КА  «Профессиональное тестирование»

С.А. Шапиро
Инновационные подходы к процессу управления персоналом организации
Монография. - М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2011 – 152 с.

Предыдущая

Глава 2. Оценка деятельности персонала

2.3. Система оценки деятельности сотрудников организации

            В начале данной главы уже были описаны методы, с помощью которых можно проводить оценку деятельности персонала компании. В данном параграфе, автор предлагает рассмотреть методику деловой оценки деятельности и развития сотрудника, составленную при разработке системы диагностики персонала в одной из компаний телекоммуникационной сферы бизнеса.

Персональная оценка деятельности проводится для определения уровня компетентности конкретного работника, его деловых и личных качеств, лояльности к фирме, выявления скрытых возможностей и новых направлений деятельности, а также для принятия решения о качестве его работы за оцениваемый период, и в соответствии с этим о его поощрении (наказании), и о возможностях дальнейшего профессионального и должностного роста и развития.

Основная цель оценки деятельности – обозначить то, что у сотрудника получается хорошо, а также круг задач, в которых он может добиться улучшения, договориться о конкретных действиях, которые будет предпринимать сотрудник для улучшения своих результатов и о той помощи, которую должен оказать ему линейный руководитель, менеджер по персоналу и развитию, а также, если потребуется, вышестоящее руководство.

Успех проведения процедуры деловой оценки во многом зависит от того, насколько руководителю удастся организовать открытую беседу со своим подчиненным. Для этого следует быть готовым разговаривать с ним на равных, уважать его право иметь собственную точку зрения, высказывая, в том числе и критические замечания о деятельности компании и ее руководства.

Основные этапы проведения процедуры оценки деятельности

Перед началом оценочной беседы объясните Вашему подчиненному причины, по которым Вы считаете необходимым отметить его работу определенной оценкой. К ним могут относиться:

-  необходимость подвести итоги его работы за оцениваемый период (полгода, год);

-  обозначить сильные и слабые стороны в его работе и области для профессионального  развития;

-  определить личные задачи и цели, которые помогут Вашему сотруднику работать лучше и продуктивнее в следующем отчетном периоде.

Уделите внимание следующим аспектам во время проведения оценочной беседы:

-  обсудите и зафиксируйте успехи и достижения сотрудника;

-  проанализируйте сильные и слабые стороны деятельности сотрудника;

-  обсудите предложения по улучшению конкретных моментов деятельности сотрудника;

-  договоритесь с подчиненным о том, что будет являться показателем успеха в его деятельности;

-  обсудите с подчиненным цели и задачи его личного и профессионального развития (обучения).

Конечным итогом вашей беседы будет являться короткий план развития и список основных задач на предстоящий период.

При проведении процедуры оценки необходимо соблюдать несколько правил:

-  не назначайте встречу, если Вы плохо себя чувствуете или у Вас плохое настроение;

-  будьте объективны по отношению к сотруднику, говорите как о его профессиональных достоинствах, так и о недостатках;

-  поставьте перед собой главную цель – достичь договоренности о конкретных улучшениях в работе.

Перед началом работы по оценке сотрудников, необходимо сформировать комиссию, в которую входят: руководитель организации или его заместитель (председатель комиссии), непосредственный руководитель оцениваемого сотрудника, и кто-либо из функционального руководства компании, но не являющийся начальником над оцениваемым сотрудником, менеджер по персоналу и развитию. На последнего, как правило, возлагаются обязанности секретаря комиссии, подготавливающего и заполняющего предусмотренные формы во время работы комиссии, а также ведущего протокол заседания.

Порядок заполнения форм

Форма 1 заполняется секретарем комиссии перед началом беседы.

Форма 2 заполняется секретарем, записывающим в него основные ответы работника, на вопросы, задаваемые ему непосредственным руководителем

Форма 3 заполняется непосредственным руководителем на оцениваемого сотрудника до проведения беседы и обсуждается с другими членами комиссии. По желанию председателя комиссии отдельные положения могут быть высказаны сотруднику во время проведения беседы.

Форма 4 заполняется секретарем, зачитывающим пункты, относящиеся, по мнению руководителя к данной должности, при самооценке со слов работника, а затем непосредственным руководителем.

Форма 5 заполняется секретарем после совместного обсуждения целей руководителем и работником во время оценочной беседы

Форма 6 заполняется секретарем по мере обсуждения позиций между руководителем и работником.

