КА  «Профессиональное тестирование»

М.Г. Подопригора, А.Д. Тытарь
Теория организации и организационное поведение
Учебное пособие для магистрантов. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 264 с.

Предыдущая

9. Формирование группового поведения в организации

Тесты по теме «Формирование группового поведения в организации»

4. Тест «Авторитет работника в коллективе»

Выберите, вариант ответа, который наиболее соответствует вашим личным убеждениям.

1. Могу сказать о себе, что я выполняю свои обязанности настолько хорошо, насколько это возможно:

а) всегда;    б) обычно; в) иногда;   г) почти никогда.

2. До сих пор мне удавалось точно предвидеть важные для моей деятельности явления и события:

а) всегда;    б) обычно; в) иногда;   г) почти никогда.

3. Главной причиной неудач, которые иногда бывают в моей работе, является плохое отношение или глупость части моих сотрудников:

а) всегда;    б) обычно; в) иногда;   г) почти никогда.

4. Я признаю право на критику, но должен отметить, что большинство моих критиков не имеют морального права выдвигать против меня обвинения:

а) признаю полностью; б) согласен частично;

в) скорее не согласен;   г) совершенно не согласен.

5. Многие сотрудники плюют на мои неудачи:

а) совершенно верно;   б) частично верно;

в) скорее неверно;        г) совершенно неверно.

6. Люди, которые хотят меня поучать, должны сами сначала многому научиться:

а) согласен полностью; б) согласен частично;

в) скорее не согласен;   г) совершенно не согласен.

7. Согласие с мнением подчиненных является признаком слабости руководителя:

а) согласен полностью; б) согласен частично;

в) скорее не согласен;   г) совершенно не согласен.

8. Я трезво и объективно оцениваю себя самого:

а) всегда;    б) в общем; в) иногда;   г) почти никогда.

9. Я ценю справедливую критику, но должен сказать, что те, кто критиковал мои решения, проявили злую волю и пренебрежение:

а) всегда;    б) обычно; в) иногда;   г) почти никогда.

10. Я могу безошибочно оценить отношение моих подчиненных ко мне:

а) всегда;    б) обычно; в) иногда;   г) почти никогда.

11. Не следует уступать подчиненным, поскольку это подрывает авторитет руководителя:

а) согласен полностью; б) согласен частично;

в) скорее не согласен;   г) совершенно не согласен.

12. Я стараюсь сохранить критическое отношение к себе, но могу сказать, что принимаю правильные решения:

а) всегда;    б) обычно; в) иногда;   г) почти никогда.

13. Истинно компетентный человек может полагаться исключительно на свое мнение:

а) всегда;    б) обычно; в) иногда;   г) почти никогда.

14. Меня нервирует нелояльность людей, которые публично выступают против моих распоряжений:

а) всегда;    б) обычно; в) иногда;   г) почти никогда.

15. Я ценю прямоту и самостоятельность моих подчиненных, но считаю, что они должны выполнять мои приказы без дискуссий:

а) согласен полностью; б) согласен частично;

в) скорее не согласен;   г) совершенно не согласен.

Ключ к тесту

Подсчитайте ответы.

Если у вас преобладают ответы «а», будьте осторожны — «комплекс угрожаемого авторитета» может стать болезнью.

Если у вас преобладают ответы «б», то можно признать, что вы очень осторожны, но нельзя исключить у вас предрасположенность к упоминавшейся «болезни».

Если у вас преобладают ответы «в», то вы занимаете по отношению к своим подчиненным слишком оборонительную позицию.

Если у вас преобладают ответы «г», то, скорее всего, вы не подходите для роли «авторитета».

Если ни один из типов ответов не получил у вас явного преимущества, значит, этот тест не может описать вас достаточно точно.

5. Тест Белбина «Диагностика функционально-ролевых позиций»

Инструкция: В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по Вашему мнению, лучше всего характеризуют Ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Проверьте, чтобы сумма всех очков по каждому блоку не превышала 10 баллов.

