КА  «Профессиональное тестирование»

А.Н. Федоров
Мировая экономика: лекции
Ростов-на-Дону, 2003.

Предыдущая

1. Основы мировой экономики

1.5. Условия международной торговли

Воздействие международной торговли на благосостояние, производство и потребле­ние во многом определяется установившимся соот­ношением мировых цен.

После установления соотношения между ценами на экспортируе­мые и импортируемые товары вводится понятие «условия торговли».

В нашем примере условия торговли показывают, какое количе­ство сукна получают США за каждый проданный иностранцам бу­шель пшеницы. Соответственно условия торговли для остального мира равны относительной цене на их экспортную продукцию – сукно.

Если понятие «условия торговли» относится более чем к двум то­варам, оно должно определяться как соотношение индексов экспор­тных и импортных цен. Индекс экспортных цен х) рассчитывается следующим образом:

где  Xi – доля каждого товара в суммарной стоимости экспорта в базисном году;

Рi – соотношение текущей цены на этот товар к его цене в ба­зисном году. Индекс импортных цен m) рассчитывается аналогично:

,

где mi, – доля каждого товара в суммарной стоимости импорта в базисном году;

рi – определяется так же, как и раньше.

Условия торговли равны отношению двух индексов:

1. Условия торговли зависят от изменения спроса на отдельные то­вары в соответствии с колебаниями цен. Производители товаров, спрос на которые остается практически неизменным, несмотря на изменение цен, будут, очевидно, иметь преимущества.

2. Условия торговли взаимосвязаны с «эластичностью» поставок или производства. В тех случаях, когда поставщики или производители то­вара быстро реагируют на изменение цен на данный продукт, страна-экспортер вряд ли выиграет от увеличения потребности в дан­ном товаре.

3. Условия торговли изменяются в зависимости от изменений усло­вий производства или потребления товара.

Индекс условий торговли дает информацию, характеризующую положение страны в мировой торговле.

Рост этого показателя обычно называют «улучшением» условий торговли. Подразумевается, что если иностранцы каждую продавае­мую им единицу экспорта оплачивают нам большим количеством импорта, мы становимся богаче. Однако это необязательно так.

Мы выигрываем, если условия торговли «улучшаются» в резуль­тате изменений у наших зарубежных партнеров.

«Ухудшение» же условий торговли за счет изменений в нашем по­ведении не всегда говорит о том, что мы что-то теряем или торговля становится для нас невыгодной. Например: нам удалось повысить эф­фективность производства экспортируемого товара, что привело к снижению цен и «ухудшению» условий торговли. Теперь мы будем получать выигрыш и от роста эффективности производства, и от уве­личения объема экспорта товара по более низкой цене.

Таким образом, информация об условиях торговли важна для оцен­ки изменений в благосостоянии, но использовать такую информа­цию следует только наряду с другими данными об объемах торговли и о причинах изменения цен.

Предыдущая