной беседы
Форма 6 заполняется секретарем по мере обсуждения позиций между руководителем и работником.
Форма 7 заполняется самим сотрудником. Он может сделать эту работу предварительно, до беседы, но индивидуально, без общения с другими коллегами. Рекомендуется присутствие менеджера по персоналу для разъяснения позиций, неясных сотруднику.
Форма 8 заполняется руководителем и является его заключением о деятельности сотрудника за оцениваемый период. На основании заключения делаются выводы о поощрении и развитии работников.
Примечание 1. Во время проведения оценочной беседы рекомендуется отходить от протокольной формы беседы, задавать любые вопросы, выслушивать мнения работника, но формы при этом должны быть заполнены и подшиты в личное дело работника.
Примечание 2. При проведении процедуры деловой оценки рекомендуется провести предварительную оценку сотрудника руководителем и подключить ее к общим результатам.
Форма 1.
Ф.И.О. сотрудника |
Ф.И.О. руководителя, проводящего оценку |
Название должности |
Дата вступления сотрудника в текущую должность
|
Название отдела |
На какой должности работал до вступления в текущую |
Дата проведения оценки деятельности |
Рассматриваемый период деятельности (полгода, год) |
Форма 2.
1.
Основные должностные обязанности сотрудника
(цели, задачи,
обязанности сотрудника)
1.1. Основная цель моей деятельности (Общее описание цели деятельности сотрудника по отношению к сотрудникам других отделов)
1.2. Мои области ответственности на сегодняшний день |
1.3. Результаты, достигнутые, по мнению сотрудника, в оцениваемом периоде (полностью ли достигнуты поставленные цели, были ли особые достиженияза оцениваемый периоду) |
||
1.4. Есть ли разница между ожидаемым выполнением работы и тем, как она выполняется фактически (вкл. скорость работы, аккуратность, наличие неточностей/ошибок и т.д.) |
1.5. В чем вы видите причины этой разницы (напр, несогласованность целей, демотивация, недостаток знаний, умений, информации, личные трудности |
1.6. Комментарии (напр., как можно устранить причины и улучшить результаты) |
|
* Если причина в недостатке знаний, умений – конкретизируйте в следующих разделах
|
|||
Если у Вас есть идеи/предложения по улучшению или оптимизации работы/процессов в компании, пожалуйста, укажите их здесь:
Форма 3.
2. Профессиональные знания / квалификация
Отметьте в таблице специальные знания (образование) в своей области, которые необходимы сотруднику для выполнения работы и которыми уже владеет сотрудник, а также важность этих знаний для выполнения работы :
§ Те знания, которые требуются для данной должности – пометьте знаком «X»
§ Знания, которыми обладает сотрудник - пометьте в нужной графе знаком «O»
УРОВНИ ВЛАДЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
БУ – базовый уровень владения знаниями, общее представление об области деятельности.
РУ – рабочий уровень владения знаниями – знание основных принципов данной деятельности.
ОУ – полностью оперативный уровень – детальное знание области деятельности.
В графе «Приоритет» отметьте важность знаний для данной должности:
А - наиболее важен для данной должности/существенен для выполнения практически ВСЕХ рабочих целей и задач
B – знания нужны для выполнения БОЛЬШИНСТВА рабочих целей и задач
С – знания относительно важны (желательны) для достижения НЕКОТОРЫХ целей работы
D – знания не требуются/ напрямую не связаны с выполнением рабочих целей и задач
Профессиональная квалификация, спец. знания в своей сфере |
При-оритет |
БУ |
РУ |
ОУ |
Комментарии, уточнения, мероприятия по улучшению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБЩИЕ ЗНАНИЯ/НАВЫКИ |
|||||
1. Иностранный (Английский) язык |
|
|
|
|
|
2. Навыки эффективной презентации |
|
|
|
|
|
3. Навыки эффективного ведения переговоров |
|
|
|
|
|
4. Управление проектами |
|
|
|
|
|
5. Управление временем |
|
|
|
|
|
6. Навыки эффективной коммуникации |
|
|
|
|
|
7. Компьютерная грамотность (укажите программы и уровень владения ими сотрудником) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДРУГИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ (если такие необходимы – укажите конкретное направление в выбранной области) |
|||||
1. Маркетинг |
|
|
|
|
|
2. Продажи |
|
|
|
|
|
3. Финансы |
|
|
|
|
|
4. Производство (непосредственное создание продукции фирмы) |