1. Что я могу предложить команде:

10

 

Я думаю, что в состоянии быстро воспринимать и использовать новые возможности

11

 

Я легко кооперируюсь с людьми разных типов

12

 

Один из моих главных активов – продуцировать новые идеи

13

 

Я способен вовлекать людей, которые, по моему мнению, могут внести большой вклад в достижение групповых целей

14

 

Мои личные способности – эффективно доводить дело до самого конца

15

 

Я не представляю себе даже временного снижения своей популярности, даже если это приведет к увеличению прибыли

16

 

Обычно я чувствую, что реалистично и что дееспособно

17

 

Я способен предложить весомые аргументы в пользу другой линии действий, не провоцируя при этом предубеждений и предвзятости

2. Что характеризует меня как члена команды:

20

 

Я чувствую себя неуютно на собраниях, даже если они четко структурированы и продуманно организованны

21

 

Я склонен полагаться на людей, которые хорошо аргументируют свою точку зрения еще до того, как она была всесторонне обсуждена

22

 

Когда группа обсуждает новые идеи, я склонен слишком много говорить

23

 

Мои личные отношения мешают мне поддерживать коллег с энтузиазмом

24

 

Когда надо сделать какое-либо дело, некоторые люди считают, что я действую агрессивно и авторитарно

25

 

Я затрудняюсь брать на себя лидерскую роль, может потому, что слишком чувствителен к чувствам и настроениям группы

26

 

У меня есть склонность настолько увлекаться собственными идеями, что я забываю о том, что происходит вокруг

27

 

Мои коллеги считают, что я слишком забочусь о незначительных деталях и боюсь риска, что дело может быть испорчено

3. Когда я работаю с другими над проектом:

30

 

Я могу хорошо влиять на других людей, при этом не оказывая на них сильного давления

31

 

Мое «шестое чувство» подсказывает и предохраняет меня от ошибок и инцидентов, которые иногда случаются из-за небрежности

32

 

Во имя достижения главных целей, я готов ускорять события, не тратя время на обсуждение

33

 

От меня всегда можно ожидать чего-то оригинального

34

 

Я всегда готов поддержать хорошее предложение, которое принесет выгоду всем

35

 

Я постоянно отслеживаю последние идеи и новейшие достижения

36

 

Я думаю, что мои способности к суждениям и оценкам могут внести большой вклад в принятие правильных решений

37

 

На меня всегда можно положиться на завершающем этапе работы

4. Мое отношение и  интерес к групповой работе:

40

 

Я искренне желаю узнать своих коллег получше

41

 

Я не боюсь ни оспаривать точку зрения другого человека, ни остаться  в меньшинстве

42

 

Обычно я могу доказать несостоятельность неудачного предложения

43

 

Я думаю, что я способен хорошо выполнять любую функцию ради выполнения общего плана

44

 

Часто я избегаю очевидных решений и прихожу вместо этого к неожиданным решениям проблемы

45

 

Я стремлюсь все, что я делаю доводить до совершенства

46

 

Я готов использовать контакты вне группы

47

 

Хотя я всегда открыт различным точкам зрения, я не испытываю трудностей при принятии решения

5. Я чувствую удовлетворение от работы, потому что:

50

 

Мне нравится анализировать ситуации  и оценивать возможные направления деятельности

51

 

Мне интересно находить практические пути решения проблемы

52

 

Мне приятно чувствовать, что я помогаю созданию хороших отношений на работе

53

 

Часто я имею сильное влияние на принимаемые решения

54

 

Я имею открытые, приветливые отношения с людьми, которые могут предложить что-то новенькое

55

 

Я могу убеждать людей в необходимости определенной линии действий

56

 

Я чувствую себя хорошо дома, когда я могу уделить максимум внимания заданию

57

 

Я люблю работать с чем-то, что стимулирует мое воображение

6. Когда задание трудное и незнакомое:

60

 