Форма 7 заполняется самим сотрудником. Он может сделать эту работу предварительно, до беседы, но индивидуально, без общения с другими коллегами. Рекомендуется присутствие менеджера по персоналу для разъяснения позиций, неясных сотруднику.

Форма 8 заполняется руководителем и является его заключением о деятельности сотрудника за оцениваемый период. На основании заключения делаются выводы о поощрении и развитии работников.

Примечание 1. Во время проведения оценочной беседы рекомендуется отходить от протокольной формы беседы, задавать любые вопросы, выслушивать мнения работника, но формы при этом должны быть заполнены и подшиты в личное дело работника.

Примечание 2. При проведении процедуры деловой оценки рекомендуется провести предварительную оценку сотрудника руководителем и подключить ее к общим результатам.

Форма 1.

Ф.И.О. сотрудника

Ф.И.О. руководителя, проводящего оценку

Название должности

Дата вступления сотрудника в текущую должность

 

Название отдела

На какой должности работал до вступления в текущую

Дата проведения оценки деятельности

Рассматриваемый период деятельности (полгода, год)

Форма 2.

1. Основные должностные обязанности сотрудника
(цели, задачи, обязанности сотрудника)

1.1. Основная цель моей деятельности (Общее описание цели деятельности сотрудника по отношению к сотрудникам других отделов)

1.2. Мои области ответственности на сегодняшний день 

1.3. Результаты, достигнутые, по мнению сотрудника, в оцениваемом периоде (полностью ли достигнуты поставленные цели, были ли особые достиженияза оцениваемый периоду)                             

1.4.  Есть ли разница между ожидаемым выполнением работы и тем, как она выполняется фактически (вкл. скорость работы, аккуратность, наличие неточностей/ошибок и т.д.)  

1.5. В чем вы видите причины этой разницы (напр, несогласованность целей, демотивация, недостаток знаний, умений, информации, личные трудности

1.6. Комментарии (напр., как можно устранить причины и улучшить результаты)

* Если причина в недостатке знаний, умений – конкретизируйте в следующих разделах

 

 

Если у Вас есть идеи/предложения по улучшению или оптимизации работы/процессов в компании, пожалуйста, укажите их здесь:

Форма 3.

2. Профессиональные знания / квалификация

Отметьте в таблице специальные знания (образование) в своей области, которые необходимы сотруднику для выполнения работы и которыми уже владеет сотрудник, а также важность этих знаний для выполнения работы :

§  Те знания, которые требуются для данной должности – пометьте знаком «X»

§  Знания, которыми обладает сотрудник - пометьте в нужной графе знаком «O»

УРОВНИ ВЛАДЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

БУ – базовый уровень владения знаниями, общее представление об области деятельности.

РУ – рабочий уровень владения знаниями – знание основных принципов данной деятельности.

ОУ – полностью оперативный уровень – детальное знание области деятельности.

В графе «Приоритет» отметьте важность знаний для данной должности:

А -  наиболее важен для данной должности/существенен для выполнения практически ВСЕХ рабочих целей и задач

B – знания нужны для выполнения БОЛЬШИНСТВА рабочих  целей и задач

С – знания относительно важны (желательны) для достижения НЕКОТОРЫХ целей работы

D – знания не требуются/ напрямую не связаны с выполнением рабочих целей и задач

Профессиональная квалификация, спец. знания в своей сфере

При-оритет

БУ

РУ

ОУ

Комментарии, уточнения, мероприятия по улучшению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩИЕ ЗНАНИЯ/НАВЫКИ

1. Иностранный (Английский) язык

 

 

 

 

 

2. Навыки эффективной презентации

 

 

 

 

 

3. Навыки эффективного ведения переговоров

 

 

 

 

 

4. Управление проектами

 

 

 

 

 

5. Управление временем

 

 

 

 

 

6. Навыки эффективной коммуникации

 

 

 

 

 

7. Компьютерная грамотность (укажите программы и уровень владения ими сотрудником)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДРУГИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ (если такие необходимы – укажите конкретное направление в выбранной области)

1. Маркетинг

 

 

 

 

 

2. Продажи

 

 

 

 

 

3. Финансы

 

 

 

 

 

4. Производство (непосредственное создание продукции фирмы)

 

 

 

 

 

5. Логистика

 

 

 

 

 

6. Закупки

 

 

 

 

 

7. Законодательство

 

 

 

 

 

