КА  «Профессиональное тестирование»

М.Г. Подопригора, А.Д. Тытарь
Теория организации и организационное поведение
Учебное пособие для магистрантов. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 264 с.

Предыдущая

2. Организация как объект управления

2.3. Организация как система. Внешняя и внутренняя среда

Строение любой организации подчиняется определенным закономерностям, и в организации всегда присутствуют элементы, необходимые для ее формирования, функционирования и развития.

Структура организации

Структура представляет собой каркас внутреннего строения организации, ее «скелет», или состав, и соотношение входящих в организацию подсистем.

Структура отвечает на вопрос: из чего состоит организация? Структура отражает содержание организации, как оглавление отражает содержимое книги.

Структура организации — это система построения и деятельности организации, ее подразделений, взаимоотношений между ними, особенностей и направлений функционирования и развития.

Выделяют различные виды структур в зависимости от их содержания и назначения (табл. 3). В таблице представлены в основном макроструктуры без детального анализа их содержания.

Организационная структура, в частности, проявляет себя в организационной структуре управления, которая отражает особенности организации и деятельности управляющей системы в организации. Характеристики организационной структуры организации см. в п.4.

Таблица 3

Структуры организации

Вид структуры

Общее содержание

Функциональная

Структурирование в зависимости от функциональных направлений деятельности — производство, маркетинг, финансы, кадры, инновации и др.

Продуктовая

Структурирование в зависимости от того, какой продукт является результатом деятельности организации (товары, услуги, информация и др.)

Производственная

Структурирование в зависимости от особенностей производства

Региональная

Структурирование в зависимости от территориального построения организации

Организационная

Структурирование в зависимости от особенностей построения и функционирования организации: особенности иерархии, число уровней, каналы коммуникации, управление и производство и др.

Подразделения организации

Одним из результатов структурирования являются подразделения организации, то есть постоянные образования внутри организации, которые могут иметь как управленческие, так и производственные, а также иные функции.

Органы организации

Органами считаются устойчивые управленческие образования внутри организации, то есть это основные управляющие подсистемы социальной системы или организации в организации.

В зависимости от предназначения, способа принятия решений и сферы деятельности выделяются различные группы органов (табл. 4).

Таблица 4

Органы организации

Наименование группы органов

Содержание деятельности органов

Группы органов в зависимости от их предназначения

Руководящие

Осуществляют общее руководство организацией, принимают основные решения

Представительные

Формируются из представителей собственников, партнерских организаций и руководящих органов. Осуществляют «представительную власть» на федеральном уровне

Исполнительные

Осуществляют деятельность по реализации принятых решений («исполнительную власть»)

Консультативные

Создаются для реализации коллегиальных функций и оказывают руководящим органам консультационные услуги (функции «штабов»)

Контрольно-ревизионные

Осуществляют контроль за соблюдением закона, внутренних документов и принятых решений

Группы органов в зависимости от способа принятия решений

Единоличные

Орган состоит из одного лица, самостоятельно принимающего решения

Коллегиальные

Орган состоит из нескольких лиц, решения принимаются совместно коллегиально

Группы органов в зависимости от территориальной сферы деятельности

Федеральные

Органы осуществляют деятельность на всей территории государства

Региональные

Органы осуществляют деятельность на территории регионов (субъектов федерации)

Местные

Органы осуществляют деятельность на территории муниципальных образований

Группы органов в зависимости от содержания сферы деятельности

Функциональные

Органы осуществляют деятельность в зависимости от функциональных направлений деятельности

Проектные

Органы осуществляют деятельность на проектных основаниях

Дивизиональные

Органы осуществляют деятельность по работе на определенных территориях, по выпуску определенного продукта, по работе на определенных рынках (дивизиональная деятельность)

Органы являются одним из видов структурных подразделений — элементов организации, определенных структурой. Кроме органов, в организации выделяются рабочие группы, совещательные, наблюдательные и другие советы, которые представляют собой непостоянные открытые, а иногда и неформальные образования.

Иерархия в организациях

Иерархией является порядок соподчиненности органов в организации. Для организации характерны два основных вида иерархий: управленческая и профессиональная. Управленческой иерархией является соподчиненность органов и лиц, входящих в управляющую систему организации, то есть осуществляющих управленческую деятельность в организации; это иерархия менеджеров от высшего руководства до низового управленческого звена. Профессиональная иерархия представляет собой порядок соподчиненности органов и лиц, работающих в организации в одной профессиональной сфере деятельности, в первую очередь, отражающей отраслевую или проблемную принадлежность организации.

Безусловно, все иерархии взаимопроникают и взаимодополняют друг друга, а в небольших организациях сложно провести четкую грань между ними.

Уровни в организации

Уровень в организации — горизонталь, определяющая равнозначные по иерархии элементы структуры, органы в организации.