Я откладываю дело на время и размышляю над проблемой

61

 

Я готов сотрудничать с людьми, которые более позитивно и с большим энтузиазмом относятся к проблеме

62

 

Я пытаюсь сделать задание проще, подыскивая людей в группе, которые могут взять на себя решение части проблемы

63

 

Мое врожденное ощущение времени позволяет мне выдерживать сроки выполнения задания

64

 

Я думаю, мне удастся сохранить ясность мысли и спокойствие

65

 

Даже под давлением внешних обстоятельств я не отступаю от цели

66

 

Я готов взять лидерские обязанности на себя, если я чувствую, что группа не прогрессирует

67

 

Я бы начал дискуссию с целью стимулировать появление новых мыслей, способствующих решению проблемы

7. Проблемы, возникающие при работе в группах:

70

 

Я склонен выражать свое нетерпение по отношению к людям, которые стоят на пути развития прогресса (мешают)

71

 

Другие могут критиковать меня за то, что я слишком аналитичен и не подключаю интуицию

72

 

Мое желание убедиться в том, что работа выполняется с высоким качеством, может иногда привести к задержке

73

 

Мне быстро все надоедает, и я полагаюсь на то, что кто-то из группы стимулирует мой интерес

74

 

Мне трудно приступить к решению задачи, не имея четкой цели                                  

75

 

Иногда мне трудно объяснить и описать проблему в комплексе

76

 

Я знаю, что я требую от других того, что я сам не могу выполнить

77

 

Я затрудняюсь выражать собственное мнение, когда я нахожусь в очевидной оппозиции к большинству

Ключ.

Перенесите свои баллы из каждого блока опросника в таблицу внизу.

 

Председатель / Координатор

Творец / Формирователь

Генератор идей / Мыслитель

Эксперт / Оценщик

Работник / Исполнитель

Исследователь / Разведик

Дипломат / Коллективист

Реализатор / Доводчик

1

блок

13

15

12

17

14

10

11

16

2

блок

21

24

26

23

27

22

25

20

3

блок

30

32

33

36

31

35

34

37

4

блок

47

41

44

42

45

46

40

43

5

блок

55

53

57

50

56

54

52

51

6

блок

62

66

60

64

63

67

61

65

7

блок

76

70

75

71

72

73

77

74

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

Проследите, чтобы общая сумма всех баллов в итоговой строке была равна 70. Если итог не равен 70, пересчитайте, пожалуйста, еще раз, где-то была допущена ошибка. Наивысший балл по командной роли показывает, насколько хорошо Вы можете исполнять эту роль в управленческой команде. Следующий результат после наивысшего может обозначать поддерживающую роль, на которую Вы можете переключиться, если Ваша основная командная роль занята в группе.

Расшифровка (ответы) к методике Мередита Белбина.

Согласно теории Белбина, идеальный менеджер – тот, кто совмещает в себе все достоинства вышеперечисленных типов ролей и при этом лишен их недостатков, в силу противоречивости личностных характеристик не существует. Но то, что недоступно одному человеку, может с успехом выполнить команда, личностные характеристики которых охватывают качества, необходимые для реализации всех 8 ролей. Это не означает, что группа должна состоять непременно из восьми человек. Каждый человек может совмещать в себе несколько ролей, но, как правило, не очень много, обычно не более 2-3 ролей. Главное, чтобы все функции выполнялись. Полная ролевая структура создает основу для эффективной работы команды в целом.

В случае если группа работает неэффективно, полезно проанализировать ее состав на предмет 8 ролей по Белину. Возможно, что в команде не хватает сотрудника, играющего важную роль.

Классификация ролей в группе по Белбину.

