КА  «Профессиональное тестирование»

М.Г. Подопригора, А.Д. Тытарь
Теория организации и организационное поведение
Учебное пособие для магистрантов. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 264 с.

Предыдущая

6. Мотивация персонала

Тесты по теме «Мотивация персонала»

3. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)

Система ценностей ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу жизненной концепции и «философии жизни»,  основу мировоззрения. Ценностные ориентации являются ядром мотивации и жизненной активности.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

– терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

– инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Итак…

Перед вами два списка ценностей. Присвойте каждой ценности ранговый номер, руководствуясь порядком их значимости для Вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.

Внимательно изучите все ценности, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, присвойте ей номер один. Затем выберите вторую по значимости ценность и дайте ей следующий номер. Наименее важная останется последней и будет восемнадцатой. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, изменив порядковые номера ценностей. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию.

Список А (терминальные ценности):

- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

- здоровье (физическое и психическое);

- интересная работа;

- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в  искусстве);

- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

- наличие хороших и верных друзей;

- общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

- счастливая семейная жизнь;

- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

- творчество (возможность творческой деятельности);

- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

- воспитанность (хорошие манеры);

- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

- жизнерадостность (чувство юмора);

- исполнительность (дисциплинированность);

- независимость *(способность действовать самостоятельно, решительно);

- непримиримость к недостаткам своим и чужим;

- образованность (широта знаний, высокая общая культура);

- ответственность (чувство долга, умение держать слово);

- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

- честность (правдивость, искренность);

- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

- чуткость (заботливость).

Посмотрите на ваш список. Ответьте на следующие вопросы:

"В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?"

"Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?"

"Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?"

"Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?"

"Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?"

".............через 5 или 10 лет?"

"Как ранжировали бы ценности близкие вам люди?"

Обработка данного теста основана на вашей способности к саморефлексии.

Предыдущая