В организациях органами одного уровня являются высший руководящий и центральный контрольно-ревизионные органы, органами другого уровня — все центральные исполнительные и консультативные органы, органами третьего уровня — органы, например, территориальных подразделений организации и т. д.

Направления деятельности в организации

Направления деятельности определяют содержание работы тех или иных органов. Как уже говорилось выше, они бывают функциональными, проектными, дивизиональными и др. В зависимости от этого формируются организационные структуры управления организаций, о чем будет сказано в последующих разделах.

Взаимосвязь в организации

Взаимосвязи, взаимоотношения, связи в организации — это механизмы обмена информацией, ресурсами и др. Взаимодействия вместе с органами формируют структуру организации.

Внутри организаций представлены самые разные взаимоотношения: профессиональные, организационные, информационные, кадровые и др.

Каналы коммуникации в организации

Взаимоотношения в организациях осуществляются, в том числе, посредством каналов коммуникации, которые представляют собой способы продвижения внутри организации информации, ресурсов и др.

Особым видом каналов коммуникации являются каналы горизонтальной или вертикальной мобильности индивидов, которые представляют собой механизмы перемещения сотрудников в организации либо по горизонтали (например, из одного подразделения в другое), либо по вертикали (например, по карьерной лестнице).

Базовые элементы

Любая организация — это не просто общность, а совокупность общностей, объединенных в одной организации. Эти общности посредством координационной управленческой деятельности объединяются в единое целое. Системообразующие организационные объединения, которые, по сути, являются фундаментом в организме организации, называются базовыми элементами.

Таким образом, организация формируется своей структурой, подразделениями, органами, расположенными по определенной иерархии на определенных уровнях с определенными направлениями деятельности, а также базовыми элементами. В организации устанавливаются взаимодействия и строятся каналы коммуникации для взаимодействия между органами и подразделениями.

Элементы системы организации

Как уже было сказано выше, организация представляет собой частный (социальный) случай системы — совокупности взаимосвязанных элементов, формирующих новое единое целое.

Организация как система в общем виде состоит из двух основных частей — управляющей системы (субъект управления) и управляемой системы (объект управления).

Управляющая система организации — совокупность элементов организации, осуществляющих управленческую деятельность внутри организации для реализации миссии, достижения поставленных целей, обеспечения ее деятельности через осуществление принятия и реализации управленческих решений.

Управляемая система организации — совокупность элементов организации, осуществляющая деятельность внутри организации, определяемую управляющей системой организации.

Управляющая и управляемая системы, безусловно, связаны и оказывают воздействие друг на друга.

Иногда управляющая и управляемая система пересекаются так сильно, что в организации нельзя провести четкую границу между субъектом и объектом управления. В этом случае, в частности, в организации появляется самоуправление.

Самоуправление в организации — деятельность лиц и структурных подразделений данной организации по самостоятельному осуществлению управленческих и иных функций.

Понятие о внешней и внутренней среде

Внешняя и внутренняя среда являются важнейшими характеристиками организации как системы.

Внутренняя среда организации — совокупность факторов, определяющих внутреннее состояние данной организации. Эти факторы поддаются непосредственному изменению со стороны организации.

Внешняя среда организации — совокупность факторов, определяющих внешнее воздействие на состояние организации, на которые сама организация не может оказать существенного влияния. Факторы внешней среды, оказывающие непосредственное влияние на организацию, называются факторами внешней среды прямого действия (деловая среда). Факторы внешней среды, оказывающие опосредованное влияние на организацию, называются факторами внешней среды косвенного действия (рис. 2).

Рис. 2. Факторы внутренней и внешней среды организации

 

Внутренняя среда организации

Рассмотрим факторы внутренней среды организации подробнее.

Ресурсы организации представляют собой всю совокупность средств для осуществления ее деятельности.

Несмотря на то, что ресурсы используются и накапливаются внутри организации, они поступают в нее из внешней среды, что обеспечивает открытость организации.

Ресурсы в организации представлены в различных формах.

Информация — совокупность ресурсов, содержащих описание состояния всех сторон функционирования и деятельности организации. Данный ресурс является одним из ключевых в организации в силу того, что управленческая деятельность носит информационный характер.

В связи с этим особое значение приобретают информационные каналы как механизмы доведения до потребителя информации об организации. К данным каналам, в первую очередь, относятся средства массовой коммуникации (электронные, печатные, интернет-каналы и др.), а также каналы непосредственного взаимодействия с потребителем (промоакции и др.).

Технологии и ноу-хау — совокупность информационно-интеллектуальных ресурсов, позволяющих осуществлять деятельность организации на профессиональном уровне. Данный ресурс, безусловно, связан с информацией, но имеет конкретное предназначение — производственное.