8. Управление человеческими ресурсами

 

 

 

 

 

9. ИТ

 

 

 

 

 

10. Связи с общественностью

 

 

 

 

 

Форма 4 (3 листа)

3. Универсальные умения (менеджерские компетенции)

Оцените только те компетенции, которые имеют отношение к данной должности


НО = Не оценивается; НП – неприемлемо; НР = нуждается в развитии; Э – эффективно; ПТ – превышает требования для данной должности; В – выдающиеся

Компетенции (умения, навыки), применяемые для достижения результатов в работе

Мероприятия по улучшению результатов деятельности

(например, курирование руководителем в процессе работы, области для обучения, участие в проектах, стажировки и проч.)

В случае оценки «Превышает требования для данной должности» - укажите примеры-обоснования

 

Самооценка сотрудником

Оценка руководителем

Общая оценка

(выставляется руководителем)

1.  Анализ проблем и принятие решение (систематизирует информацию, разбивает проблемы на составные части, находит причины проблем, предлагает систематические и рациональные суждения, основанные на необходимой для принятия решений  информации)

 

 

 

 

2.  Принятие решений (принимает своевременные решения на основе тщательного изучения имеющихся фактов, принимая к сведению возможные последствия решений) 

 

 

 

 

3.  Стремление к достижению результатов (энергично стремится достичь запланированного и повышать уровень достижений, преодолевает трудности)

 

 

 

 

4.  Готовность к изменениям и саморазвитию (принимает и поддерживает изменения, адаптируется к новым ситуациям, ориентируется на развитие своих слабых сторон)

 

 

 

 

5.  Планирование (распределяет ресурсы в долгосрочном и краткосрочном плане, предвидит возможные альтернативные варианты при реализации планов)

 

 

 

 

6.  Лидерство (cтавит цели, мотивирует и наделяет других полномочиями, необходимыми для достижения  целей, берет на себя ответственность за результат работы команды, создает возможность для каждого участника команды внести свой вклад в работу команды)

 

 

 

 

7.  Командная работа (кооперируется с коллегами внутри отдела и между отделами, находит баланс cобственных и командных интересов, стремится задействовать потенциал команды для нахождения наилучшего решения)

 

 

 

 

8.  Влияние (оказывает влияние, убеждает или настраивает других людей таким образом, чтобы это приводило к согласию, принятию позиции, мнения или аргументов, а также изменению поведения)

 

 

 

 

9.  Развитие подчиненных (оценивает сильные стороны подчиненных и области для их дальнейшего развития, курирует и мотивирует подчиненного на развитие)

 

 

 

 

10. Стрессоустойчивость (сохраняет спокойствие, объективность и самообладание в стрессовых условиях, сохраняет стабильное качество работы под давлением сверху. Принимает критику, не впадая в оборонительные реакции)

 

 

 

 

11. Инициативность (гиперактивен, обладает способностью действовать самостоятельно, видит возможности, старается их использовать, выступает инициатором действий и активно влияет на ситуацию)

 

 

 

 

12. Ориентация на клиента (ориентирован на клиентов и удовлетворение их нужд. Развивает и сохраняет продуктивные отношения с клиентами) 

 

 

 

 

13. Креативность (способен принимать новое, предлагает новое, проявляет инициативу, находит нестандартные решения) 

 

 

 

 

14. Межличностное взаимодействие (Восприимчив к другим, эффективно общается, уважает других и хорошо работает совместно с ними)

 

 

 

 

НО - Не оценивается; НП – неприемлемо; НР = нуждается в развитии; Э – эффективно; ПТ – превышает требования для данной должности; В – выдающиеся

Форма 5

4. Цели на следующий период

Поставьте ключевые цели на следующий период, которые могут быть оценены в конкретных категориях выполнения или невыполнения (без промежуточной категории неполного выполнения)

Считая, что выполнение всех целей соответствует 100% выполнения общего результата, распределите эти цели по важности и поставьте процентное соотношение относительно 100%.

Цели

Важность

 

 

 

 

 

Итог

100%

 

Новые сферы ответственности, которые могут быть возложены на сотрудника в следующем году

Что для этого потребуется? (например, наставничество руководителя, обучение на рабочем месте, и т.д.)

Форма 6.

