КА  «Профессиональное тестирование»

А.Н. Федоров
Мировая экономика: лекции
Ростов-на-Дону, 2003.

Предыдущая

1. Основы мировой экономики

1.4. Выигрыш от внешней торговли

Аппарат кривых спроса-предложения позволяет отдельно рассмот­реть воздействие либерализации торговли на производителей това­ров, конкурирующих с импортом, и на тех, кто только потребляет импортные товары (такое деление достаточно условно, поскольку на практике масса людей принадлежит к обеим группам).

На рис. 1.2. показано, что дает внешняя торговля производителям и потребителям сукна по отдельности.

Рис. 1.2. Воздействие торговли на потребителей импортируемой продукции, конкурирующих между собой производителей-импортеров и на всю страну:

I – американский рынок сукна;

II – международная торговля сукном;

* – бушелей за ярд; ** млрд. ярдов в год.

Остальные условные обозначения – см. рис. 1.1.

Обратимся сначала к потребителям сукна.

В точке А в отсутствие международной торговли потребители дол­жны ежегодно тратить 80 млрд. бушелей пшеницы, чтобы иметь свои 40 млрд. ярдов сукна. Это значит, что их чистый потребительский выигрыш от покупки сукна равняется не всей площади под кривой спроса[1], а за вычетом прямоугольника в 80 млрд. бушелей, отсекае­мого линией цены, уплаченной за сукно.

Таким образом, чистый выигрыш потребителей от покупки сукна в отсутствие международной торговли сводится лишь к треугольнику с. Эта область чистого выигрыша под кривой спроса, ограниченная снизу линией цены, называется дополнительной выгодой потребителя (consumer surplus). Ее площадь показывает, как расценивают по­требители возможность покупать сукно по цене более низкой, чем некоторые из них готовы заплатить.

Установление торговых отношений приносит чистый выигрыш потребителям сукна. Это происходит в результате снижения цен. Понятие дополнительной выгоды для потребителей позволяет количествен­но оценить, что дает более выгодная цена потребителям сукна. В точ­ке В потребители суммарно получают выгоды, представленные всей областью под кривой спроса вплоть до точки В, а их расходы на сукно составляют всего лишь область, лежащую под линией цены 1 бушель за ярд, то есть 60 млрд. бушелей пшеницы в год.

Это означает, что в условиях свободной международной торговли дополнительная выгода потребителей складывается из областей а+b+с+d. Таким образом, установление торговых отношений прино­сит потребителям чистый выигрыш в размере а+b+d (этот выиг­рыш приходится на множество людей, большинство из которых про­изводят пшеницу, но есть среди них и производители сукна).

Совсем иной результат дает установление торговых отношений для производителей сукна.

В отсутствие внешней торговли, продавая сукно в точке А, производители получают выручку, равную произведению количества сукна на его цену, то есть 2 бушеля за ярд ´ 40 млрд. ярдов = 80 млрд. бушелей в год. Оплатив из этой выручки все издержки (пло­щадь под кривой предложения), они получают, в отсутствие торгов­ли, в свое распоряжение область, лежащую вверх от кривой спроса до линии цены, то есть а + е. Этот чистый выигрыш, разницу между выручкой и издержками производителей, часто называют дополни­тельной выгодой производителя (producer surplus). Его величина пока­зывает, как расценивают производители возможность обменивать сукно на пшеницу.

Производители сукна одновременно являются потребителями как сукна, так и пшеницы, и их дополнительную выгоду следует при­плюсовать к дополнительной выгоде потребителей, чтобы оценить результирующее воздействие рыночных изменений на обе группы.

В результате установления торговых отношений производители сукна получают более низкую цену за свою продукцию. Это ведет к сокращению дохода части населения, производившего сукно к мо­менту начала торговли. Сокращение доходности производства сукна должно повлечь за собой отток ресурсов из его производства (и при­ток их в производство пшеницы). На рис. 1.2, I в точке С производится меньше сукна, чем в точке А. Это происходит потому, что более низ­кая цена делает неприбыльным производство добавочных ярдов сук­на, если связанные с этим дополнительные издержки превышают бушель пшеницы за каждый ярд.

В условиях внешней торговли в точке С производители сукна вы­нуждены остановиться на меньшем объеме выпуска и продаж, а так­же меньших цене и предельных издержках замещения. Их дополни­тельная выгода сокращается до размеров одной только области е. Раз­решение свободной международной торговли обошлось им в потерю области а, то есть дополнительной выгоды не только от выпуска 20 млрд. ярдов по-прежнему производимого сукна, но и тех 20 млрд. что с выгодой производились в отсутствие торговли, а теперь вытес­нены импортом.

Итак, мы пришли к выводу, что потребители в результате уста­новления торговых отношений получают область а+b+d, производители теряют а. Что же можно сказать о чистом выигрыше для страны, где живут как потребители, так и производители сукна?

Мы не можем сравнивать изменения в благосостоянии различных групп, не давая субъективной оценки значимости выгод или потерь каждой из них. Наш анализ позволяет отдельно измерить последствия внешней торговли для разных групп, но ничего не говорит о том, насколько каждая важна дал нас.

Какая же часть выигрыша потребителей «съедается» потерями про­изво­дителей?

Экономисты решают этот вопрос, прибегнув к оценочному суж­дению, которое мы назовем критерием «равноценности денег».

Согласно этому критерию, к каждому доллару выигрыша или убытка следует относиться одинаково, вне зависимости от того, чьи они. То есть в основе этого критерия лежит стремление оценивать последствия внешней торговли с позиций только общего благососто­яния, не учитывая распределительные аспекты.

Критерий «равноценности денег» дает четкую формулу для под­счета чистого выигрыша всей нации от внешней торговли.

Очевидно, что если потребители сукна приобретают области a+b+d, а производители теряют область а, то чистый выигрыш на­ции в результате установления торговых отношений будет равен b+d – треугольнику, площадь которого равна 20 млрд. бушелей в год

.

Таким образом, мы видим, что для количественной оценки чис­того выигрыша нации необходимо рассчитать объем торговли (у нас он представлен импортом сукна) и изменение цены в результате внешней торговли.

Для получения количественной оценки чистого эффекта для ос­тального мира также достаточно знать объем торговли и изменение цен.

Поскольку остальной мир получает дополнительно область f (см. рис. 1.2, II), а США – области b+d, мы приходим к выводу, что международная торговля выгодна для всего мира.

Итак, мы убедились в том, что внешняя торговля выгодна для обеих сторон. Теперь необходимо выяснить, как эти выгоды распре­деляются между странами.

Поскольку объем внешней торговли у обеих сторон одинаков, рас­пределение выгод зависит только от того, чьи цены претерпели наи­большие изменения.

Правило распределений выгод гласит: выгоды от внешней торгов­ли распределяются прямо пропорционально изменениям цен у обеих сторон. Если соотношение цен в какой-то стране изменилось на X процентов (в процентах от цены свободной торговли), а в остальном мире – на Y процентов, то:

.

В нашем случае больший выигрыш пришелся на долю США. Страна, в которой цена упала на 100% по отношению к новой мировой цене (с 2 до 1), получила дополнительно 20 млрд. буше­лей в год (области b+d). Остальной мир, где цена выросла на  по сравнению с ценой свободной торговли (от 2/3 до 1), получил  млрд. бушелей в год.



[1] Площадь под кривой спроса до вертикали, отмечающей объем потребления, показывает, как расценивают потребители саму возможность приобретения сукна.

Предыдущая