|
|
|
|
|
5. Логистика |
|
|
|
|
|
6. Закупки |
|
|
|
|
|
7. Законодательство |
|
|
|
|
|
8. Управление человеческими ресурсами |
|
|
|
|
|
9. ИТ |
|
|
|
|
|
10. Связи с общественностью |
|
|
|
|
|
Форма 4 (3 листа)
3. Универсальные умения (менеджерские компетенции)
Оцените только те компетенции, которые имеют отношение к данной должности
НО = Не оценивается; НП – неприемлемо; НР = нуждается в развитии; Э –
эффективно; ПТ – превышает требования для данной должности; В – выдающиеся
Компетенции (умения, навыки), применяемые для достижения результатов в работе |
Мероприятия по улучшению результатов деятельности (например, курирование руководителем в процессе работы, области для обучения, участие в проектах, стажировки и проч.) В случае оценки «Превышает требования для данной должности» - укажите примеры-обоснования |
|||
|
Самооценка сотрудником |
Оценка руководителем |
Общая оценка (выставляется руководителем) |
|
1. Анализ проблем и принятие решение (систематизирует информацию, разбивает проблемы на составные части, находит причины проблем, предлагает систематические и рациональные суждения, основанные на необходимой для принятия решений информации) |
|
|
|
|
2. Принятие решений (принимает своевременные решения на основе тщательного изучения имеющихся фактов, принимая к сведению возможные последствия решений) |
|
|
|
|
3. Стремление к достижению результатов (энергично стремится достичь запланированного и повышать уровень достижений, преодолевает трудности) |
|
|
|
|
4. Готовность к изменениям и саморазвитию (принимает и поддерживает изменения, адаптируется к новым ситуациям, ориентируется на развитие своих слабых сторон) |
|
|
|
|
5.
Планирование (распределяет ресурсы в
долгосрочном и краткосрочном плане, предвидит возможные альтернативные
варианты при реализации планов) |
|
|
|
|
6. Лидерство (cтавит цели, мотивирует и наделяет других полномочиями, необходимыми для достижения целей, берет на себя ответственность за результат работы команды, создает возможность для каждого участника команды внести свой вклад в работу команды) |
|
|
|
|
7. Командная работа (кооперируется с коллегами внутри отдела и между отделами, находит баланс cобственных и командных интересов, стремится задействовать потенциал команды для нахождения наилучшего решения) |
|
|
|
|
8. Влияние (оказывает влияние, убеждает или настраивает других людей таким образом, чтобы это приводило к согласию, принятию позиции, мнения или аргументов, а также изменению поведения) |
|
|
|
|
9. Развитие подчиненных (оценивает сильные стороны подчиненных и области для их дальнейшего развития, курирует и мотивирует подчиненного на развитие) |
|
|
|
|
10. Стрессоустойчивость (сохраняет спокойствие, объективность и самообладание в стрессовых условиях, сохраняет стабильное качество работы под давлением сверху. Принимает критику, не впадая в оборонительные реакции) |
|
|
|
|
11. Инициативность (гиперактивен, обладает способностью действовать самостоятельно, видит возможности, старается их использовать, выступает инициатором действий и активно влияет на ситуацию) |
|
|
|
|
12. Ориентация на клиента (ориентирован на клиентов и удовлетворение их нужд. Развивает и сохраняет продуктивные отношения с клиентами) |
|
|
|
|
13. Креативность (способен принимать новое, предлагает новое, проявляет инициативу, находит нестандартные решения) |
|
|
|
|
14. Межличностное взаимодействие (Восприимчив к другим, эффективно общается, уважает других и хорошо работает совместно с ними) |
|
|
|
|
НО - Не оценивается; НП – неприемлемо; НР = нуждается в развитии; Э – эффективно; ПТ – превышает требования для данной должности; В – выдающиеся
Форма 5
4. Цели на следующий период |
Поставьте ключевые цели на следующий период, которые могут быть оценены в конкретных категориях выполнения или невыполнения (без промежуточной категории неполного выполнения)
Считая, что выполнение всех целей соответствует 100% выполнения общего результата, распределите эти цели по важности и поставьте процентное соотношение относительно 100%.
Цели |
Важность |
|
|
|
|
|
|
Итог |
100% |
Новые сферы ответственности, которые могут быть возложены на сотрудника в следующем году |
Что для этого потребуется? (например, наставничество руководителя, обучение на рабочем месте, и т.д.) |
Форма 6.