Председатель. Поощряющий и поддерживающий тип. Склонен доверять людям и принимать их такими, какие они есть, без проявления ревности или подозрительности. Председатель — это сильное доминирование и преданность групповым целям. Стиль руководства командой Председателя — радушно принимать вносимые вклады в деятельность команды и оценивать их в соответствии с целями команды. Зрелый, уверенный, самодисциплинированный. Спокойный, несуетливый. Умеет четко формулировать цели, продвигает решения, делегирует полномочия. Организует работу команды и использование ресурсов в соответствии с групповыми целями. Имеет ясное представление о сильных и слабых сторонах команды и максимально использует потенциал каждого члена команды. Председатель может не обладать блестящим интеллектом, но он хорошо руководит людьми. Идеальный Председатель выглядит как хороший менеджер, то есть человек, знающий как использовать ресурсы, исключительно адаптивный при общении с людьми, но в то же время никогда не теряющий своего контроля над ситуацией и своей способности принимать самостоятельные решения, основанные на собственной оценке того, что необходимо на практике. Председатель — это хороший лидер для сбалансированной по своему составу команды, перед которой стоят сложные и многогранные проблемы, требующие эффективного распределения ролей внутри команды.

Формирователь. Предпринимательский тип. Формирователи всегда выступают как побудители к действию, и если команда склонна к бездействию или самодовольству, то присутствие Формирователя выведет ее из этого состояния. Такой лидер — динамичный, бросает вызов, оказывает давление. Стиль руководства Формирователя — оспаривать, мотивировать, достигать. Это более индивидуалистичный, чем Председатель тип лидера, который подталкивает людей к действиям и, увлекая их за собой, столь же часто приводит команду к неудаче, как и к успеху. Его мужество и энергия позволяют преодолевать трудности.

Формирователи по многим параметрам являются антиподами Коллективистов. Ненавидят проигрыши, склонны к провокациям, раздражению и нетерпению. Характеризуются высокой самооценкой, склонностью к фрустрации, общительностью и подозрительным отношением к людям. Это экстраверты, побуждаемые к действиям требованиями внешней среды. Как лидеры они хороши для уже сработанной команды, которая в своей работе столкнулась со сложным, внешним, либо внутренним препятствием. Как менеджеры Формирователи процветают в ситуациях, характеризующихся "политической сложностью", сдерживающей движение вперед.

Мыслитель. Интровертивный тип генератора идей. Изобретателен, обладает богатым воображением — человек с идеями, умеющий решать нестандартные проблемы. Как правило, Мыслители действуют в одиночку, сидя в своем углу и обдумывая различные варианты. Обладают высоким интеллектуальным уровнем и очень высоким показателем креативности. Это яркие представители интеллектуалов-одиночек, и они часто воспринимаются членами команды как не слишком коммуникабельные. Им свойственна прямота и честность в общении. Стиль Мыслителя — привносить инновационные идеи в работу команды и ее цели. Он склонен "витать в облаках" и игнорировать детали или протокол. Чем более успешно Мыслители осуществляют свою роль в команде, тем меньше их поведение похоже на привычную модель поведения менеджера. В мире организаций Мыслители не слишком процветают, и их менеджерская карьера редко бывает блестящей. Как правило, они очень способны и умелы, что приводит к тому, что в большинстве случаев они становятся техническими специалистами, а не занимают высокие управленческие посты. Мыслители чаще встречаются в новых, только формирующихся компаниях, поскольку по складу своему они скорее предприниматели, чем менеджеры.

Оценщик. Рассудителен, проницателен, обладает стратегическим мышлением. Видит все альтернативы, все взвешивает — инспектор. Оценщик объективен при анализе проблем и оценке идей. Редко охваченный энтузиазмом, он защищает команду от принятия импульсивных, отчаянных решений. Представители этой роли ярко не проявляют себя в команде до тех пор, пока не приходит время принятия важных решений. При этом члены команды, предлагающие идеи (Мыслитель и Разведчик) редко являются теми людьми, которые способны оценить выгоду от своих идей и их последствия. Представители этой роли отличаются высоким интеллектуальным уровнем, высокими показателями критичности мышления, особенно это касается их способности выдвигать контраргументы. Оценщики достаточно медлительны в своих рассуждениях и всегда предпочитают все тщательно обдумывать. Оценщикам может не хватать вдохновения или способности мотивировать других. Окружающими они могут восприниматься как сухие, несколько занудные и порой чересчур критичные люди. Многие даже удивляются, как представители этой категории вообще становятся менеджерами. Тем не менее Оценщики нередко занимают высокие стратегические посты в организациях.

