КА  «Профессиональное тестирование»

М.Г. Подопригора, А.Д. Тытарь
Теория организации и организационное поведение
Учебное пособие для магистрантов. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 264 с.

Предыдущая

9. Формирование группового поведения в организации

Практические упражнения по теме «Формирование группового поведения в организации»

1. Практическое упражнение «Кораблекрушение на Луне»

Цели.

1. Осознать достоинства и недостатки группового принятия решений.      

2. Проанализировать факторы, влияющие на эффективность работы людей в группах.

Задание.

1. Познакомьтесь с проблемой кораблекрушения на Луне. Решите задачу самостоятельно.

Кораблекрушение на Луне.

Ваш космический корабль потерпел кораблекрушение на Луне. По плану вы должны были встретиться со станцией, находящейся на расстоянии 300 км от этого места на освещенной стороне Луны. Все уничтожено, кроме коробка спичек, пищевых концентратов, 20 м нейлонового шнура, шелкового купола парашюта, переносного обогревателя на солнечных батареях, коробки сухого молока, двух баллонов с кислородом по 50 кг, звездной карты лунного небосклона, самонадувающейся спасательной лодки, компаса, 25 л воды, сигнальных ракет, аптечки первой помощи с инъекционными иглами и приемопередатчикa с частотной модуляцией на солнечных батареях.

Жизнь экипажа зависит от того, сможет ли он добраться до станции. Ваша задача: выбрать наиболее необходимые предметы для преодоления пути в 300 км. Вы должны расположить перечисленные 14 предметов в порядке их значимости для сохранения вашей жизни. Номером 1 обозначьте наиболее значимый предмет, а номером 14 — наименее значимый.

2. Разбейтесь на группы, познакомьте друг друга со своими индивидуальными вариантами решения задачи. После решите задачу группой, достигнув согласия.

3.      Познакомьтесь с правильным вариантом решения и подсчитайте индивидуальные и коллективные штрафные очки. Сумма индивидуальных штрафных очков дает результат индивидуального решения проблемы, сумма коллективных штрафных очков – результат решения проблемы в группе. Результаты заносятся в табл.7.

Таблица 7

Результаты

Группы

1

2

3

4

5

Коллективный результат

 

 

 

 

 

Средний результат отдельных членов группы

 

 

 

 

 

Разница между коллективным результатом и средним результатом отдельных членов группы

 

 

 

 

 

Самый хороший и самый плохой результаты, достигнутые отдельными членами группы

 

 

 

 

 

4. Сравните коллективные результаты с результатами отдельных членов группы. Ответьте на следующие вопросы:

Одинаковы ли результаты при выполнении работы индивидуально и в группе? Если нет, то почему возникли различия между ними? Что помогало и что мешало работе группы при выработке общегруппового решения? Какие существуют основные преимущества и недостатки коллективной работы по сравнению с индивидуальной? Подумайте, что могло бы улучшить коллективное решение производственных проблем на рабочих местах?

Правильное решение проблемы.

Данное решение разработано специалистами по космическим полетам. Штрафные очки равняются абсолютной разнице (без учета знаков «плюс» и «минус») между номерами предметов в вашем варианте ответа и в правильном. Например, если правильный номер — 9, а ваш — 5 (или наоборот), то вы получили 4 штрафных очка. Ваш общий результат равен сумме штрафных очков.

Предмет

Правильный номер

Пояснения специалистов

Коробок спичек

14

На луне нет кислорода, который необходим при горении, поэтому спички совершенно не нужны

Пищевые концентраты

4

Эффективное средство для поддержания необходимой энергии

20 м нейлонового шнура

6

Могут быть использованы для преодоления скал и переноски раненых

Шелковый купол парашюта

8

Может защитить от солнечных лучей

Переносной обогреватель на солнечных батареях

12

Не нужен на солнечной стороне

Коробка сухого молока

11

Более громоздкая замена пищевого концентрата

Два баллона с кислородом по 50 кг

1

Самое необходимое для поддержания жизни

Звездная карта лунного небосклона

3

Необходима при навигации

Самонадувающаяся спасательная лодка

9

Баллоны с СО2 можно использовать в качестве привода для двигателя

Компас

13

Магнитное поле на Луне не поляризовано, поэтому компас в данном случае бесполезен

25 л воды

2

Необходимы для возмещения потерь влаги в организме на освещенной стороне

Сигнальные ракеты

10

Аварийные сигналы будут необходимы при приближении к станции

Аптечка первой помощи с инъекционными иглами

7

Иглы для впрыскивания витаминов, лекарств и т. д. подходят для специальных устройств в скафандрах

Приемопередатчик с частотной модуляцией на солнечных батареях

5

Для связи со станцией приемник с частотной модуляцией применим только на небольших расстояниях

Предыдущая