Управленческий и производственный персонал (аппарат) — совокупность кадровых ресурсов организации, которые обеспечивают функционирование организации и вносят решающий вклад в производство ее продуктов.

Технические средства управления, технические средства труда и другие материально-технические ресурсы — совокупность ресурсов, формирующих материально-техническую основу для деятельности организации. К данным ресурсам относятся помещения, оборудование, в том числе компьютерное, и средства связи, офисные и производственные принадлежности и др. — все то, без чего технически невозможен производственный процесс.

Финансы — совокупность денежных и иных ресурсов, обеспечивающих экономическую основу деятельности организации, без которой невозможно производство и реализация продукта, так как необходимо выдавать заработную плату персоналу, содержать помещения, покупать оборудование, оплачивать продвижение продуктов и др.

Организация как ресурс представляет собой систему, создающую организационную и правовую основу для той или иной профессиональной деятельности. В частности, невозможно продвижение того или иного продукта на рынке зарубежной страны без открытия представительства или дочерней компании-резидента данного государства.

Культура (организационная культура) организации — это система общепринятых в организации ценностей, поведения, нравственных принципов, представлений и подходов к ее деятельности, к формам отношений и к достижению результатов организации, которые отличают ее от других организаций[2].

Внешняя среда организации

Как уже отмечалось, внешняя среда — совокупность условий пребывания организации, на которые она не может оказать существенного влияния.

Внешняя среда организации прямого действия

Учредители — лица, принявшие решение о создании данной организации, то есть те, кто является первичной общностью, вокруг которой и по воле которой будет формироваться новая организация. Учредители, как правило, становятся первыми собственниками и акционерами организации, к которым впоследствии могут примкнуть и другие инвесторы, желающие принять участие в жизни данной организации.

Потребители — лица, потенциально готовые приобретать продукты данной организации, все те, от мнения и настроения которых зависит настоящее и будущее всех организаций.

Партнеры — это организации и лица, оказывающие организации то или иное содействие в ее деятельности. Партнерами организации могут быть:

– поставщики сырья, комплектующих, оборудования и материалов;

– оптовики;

– организации, оказывающие содействие в продвижении продуктов организации и др.

Конкуренты — это организации, выступающие по отношению к данной организации соперниками в борьбе за потребителя. Наиболее жесткие конкурентные отношения складываются между организациями, производящими сходные или взаимозамещающие продукты.

Государство — часть внешнего окружения организации, которая выступает для нее как арбитр, определяющий правила игры и следящий за их соблюдением.

Местные сообщества — совокупность проживающих или работающих на данной территории граждан. Это фактор внешней среды организации, в котором пребывает каждодневная деятельность данной организации.

Объединения организаций — союзы, ассоциации и иные варианты консолидации, в которых так или иначе вынуждена участвовать почти каждая организация. Об особенностях интеграционных процессов мы поговорим ниже.

Внешняя среда организации косвенного действия

Политическая среда — совокупность внешних политических условий, в которых пребывает организация. К данному фактору относятся политическая система, общественно-политические настроения, преобладающие в обществе идеологические и политические ценности, особенности межпартийных отношений, уровень политической нестабильности и др.

Правовая среда — совокупность юридических условий создания, функционирования и развития организации. Они представляют собой систему нормативно- правовых актов, регулирующих существование организаций.

Экономическая среда — совокупность условий функционирования и развития организаций с точки зрения социально-экономического состояния общества и государства. Экономика оказывает влияние на организацию не только через возможности привлечения инвестиций и продвижения продукта, но и через макроэкономическую ситуацию в стране, когда темпы роста экономики, предпринимательская активность и благосостояние граждан становятся важнейшими факторами.

Культурная среда — совокупность условий функционирования и развития организации с точки зрения духовной жизни общества. Здесь выделяется идейная среда, а также совокупность условий этнического, религиозного, демографического и иного социального характера, которые так или иначе оказывают влияние на организацию.

Географические условия — совокупность условий, связанных с территориальным расположением организации и ее структурных подразделений. Территориальная сфера организационной деятельности проявляется в климатических, геофизических, транспортных и иных факторах.

Экология — совокупность условий жизнедеятельности организации, связанных с балансом природы и человека. Данный аспект, безусловно, влияет на все стороны деятельности любой организации.

Науч

но-технический прогресс — это фактор, связанный с ускорением развития науки и техники в современных условиях. Для организации это имеет технологическое значение, так как позволяет использовать в ее деятельности достижения науки и техники.

Международные отношения, безусловно, являются фактором внешней среды для крупной или внешнеэкономической организации, что обусловлено постоянной интеграцией России в международные и глобальные, в том числе торговые институты.

Таким образом, организация подвергается воздействию множества внешних переменных, что необходимо учитывать в практической деятельности.



[2] Подробнее об организационной культуре см. в пп.1.2.2.

Предыдущая