Исполнитель. Основным качеством Исполнителей является дисциплинированность; другие же природные способности или интеллект почти всегда в их случае вторичны. Стиль исполнителя в команде — организация работ. Исполнители надежны, консервативны и эффективны. Они обладают внутренней стабильностью и низким уровнем беспокойства. Работают преимущественно на команду, а не ради удовлетворения собственных интересов. Умеют реализовать идеи в практических действиях.

Исполнители принимают поставленные перед ними цели, которые становятся частью их морального кодекса, и придерживаются их при выполнении работ. Они систематически составляют планы и выполняют их. Очень эффективные организаторы и администраторы. Они могут иметь недостаток гибкости и не любят непроверенные идеи.

В крупных, хорошо структурированных организациях карьера таких людей обычно складывается очень успешно. Успех и признание приходят к Исполнителям со временем в результате того, что они систематически делают ту работу, которую необходимо делать, даже если она не отвечает их внутренним интересам или не приносит удовольствия.

Разведчик. Экстравертивный тип генератора идей. Энтузиаст, общителен. Это еще один член команды, ориентированный на предложение новых идей. Однако, способ генерации идей Разведчиками и сам характер предлагаемых ими идей отличны от мыслителей. Они склонны не столько сами предлагать оригинальные идеи, сколько "подбирать" фрагменты идей окружающих и развивать их. Разведчики особо искусны в изучении ресурсов за пределами команды. Стиль построения команды разведчика — создать сеть и собирать полезные ресурсы для команды. При средних показателях интеллектуального уровня и креативности, они общительны, любознательны и социально ориентированы. Благодаря этим качествам и умению использовать ресурсы Разведчики легче, чем Мыслители интегрируются в команду. При умелом руководстве лидера команды Мыслитель и Разведчик могут успешно сосуществовать вместе, не покушаясь на территорию друг друга и внося каждый свой вклад в предложение новых идей.

Коллективист. Мягкий, восприимчивый, дипломатичный. Умеет слушать, предотвращает трения членов команды — чувствителен по отношению и к индивидам, и к ситуациям. Коллективист играет ориентированную на отношения, поддерживающую роль в команде. Если в команде есть сложные в общении люди, то Коллективисты способны оказать мягкое воздействие на ситуацию и предотвратить потенциальные конфликты, тем самым оказывая помощь формальному лидеру команды в выполнении поставленной задачи. Коллективист может быть нерешителен в момент кризиса. Представители этого типа нередко встречаются среди высшего руководства организаций. Из них получаются отличные наставники молодых менеджеров.

Доводчик. Старателен и добросовестен. Ищет ошибки и упущения. Контролирует сроки выполнения поручений. Как правило, об успехе команды судят по окончательным результатам ее работы. При этом многие люди почти патологически не могут довести начатое ими до конца, и умение завершать начатое является достаточно редким качеством. Доводчики — это люди обладающие этим даром в полной мере. Их отличает внимание к деталям и умение держать в голове запланированное, обеспечивая чтобы ничего не упускалось и все детали плана были доведены до завершения. Они предпочитают постоянные усилия, согласованность и последовательность действий "кавалерийским атакам". Они ориентированы на выполнение обязательств и меньше интересуются эффектным и громким успехом. Склонность к достижению совершенства во всем, за что они берутся, и непреклонность в достижении намеченного — их непременные качества. К их слабым сторонам следует отнести недостаточную гибкость, в результате чего они порой тратят слишком много сил на достижение поставленных целей, которые при изменившихся обстоятельствах оказываются недостижимыми

Предыдущая