КА  «Профессиональное тестирование»

А.Н. Федоров
Мировая экономика: лекции
Ростов-на-Дону, 2003.

Предыдущая

2. Торговая политика государства

2.2. Влияние таможенных тарифов на потребителей, производителей и государство

Что же происходит после введения тарифа? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим ситуацию сво­бодной торговли. На рис. 2.1 представлен отечественный рынок автомобилей.

Рис. 2.1. Производство, потребление и импорт при свободной торговле:

- - - - мировая цена

Мировая цена показана горизонтальной линией. Кривые D и S – это кривые отечественного спроса на автомобили и предложения ав­томобилей соответственно. На мировом рынке автомобили продаются по цене 6000 долларов. Следовательно, при свободной торговле оте­чественная цена автомобиля также должна равняться 6000 долларов. При этой цене отечественный спрос равен Qd отечественное пред­ложение равно Qs , а разница Qd - Qs покрывается импортом.

На рис. 2.2 показаны результаты введения двадцатипроцентного та­рифа на ввоз автомобилей.

Тариф поднимает цену автомобиля до 7200 долларов. По этой цене импортеры готовы продать на внутреннем рынке любое количество автомобилей. Тариф поднимает и отечественную цену выше мировой. Это способствует росту отечественного производства. Отечественные фирмы увеличивают свой выпуск продукции от Qs до Q¢s. В точке Е на кривой предложения отечественная предельная цена равна 7200 долларов и таким образом превосходит мировую цену, равную 6000 долларов. Отечественные производители не должны платить тариф и могут себе позволить быть менее эффективными, чем их конкурен­ты на мировом рынке. Так, с точки зрения производства, тариф дис­криминирует иностранцев в пользу отечественных производителей.

Со стороны спроса эта цена побуждает потребителей сократить их совокупные покупки автомобилей. В целом потребители будут поку­пать автомобилей меньше, но при этом больше у отечественных про­изводителей и меньше у иностранных. Спрос падает с Qd до Q¢d по­требление смещается вдоль кривой спроса от точки G до точки F. Итоговым следствием является уменьшение импорта.

На рис. 2.3 и в табл. 2 дается детальный расчет потерь и выгод от введения тарифа.

Потребители платят более высокую цену за товары, которые они продолжают покупать.

Прирост цены составляет 1200 долларов за единицу товара. Умножив на количество Q¢d, мы получаем суммарные затраты, которые равны по величине площади прямоугольника LFHJ. Куда идут эти деньги?

Часть денег идет государству как доход от тарифа. Он равен им­порту, умноженному на тариф (1200 долларов), то есть площади прямоугольника ЕIНF. Доходы от тарифа представляют со­бой передачу средств (трансферт[3]) от потребителей государству.

Сумма, полученная государством от взимания пошлины, может быть направлена на различные цели: снижение налогов, увеличение расходов на социальные программы, увеличение окладов государ­ственных служащих.

Возросшие платежи потребителей частично идут также на увели­чение прибылей отечественных фирм. Этот трансферт соответствует площади четырехугольника ECJL: фирмы получают более высокие цены за свой первоначальный выпуск продукции Qs и присваивают разницу между ценой и предельными издержками на прирост объема производства, вызванный введением тарифа. В этой прибы­ли заключаемся главная привлекательность тарифа для фирм. Однако обществу она не приносит чистой выгоды. Эта прибыль является ско­рее переводом доходов от потребителей к производителям.

Затененная область ЕIС (треугольник А) в действительности соот­ветствует издержкам общества. Часть возросших платежей потребите­лей поддерживает неэффективное отечественное производство.

Неэффективность производства означает, что предельные издер­жки на производство единицы товара внутри страны превосходят цену покупки этого товара на мировом рынке.

 

Таблица 2

Потери (–) и выгоды (+) от введения тарифа

Потребители

Отечественные фирмы

Государство

Общество

Оплачивают доход от тарифа

– ЕIHF

 

Получает

тариф

+EIHF

0

Оплачивают прибыль фирмам

– ECJL

Получают

прибыль

+ECJL

 

0

Оплачивают

избыточ­ные издержки отечественного производства

– EIC

 

 

– EIC

Теряют излишек потребителя

– FGH

 

 

– FGH

Итого

– LFGJ

+ECJL

+EIHF

– (FGH+EIC)

Суммарный избыток отечественных предельных издержек над ми­ровой ценой (треугольник А) – это социальные издержки, вызван­ные тарифом. Ущерб от введения тарифа оплачивают потребители и общество, потому что ресурсы, которые притекают в отрасль, защи­щенную тарифом, могли бы использоваться более эффективно в дру­гих секторах экономики.

У потребителей появляются дополнительные издержки – область FGН (треугольник В). Это потеря излишка потребителя, вызванная снижением потребления с Qd до Q¢d. Предельная стоимость каждого дополнительного автомобиля для потребителей задается кривой спроса. Предельные издержки общества задаются мировой ценой. Когда пре­дельная стоимость автомобиля превосходит предельные издержки, со­кращение потребления является расточительством и увеличивает по­терю излишка потребителя. Эти издержки общества аналогичны от­ходам в производстве. Затененные области А и В представляют таким образом чистые издержки общества от введения тарифа.



[3] Трансферт – это такая выплата, которую не обменивают непосредственно на товары и услуги

Предыдущая