КА  «Профессиональное тестирование»

М.Г. Подопригора, А.Д. Тытарь
Теория организации и организационное поведение
Учебное пособие для магистрантов. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 264 с.

Предыдущая

2. Организация как объект управления

2.1. Понятие и типы организаций

Современный мир нередко рассматривается как мир самых разных организаций. Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики. Это играет большую роль при рассмотрении организаций как объектов управления. Многообразие целей и задач организаций приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников.

В целом, под организацией понимается совокупность людей и групп, целенаправленно объединенных и существующих совместно.

Организация — это объединение людей ради реализации некой миссии и достижения определенной цели, осуществляющих совместную деятельность через разделение обязанностей, объединенных единым организационным стержнем и правилами, а также определенным властным началом в рамках неких границ в той или иной организационной форме для создания новой сущности. Рассмотрим обозначенные критерии.

1. Организация — это всегда объединение тех или иных людей, то есть социальная сущность организации — это человеческий коллектив, существующий с определенными особенностями в той или иной среде. Может ли организация состоять из одного человека? Видимо, нет, поскольку любая целенаправленная деятельность подразумевает человеческие отношения. В силу чего объединяются эти люди? В силу того, что каждый в отдельности из них не может достигнуть того, что ему необходимо. Только в системе, только объединившись, люди способны сделать значительно больше, чем даже суммировав возможные результаты труда каждого в отдельности. Объединение обеспечивает синергетический эффект.

2. Наличие мисси и общей главной цели в организации связано с тем, что любая организация осуществляет социально значимую целенаправленную деятельность.

Миссия организации — это ее предназначение, то, во имя чего люди объединяются и осуществляют свою деятельность, тот след, который организация оставляет в истории, и та роль, которую она играет в обществе.

3. Совместная деятельность в той или иной форме также осуществляется в любой организации. Это означает, что люди, объединенные в данном образовании, совместно осуществляют некие деяния, исходящие из поставленных целей и задач. Несмотря на то, что данная деятельность носит совместный характер, ее содержание может чрезвычайно сильно отличаться даже в самой маленькой организации. В связи с этим появляются функциональные направления деятельности (производство, маркетинг, инновации, финансы, персонал и др.), то есть работа внутри одной организации, но с различным ее содержанием. Совместная деятельность далеко не всегда означает, что люди просто «вместе работают». Суть данного явления заключается в том, что различные лица взаимно дополняют друг друга, а результаты их труда «объединяются», формируя общий консолидированный результат организации.

4. Разделение обязанностей присутствует в любых, даже самых примитивных организациях. Так, в первобытном племени есть вожди, жрецы, воины и др. В современных организациях разделение обязанностей и труда имеет многомерную сложную основу, без которой немыслимо нормальное существование социальной системы.

5. Организационный стержень — это внутреннее притяжение в организации. Речь идет о том, что организация как бы «пронизана» теми или иными «внутренними структурными и коммуникационными нитями», обеспечивающими организационное единство. Данный стержень может базироваться на общих интересах, на договорных отношениях, на членстве или подданстве. То есть организационный стержень — это совокупность особенностей, предопределяющих пребывание того или иного лица в данной организации. Данное явление не подменяет структуры в организации, а является одной из сторон структурных отношений в организации.

6. Правила подразумевают не только принципы создания и управления организацией, но и внутренний распорядок, правовую основу деятельности, регулирование взаимодействия в коллективе. Иногда правила превращаются в регламенты, тогда организация становится формальной. В случае отсутствия «писаных», то есть закрепленных правил и использования традиций или неформального договора, организация остается неформальной (первобытное племя или клуб друзей).

7. Происхождение и реализация власти и управления в организации присутствуют всегда, поскольку необходимо постоянное побуждение людей к целенаправленной деятельности.

Власть выступает в качестве инструмента внутреннего влияния на поведение и побуждение к определенному действию членов данной организации. С данной категорией связан еще ряд понятий:

– полномочия — это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия людей на выполение определенных задач;

– ответственность — это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение;

– делегирование — это передача полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за решение той или иной задачи.

8. Границы в организации всегда имеют условное значение, тем не менее, нельзя сказать, что они отсутствуют абсолютно. Действительно, организация — это открытая система, которая постоянно взаимодействует с внешней средой.

С другой стороны, организация всегда существует в неком ареале, то есть в определенных рамках; среди них можно выделить следующие:

·                   месторасположение организации (юридический и физический адреса);

·                   территория, где расположены поставщики и партнеры организации;

·                   территория, на которой реализуются продукты организации;

·                   территория, на которой проживают учредители и сотрудники организации;

·                   территория, на которой известно о существовании данной организации;

·                   территория, на которую намерена «проникнуть» организация и др.

Считается, что границы отсутствуют у организаций, «живущих» в сети Интернет. Действительно, для них не существует национальных и географических границ, но при этом присутствуют лингвистические (любой сайт поддерживает ограниченное число языков), а также интеллектуально-технические ограничители (наличие компьютера и навыки пользователя).

Безусловно, в современном мире границы постепенно стираются, но всегда будут присутствовать финансовые рамки (наличие определенных финансовых ресурсов), а также некие социальные границы, связанные с традициями, привычками, интересами предпринимателей и потребителей.

9. Организационная форма присутствует в любой организации (нет содержания без формы).

Под организационной формой понимается совокупность особенностей формирования и функционирования той или иной организации, включая характеристики системы и процесса управления.

Частным случаем организационных форм являются организационно-правовые формы организаций — определенные законом варианты существования юридических лиц. Организационная форма есть у всех социальных явлений. Для организации она выступает именно «контуром» тех или иных проявлений организованности, которые реализуются в различных вариантах: корпорации, общественные объединения, тайные общества и др.

10. Появление новой сущности — то, ради чего создается организация. В одиночестве человек способен на многое, по вместе с соратниками еще на большее. Только совместная реализация задуманного способствует появлению того, чего до рождения организации не было — продукта, прибыли, удовлетворенной потребности и др.

Типы организаций

Механистический тип организации существует в условиях стабильности рыночной и технологической среды, предсказуемого направления развития деятельности и организации. Такое положение возможно только в идеальной ситуации полного покоя или равномерного движения общества по заданному вектору.

Современный этап развития мировой экономики предполагает наличие высокой степени изменчивости технологической и рыночной среды, чему более соответствует органический тип организации, когда нет жесткой структуры, четкого распределения работ, а существуют механизмы быстрой адаптации к изменениям среды.

Классификация организаций

Для того чтобы лучше представить себе многообразие организаций, сформулируем ряд критериев, по которым они классифицируются.

С точки зрения формализации организации делятся на формальные и неформальные.

С точки зрения права собственности организации могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

С точки зрения результатов деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

С точки зрения размеров организации подразделяются на малые, средние и крупные.

С точки зрения отношения к прибыли существуют некоммерческие и коммерческие организации.

Организации также могут группироваться в зависимости от сектора производства. Например, добывающие организации, перерабатывающие, оказывающие услуги, занятые в сфере информационных технологий.

Предыдущая