А.Н. Федоров
Мировая экономика: лекции
Ростов-на-Дону, 2003.
Предыдущая |
3. Международная экономическая интеграция
3.2. Региональные экономические группировки
3.2.2. Россия и ЕС
Предыстория наших связей с Европейским Союзом весьма небогата. Первое соглашение, чисто торгово-экономического характера, было заключено еще Советским Союзом в декабре 1989 года. Оно и было унаследовано всеми бывшими республиками СССР (кроме прибалтийских) и по сей день остается юридической базой их отношений с ЕС.
С распадом СССР необходимость нового документа стала безотлагательной и появилась идея договора «О партнерстве и сотрудничестве».
Россия с самого начала ставила вопрос о том, что этот документ должен налагать на стороны симметричные обязательства и быть проникнут духом подлинного партнерства, нацеленного на постепенную интеграцию нашей страны в европейское экономическое пространство. Россия предложила также подумать о создании зоны свободной торговли.
Первоначально российские предложения были восприняты «в штыки», но в октябре 1993 года европейские министры приняли решение в пользу России. И уже в декабре 1993 года была подписана Декларация о партнерстве и сотрудничестве, очертившая основные контуры будущего соглашения.
В сфере политического взаимодействия наши отношения выходят на такой же уровень, какой ЕС поддерживает с США и Японией. Не реже одного раза в год будут проходить встречи Президента РФ и руководителей Европейского Союза; регулярным станет диалог и на других уровнях, включая министров иностранных дел. Цель этих встреч – обеспечить согласование позиций Российской Федерации и ЕС по основным международным вопросам и выдвижение в случае необходимости совместных политических инициатив.
В экономическая области ЕС перестал относить нас к категории стран с «государственной торговлей» и признает «переходный» характер нашей экономики, что несколько ограничивает возможность применять против нас жесткие антидемпинговые санкции.
Кроме того, соглашение предусматривает сотрудничество в таких областях, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, наука и техника, поддержка малого бизнеса и т.д. На все сферы взаимодействия распространяется возможность пользоваться в случае необходимости финансовыми ресурсами программы технического содействия со стороны ЕС.
Однако, пойдя на определенные уступки в торговой сфере, наши партнеры остались непоколебимы во многих других вопросах. Сохранились ограничения в области иммиграции российских граждан на территорию ЕС. Нет прогресса и в финансовом взаимодействии с Европейским Союзом. По-прежнему закрыт для нас Европейский инвестиционный банк, который финансирует крупные проекты, в частности, инфраструктурные. Европейский Союз собирается создавать «трансевропейские сети» – в области транспорта, в том числе энергетического; Россия – за рамками и этого соглашения.
Все это означает, что вариант интеграции в Европу, понимаемый как вхождение в Европейский Союз, для России не существует. Об этом открыто заявил и Ж. Делор, бывший председатель КЕС.
Справедливости роли следует заметить, что членство в ЕС в обозримой перспективе и не отвечает нашим интересам, поскольку это потребовало бы от нас принятия заведомо невыполнимых обязательств[4]. Кроме того, структура российской экономики еще долгие годы будет отличаться от европейской, и, следовательно, цели экономической политики у нас не могут совпадать.
Однако поведение Европейского Союза в отношении России было бы неверно расценивать как недоброжелательное. По словам Ж. Делора, Россия не войдет в ЕС, но станет членом большого континентального Содружества, в котором должна быть обеспечена свобода передвижения товаров, услуг, людей, капиталов, сопровождаемая тесным сотрудничеством в разных сферах – экономике, политике, культуре, сфере безопасности.
[4] В соответствии с Маастрихтским договором, для вступления в ЕС страна должна прежде всего иметь демократический режим и соблюдать права человека.
Страна должна иметь конкурентоспособную рыночную экономику, адекватную административную структуру в государственном и частном секторах экономики.
Страна должна подключиться к обшей внешней и оборонной политике.
Членство в ЕС предполагает также включение в сложившуюся на сегоднящний день рамочную правовую систему Союза (так называемую acquis), которая объединяет:
– содержание, принципы и политические цели учредительных договоров, включая Маастрихтский договор;
– законодательную базу, принятую для реализации этих договоров;
– решения и декларации Союза;
– международные соглашения, включая соглашения между членами, связанные с деятельностью ЕС.
Предыдущая |