5. Удовлетворенность работой
Обсудите в целом: а) ожидания сотрудника от работы (на текущий и будущий периоды): что сотрудник ценит в работе, в какой сфере деятельности хотел бы работать, какие полномочия иметь, как выстроить взаимодействие с коллегами, что хотел бы изменить в рабочей обстановке и проч., б) ожидания руководителя от сотрудника в области результативности, качества работы, |
Совместный план руководителя и сотрудника по достижению соответствия между ожиданиями сотрудника и тем, как они реализованы на сегодняшний день |
Форма 7
6. Оценка компании сотрудником. |
|||
Мы хотели бы узнать Ваше мнение о компании. Пожалуйста, ответьте на утверждения по шкале от 1 до 5: |
|||
1 –нет/не согласен; 5 –да/полностью согласен |
|||
1. Организация |
|||
1.1. Я понимаю миссию компании |
1 2 3 4 5 |
1.4. Процедуры и документация, необходимая для ежедневной работы достаточно просты для понимания и использования |
1 2 3 4 5 |
1.2. Я знаю историю и оргструктуру компании |
1 2 3 4 5 |
1.5. Я знаю ценности компании |
1 2 3 4 5 |
1.3. Между отделами внутри компании существует хорошая координация |
1 2 3 4 5 |
1.6. У меня есть достаточно ресурсов для выполнения моей работы (вкл. оборудование, компьютер, программное обеспечение, и т.д.) |
1 2 3 4 5 |
2. АДАПТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ |
|||
2.1. Я считаю, что новым сотрудникам предоставляется все необходимое для быстрой адаптации |
1 2 3 4 5 |
2.3. Я уверен в своем будущем в компании |
1 2 3 4 5 |
2.2. Моя работа предоставляет хорошую возможность для применения моих способностей и навыков |
1 2 3 4 5 |
2.4. Я вижу достаточно возможностей для своего развития в рамках компании |
1 2 3 4 5 |
3. Рабочая среда |
|||
3.1. Люди, с которыми я работаю, сотрудничают друг с другом для выполнения работы |
1 2 3 4 5 |
3.2. Я могу поддерживать баланс между работой и личной жизнью |
1 2 3 4 5 |
4. КОММУНИКАЦИЯ |
|||
4.1. Я получаю достаточно информации для хорошего выполнения моей работы |
1 2 3 4 5 |
4.3. Я регулярно получаю информацию о статусе развития бизнеса |
1 2 3 4 5 |
4.2. Я вовремя получаю последнюю информацию о целях моего отдела |
1 2 3 4 5 |
4.4. Я полностью понимаю цели, которые ставятся передо мной руководством |
1 2 3 4 5 |
Форма 8.
7. Заключение руководителя
Ф.И.О. и название должности сотрудника. |
Название подразделения |
|||||
Общая оценка деятельности: Рассмотрите в целом деятельность сотрудника в соответствии с определениями Оценки деятельности. Обведите в кружок соответствующее слово в данной форме. Эта оценка должна основываться на деятельности в настоящей должности за весь отчетный период. Возможность работы в другой должности не должна оказывать влияние на оценку. |
||||||
|
|
|
|
|
||
Неприемлемо |
Нуждается в улучшении |
Полное соответствие |
Превышает требования |
Исключительно |
||
На какую позицию может быть перемещен |
Кто займет в таком случае его позицию |
|||||
7.1. Общее заключение по результатам деятельности за оцениваемый год |
||||||
7.2. План развития (обобщение предыдущих разделов)
План развития карьеры (пожелания сотрудника) |
План развития карьеры (с учетом потенциала – заключение руководителя компании) |
_______________________________ _______________________________
Руководитель (подпись) Должность Дата
________________________________ _______________________________
Обсуждено с сотрудником (подпись) Должность Дата
Согласовано:
_________________________________ __________________________________
Вышестоящий руководитель (подпись) Должность Дата
_______________________________ Менеджер по персоналу
подпись Дата
Приведенная выше система деловой оценки является универсальной для различных компаний, с учетом специфики их работы и выявления тех или иных профессиональных компетенций. При проведении оценки для различных подразделений можно изменять в шаблонах те критерии оценки и компетенции (знания, навыки), которые подвергаются оценке.
Деловая оценка позволяет получить объективные данные о сотруднике, а также понять его личные ожидания от процесса труда и уровня материального вознаграждения и найти способы эффективного взаимодействия между искомым сотрудником и руководством компании.
Данные, полученные в ходе деловой оценки, и формализованные путем заполнения предложенных форм следует сохранять, либо подшивая в личное дело работника в бумажном виде, либо путем занесения в электронную картотеку работников. Процедуру оценки всех сотрудников компании рекомендуется проводить не реже одного раза в год.
Предыдущая |