5. Удовлетворенность работой

Обсудите в целом: а) ожидания сотрудника от работы (на текущий и будущий периоды): что сотрудник ценит в работе, в какой сфере деятельности хотел бы работать, какие полномочия иметь, как выстроить взаимодействие с коллегами, что хотел бы изменить в рабочей обстановке и проч., б) ожидания руководителя от сотрудника в области результативности, качества работы,  

Совместный план руководителя и сотрудника по достижению соответствия между ожиданиями сотрудника и тем, как они реализованы на сегодняшний день

Форма 7

6. Оценка компании сотрудником.

Мы хотели бы узнать Ваше мнение о компании. Пожалуйста, ответьте на утверждения по шкале от 1 до 5:

1 –нет/не согласен; 5 –да/полностью согласен

1. Организация

1.1. Я понимаю миссию компании

1  2  3  4  5

1.4. Процедуры и документация, необходимая для ежедневной работы достаточно просты для понимания и использования

1  2  3  4  5

1.2. Я знаю историю и оргструктуру компании

1  2  3  4  5

1.5. Я знаю ценности компании

1  2  3  4  5

1.3. Между отделами внутри  компании существует хорошая координация

1  2  3  4  5

1.6. У меня есть достаточно ресурсов для выполнения моей работы (вкл. оборудование, компьютер, программное обеспечение, и т.д.)

1  2  3  4  5

2. АДАПТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ

2.1. Я считаю, что новым сотрудникам предоставляется все необходимое для быстрой адаптации

1  2  3  4  5

2.3. Я уверен в своем будущем в компании

1  2  3  4  5

2.2. Моя работа предоставляет хорошую возможность для применения моих способностей и навыков

1  2  3  4  5

2.4. Я вижу достаточно возможностей для своего развития в рамках компании

1  2  3  4  5

3. Рабочая среда

3.1. Люди, с которыми я работаю, сотрудничают друг с другом для выполнения работы

1  2  3  4  5

3.2. Я могу поддерживать баланс между работой и личной жизнью

1  2  3  4  5

4. КОММУНИКАЦИЯ

4.1. Я получаю достаточно информации для хорошего выполнения моей работы

1  2  3  4  5

4.3. Я регулярно получаю информацию о статусе развития бизнеса

1  2  3  4  5

4.2. Я вовремя получаю последнюю информацию о целях моего отдела

1  2  3  4  5

4.4. Я полностью понимаю цели, которые ставятся передо мной руководством

1  2  3  4  5

Форма 8.

7. Заключение руководителя

Ф.И.О. и название должности  сотрудника.

Название подразделения

Общая оценка деятельности: Рассмотрите в целом деятельность сотрудника в соответствии с определениями Оценки деятельности. Обведите в кружок соответствующее слово в данной форме. Эта оценка должна основываться на деятельности в настоящей должности за весь отчетный период. Возможность работы в другой должности не должна оказывать влияние на оценку.

 

 

 

 

 

Неприемлемо

Нуждается в улучшении

Полное соответствие

Превышает требования

Исключительно

На какую позицию может быть перемещен

Кто займет в таком случае его позицию 

7.1. Общее заключение по результатам деятельности за оцениваемый год

7.2. План развития (обобщение предыдущих разделов)

План развития карьеры (пожелания сотрудника)

План развития карьеры (с учетом потенциала – заключение руководителя компании)

  _______________________________                          _______________________________

Руководитель (подпись)                                                     Должность                                                        Дата

   ________________________________                          _______________________________

Обсуждено с сотрудником (подпись)                           Должность                                                        Дата

Согласовано:

_________________________________                         __________________________________

Вышестоящий руководитель (подпись)                          Должность                                                        Дата

_______________________________                                Менеджер по персоналу                           

подпись                                                                                                                                                                        Дата

Приведенная выше система деловой оценки является универсальной для различных компаний, с учетом специфики их работы и выявления тех или иных профессиональных компетенций. При проведении оценки для различных подразделений можно изменять в шаблонах те критерии оценки и компетенции (знания, навыки), которые подвергаются оценке.

Деловая оценка позволяет получить объективные данные о сотруднике, а также понять его личные ожидания от процесса труда и уровня материального вознаграждения и найти способы эффективного взаимодействия между искомым сотрудником и руководством компании.

Данные, полученные в ходе деловой оценки, и формализованные путем заполнения предложенных форм следует сохранять, либо подшивая в личное дело работника в бумажном виде, либо путем занесения в электронную картотеку работников. Процедуру оценки всех сотрудников компании рекомендуется проводить не реже одного раза в год.

Предыдущая